-9 C
Астана
19 ноября, 2024
Image default

Почему народ не ходит на митинги?

Поче­му народ не ходит на митин­ги, хотя согла­сен с оппо­зи­ци­ей? С этим вопро­сом мы обра­ти­лись к акти­ви­стам граж­дан­ско­го обще­ства и поли­ти­кам, уви­дев, сколь­ко людей при­шло под­дер­жать демо­кра­ти­че­ские силы на суб­бот­нем митин­ге, орга­ни­зо­ван­ном пар­ти­ей ОСДП «Азат» и бло­ком «Наро­до­вла­стие» при уча­стии обще­ствен­ных объединений. 

Автор: Арман ДЖАКУБ, Нази­ра ДАРИМБЕТ

Митинг, про­хо­див­ший под лозун­гом «Пре­кра­тить рас­про­да­жу наци­о­наль­ных богатств Казах­ста­на!» собрал не более 700 чело­век. Хотя, каза­лось бы, тема его долж­на вол­но­вать каж­до­го казах­стан­ца. Из опро­са, про­ве­ден­но­го тут же, на месте, ста­ло понят­но, что сами люди свя­зы­ва­ют неже­ла­ние ходить на митин­ги с име­ю­щим место паде­ни­ем дове­рия к пар­ти­ям, а так­же все­воз­мож­ны­ми страхами.

Мно­го слов, но мало дела

Как рас­ска­зал нам один из рядо­вых чле­нов пар­тии ОСДП «Азат» в при­сут­ствии сво­их одно­пар­тий­цев, «будь его воля, он бы дома остал­ся». Свое имя он по понят­ным при­чи­нам огла­шать отка­зал­ся, одна­ко назвал речи высту­па­ю­щих пусто­зво­ном, от кото­ро­го нет реаль­ной поль­зы. Отме­тим, что на застав­ке сото­во­го теле­фо­на у него сто­ял порт­рет Адоль­фа Гит­ле­ра, а на вопрос, какую идею он бы с рука­ми и нога­ми под­дер­жал, ано­ним­ный аза­то­вец назвал наци­о­нал-соци­а­лизм по гер­ман­ско­му образцу.

Бро­си­лось в гла­за отсут­ствие на митин­ге моло­де­жи. Три­жды кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты Жак­сы­бай Базиль­ба­ев объ­яс­ня­ет это тем, что моло­дежь сей­час боль­ше заня­та выживанием:

- Роди­те­ли сего­дня вкла­ды­ва­ют в детей послед­ние день­ги в надеж­де, что они под­ни­мут не толь­ко себя, но и семью. А зна­чит, идея митин­га для них не совсем близ­ка, им бли­же цель стать успешными.

К сло­ву, в этот же день в Алма­ты про­хо­ди­ла пре­зен­та­ция ново­го сото­во­го брен­да, где моло­де­жи было хоть отбав­ляй. Сам же г‑н Базиль­ба­ев при­шел на митинг под­дер­жать идею: «Саму идею я под­дер­жи­ваю — стра­ну раз­ба­за­ри­ва­ют напра­во и налево».

Пен­си­о­нер­ка Вален­ти­на Фили­мо­но­ва счи­та­ет, что люди пере­ста­ют верить в перемены.

- Нет ни резуль­та­та, ни дей­ствия в этих собра­ни­ях. Нас, изви­ни­те, трах­ну­ли, а мы и мол­чим. Вот до чего нас дове­ли. Каж­дый в стране, вклю­чая и нас, ищет свой шкур­ный инте­рес. Нет един­ства в отста­и­ва­нии сво­их тре­бо­ва­ний, — заме­ти­ла пенсионерка.

Про­хо­жие, оста­но­вив­ши­е­ся послу­шать выступ­ле­ния поли­ти­ков, ока­за­лись соли­дар­ны с лозун­гом — стра­ну рас­про­да­ют ино­стран­ным олигархам.

