Владимиру Парасюку всего двадцать семь, но биография для такого возраста у него богатая. Он внефракционный депутат Верховной рады восьмого созыва, уверенно победивший в родном Львове, активист Евромайдана, сыгравший важную роль в отстранении от власти Виктора Януковича, и командир роты батальона «Днепр», раненный и побывавший в плену.
Кабинет у нардепа маленький и скромный. Помощница Юлия, правда, не жалуется, говорит, что бывает тут Владимир Парасюк редко.
Но, несмотря на это, к уроженцу Львовской области не прекращается поток посетителей. Сторонники говорят, что Парасюк старается «не подвести избирателя».
- Спасибо, что нашли время в своем графике. Начать хотелось бы с важного. Казахстанская оппозиция поддерживает Украину. Казахстанская власть — Россию. Назарбаев признал аннексию Крыма, сепаратистов в республике называют ополченцами. Что Вы думаете об этом?
- Я благодарю оппозиционных политиков и людей, которые поддерживают Украину в Казахстане, мы тоже их поддерживаем. Но есть вопрос режимов, которые созданы в странах. У нас тоже был режим, мы его победили и теперь строим страну сами. Может, этот процесс продлится десять лет, может, двадцать, а может, за год все получится. Но у нас в стране война. Это и есть то влияние Путина, который не хочет отпускать Украину. В вашей стране тоже наступит тот час, когда люди поймут, что покушаются на их свободу и достоинство, что есть другая жизнь. Молодые перспективные люди возьмут управление страной в свои руки. Я уверен, что империя Путина обречена. Сколько бы ни было договоренностей, сколько бы ни подкупал или убивал, система рушится.
- Что касается войны, в прессе появлялась информация о воюющих на Донбассе казахстанцах. Вы сами их видели, когда участвовали в боевых действиях?
- В этой войне есть две стороны. Вот, например, взять Чечню. Есть чеченцы, которые воюют за нас, а есть те, что против. И так по всем странам. И так же казахи есть, которые против нас, а есть и такие, кто поддерживают Украину. Я лично видел чеченцев и грузин, казахов — нет. Может, потому что не по всему периметру боевых действий мы были.
- Вас считают человеком, чье обещание на Майдане пойти на администрацию президента заставило Януковича бежать из страны. Может, Вы посоветуете, как изгнать других диктаторов?
- Вести против них чистую, прозрачную деятельность. За диктаторами только зло, ненависть, убийства. Нужно показывать людям другие человеческие качества: добро, понимание и возможность лучшей жизни. Но у Украины один путь, у Казахстана — другой. Мы Путина вместе с Януковичем выгнали из страны. Сейчас залог нашей победы — это экономический рост, чтобы мы показали, что независимы, что мы за европейские ценности, что победили коррупцию и сделали реформы. Это будет лучший удар по Путину.
- А какой путь у Казахстана?
- Казахстану предстоит формировать гражданское общество. Людям нужно объединяться в общественные организации, отстаивать свои права, управлять властью и показывать соотечественникам ее истинное лицо. Мы тоже шли к этому. Мы смотрим сейчас на Польшу, которая для нас пример в каких-то вопросах. Польша смотрит на Германию, которая других идеалов достигла. Может, мое интервью поможет изменить мнение какого-то количества ваших граждан. Нужно, чтобы этот процесс никогда не останавливался. Это как маятник, его запускают, и он движется, нельзя позволить, чтобы он остановился или кто-то его остановил.
- У нас в стране свои «маятники». Вот 26 апреля в очередной раз пройдут «выборы президента Назарбаева» с двумя подставными кандидатами. Оппозиция, например, предлагает избирателям бойкотировать такие выборы.
- Бойкот я поддерживаю. Нужно также требовать соблюдения своих прав. Такие выборы и такие поступки власти посягают на ваши права. Злу нужно противодействовать, а не молчать. Тот, кто молчит, содействует злу. Не нужно бояться.
- В Украине сложно представить такую ситуацию, когда оппозиция переживает не лучшие времена, партии создать невозможно, профсоюзы запрещены…
- У нас так было!
- Нет, Владимир, поверьте, даже в самые худшие времена Януковича такого не было.
- Потому что мы не позволяли до этого доводить.
- Хорошо, смотрите, у нас в Жанаозене люди вышли в 2011 году, требовали законных выплат. Полиция открыла по ним огонь на поражение, выживших посадили в тюрьмы. Что делать в таком случае, когда за любым неповиновением следует силовое подавление?
- Нас на Майдане тоже расстреливали. Мы потеряли честных, порядочных людей, но никто не остановился. Потому что в этот момент надо подумать, как мы хотим жить. Пусть в Казахстане даже миллион будет силовиков, но революция возможна, когда от оставшихся людей всего 5% пойдет против системы. Этот революционный настрой не сможет остановить даже миллион силовиков.
- То есть нужно делать свой Майдан?
- Да. Сейчас Путин пришел с армией и танками, но мы не испугались. Я считаю, что нужно противодействовать, пусть и высокой ценой. Ради наших детей и будущего эту цену можно заплатить.
Что я могу посоветовать — в первую очередь оппозиционным движениям всем, которые есть в Казахстане, нужно объединяться. Выработать общую позицию, убрать свои амбиции на задний план, как бы сложно это ни было. Начать работать и доносить до людей, как бывает по-другому. Можно на примере Украины. Мы за десять лет сделали две революции. Против нас шла репрессивная машина, которая реально убивала людей. У нас есть сотни неопознанных тел, сотни людей, которые пропали без вести.
У вас сейчас только такой путь сопротивления. Люди, которые стоят за правду, должны рисковать собственной жизнью. Я уверен, что первые удары по вашей системе очень простые, поверьте. На принтере можно распечатать листовки, раздавать людям и объяснять, как крадут деньги, как права нарушают. Тут должны быть и подпольная борьба, и открытое противостояние.
Поймите, Путина не станет — и все изменится. У вас люди запуганы, нужно взращивать в них патриотизм по отношению к своей стране. Не к России, а к Казахстану.
- Ведется много разговоров, что надо Северный Казахстан вернуть России. Например, «рупор» Кремля Жириновский не раз тему эту поднимал.
- У нас тоже, видите, забирают, но мы отдавать не хотим. И Крым мы заберем, поверьте. Скептики говорят, что мы отдали Крым и все — это неправда. Мы отобьем Донбасс и пойдем на Крым. Это наша земля. Мы воюем не оружием, а своим патриотизмом. Но этот уровень патриотизма диктовался историей. В Западной Украине была УПА, которая передала любовь к своей земле и патриотизм. А Восточная Украина только в 2015 году поняла, что такое патриотизм. Сейчас там есть сепаратизм на уровне одного процента, но мы смогли им передать это. У вас очень сложная ситуация, влияние Путина на вашу страну не меньше, чем на Украину. Война все равно рано или поздно началась бы, это был вопрос времени.
- А Пелевин написал, что если бы Вы не выступили в тот вечер на Майдане, то Янукович так и сидел бы с золотым батоном и Крым не аннексировали.
- У Путина есть мечта собрать империю вроде Советского Союза. И он все это прекрасно делает. Я человек радикальный. Считаю, что врага надо побеждать, а не договариваться с ним. Знаете, это как в простой компьютерной игре: с каждым уровнем все сложнее и сложнее. Победили Януковича, вышли на Путина, а после него уже никого не будет. Тут все очень просто.
- Как считаете, когда в Украине закончится война и стабилизируется ситуация?
- Сложно сказать, но я думаю, что процесс необратимый. Наша задача — сделать все, чтобы закончить эту войну. Может, десять лет будем воевать, может двадцать. Может, этим летом победим. Но в первую очередь нужна экономическая стабильность, развитие страны и позиция власти. Она у нас есть, но не до конца.
- Владимир, Вы стремительно прошли путь от активиста Евромайдана до депутата. Есть мнение, что из Вас получится хороший премьер или президент. У Вас есть в планах политическая карьера?
- Дал бы Бог. Я не боюсь ответственности. Дайте мне возможность стать министром внутренних дел или генеральным прокурором, и я всех пересажаю преступников. Всех. Но этому придет время. Я знаю, что такие молодые — не я, так другие — придут к власти и будут всех сажать. И посадим мы Кучму, Пинчюка, Ахметова, Левочкина, Клюева — всех олигархов, которые довели страну до такого состояния.
- То есть это вопрос времени?
- Посмотрите, через десять лет и в Казахстане будет все по-другому. А через двадцать лет Путина в живых не будет. Потому что я не видел человека, который так долго жил на такой нервной должности. Приезжайте к нам в Украину, давайте вместе работать, открывать ширмы, которые нам закрыли. Мы можем помочь друг другу. Там, где есть зло, ему помогает Путин. Так и напишите: Парасюк сказал, что Путин это больной человек, которого надо судить в Гаагском трибунале и назначить наказание — миллион лет на Марсе. Чтобы он никогда не дышал одним воздухом с нормальными свободными людьми.
- Назарбаева тоже туда же?
- Назарбаева можно на месяц. Как и Януковича. В каждой стране есть свой диктатор. Посмотрите историю: все они были до конца у власти. Но Бог есть над нами, и он не дал никому жить миллион лет. Он дает столько лет, сколько каждому человеку отпущено. Где Гитлер, где Сталин, где другие диктаторы, которые уничтожали свой народ? Так же будет с казахстанским узурпатором. С нашим уже случилось: в Ростове сидит. Но поверьте, мы и до него доберемся, привезем его на Майдан и будем спрашивать, как он народ довел до такого. Маятник должен двигаться и не останавливаться ни в коем случае. Даже если в Казахстане будет один человек, который будет его двигать.