- Все мы пони­ма­ем, что ино­стран­цы все ску­пи­ли и дик­ту­ют свои усло­вия. Куда катит­ся стра­на? — задал­ся вопро­сом один из про­хо­жих. — Я хочу, что­бы Назар­ба­ев спо­кой­но и доб­ро­воль­но ушел и отдал власть оппо­зи­ции. Ведь сре­ди них мно­го людей, боле­ю­щих за стра­ну. Я не хочу, что­бы у нас повто­рил­ся Еги­пет или Ливия. Ведь это не сам Назар­ба­ев дела­ет, а его окру­же­ние. Уйди он — и окру­же­ние исчез­нет, — вся­кие маш­ке­ви­чи, шоди­е­вы, инду­сы и про­чие. Пусть Назар­ба­ев при­зна­ет, что он пере­стал управ­лять страной.

В тол­пе митин­гу­ю­щих выде­ля­лись несколь­ко боро­да­тых  мужчин.

- Я при­шел сюда про­сто посмот­реть, о чем люди гово­рят, — при­знал­ся один из них. — Это все под­стро­е­но «свер­ху», что­бы люди пар выпус­ка­ли вовре­мя. У нас нет реаль­ной оппо­зи­ции. Одна­ко, сла­ва Алла­ху, чис­ло мусуль­ман рас­тет, и лет через пять­де­сят точ­но казах­стан­цы будут жить по-другому.

Народ не верит в свои силы

По мне­нию Мух­та­ра Тай­жа­на, пре­зи­ден­та фон­да им. Б. Тай­жа­на, суще­ству­ет несколь­ко при­чин тому, поче­му народ не ходит на митинг:

- Пер­вая — низ­кое граж­дан­ское и наци­о­наль­ное само­со­зна­ние, низ­кая пас­си­о­нар­ность, то есть отсут­ствие у людей подви­жек к актив­ным дей­стви­ям, к само­по­жерт­во­ва­нию. Ведь прий­ти на митинг в суб­бот­ний выход­ной день — это зна­чит пожерт­во­вать тем же вре­ме­нем. К тому же есть риск: все зна­ют, что тех, кто ходит на митин­ги, всегда

сни­ма­ют.

- Вто­рая при­чи­на — наш народ дав­но уже убе­ди­ли, что от него ниче­го не зави­сит. Вот я учил­ся в Поль­ше несколь­ко лет, там мно­го­ты­сяч­ные митин­ги, акции про­те­ста, там народ чув­ству­ет себя хозя­и­ном и твер­до убеж­ден, что имен­но перед ним долж­ны изви­нять­ся и объ­яс­нять­ся чинов­ни­ки. А у нас у наро­да нет тако­го чув­ства. Пока­зы­ва­ют по «Хаба­ру», что все хоро­шо, все пре­крас­но, а за кад­ром оста­ют­ся заба­стов­ки, голо­дов­ки… Насе­ле­ние уже зом­би­ро­ва­но офи­ци­аль­ной про­па­ган­дой, и боль­шин­ство дума­ет: «Навер­ное, толь­ко я так живу, у осталь­ных-то все заме­ча­тель­но, раз так пока­зы­ва­ют по теле­ви­зо­ру», — поде­лил­ся сво­им мне­ни­ем г‑н Тайжан.

- Ну и тре­тья при­чи­на — люди про­сто заня­ты само­вы­жи­ва­ни­ем, им неко­гда поду­мать о сво­ей жиз­ни, о буду­щем стра­ны. Они дума­ют о том, как про­дер­жать­ся до зар­пла­ты, рас­счи­тать­ся с кре­ди­том, обес­пе­чить детей необ­хо­ди­мым. А поли­ти­ка для них что-то дале­кое и никак не свя­зан­ное с их повсе­днев­ной жиз­нью, — закон­чил он.

От «двое­мыс­лия» систе­мы рушатся

Поли­то­лог Досым Сат­па­ев согла­сен с тем, что сни­же­ние тем­пов эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия в стране и рост без­ра­бо­ти­цы при­ве­ли к росту про­тестно­го настро­е­ния в Казах­стане, кото­рое сей­час выра­жа­ет­ся в локаль­ных соци­аль­ных взрывах.

- На офи­ци­аль­ном уровне посто­ян­но идет ссыл­ка на при­род­ное тер­пе­ние наших граж­дан, кото­рые гото­вы к любым слож­но­стям. Но если чело­век тер­пе­лив, то это еще не зна­чит, что он удо­вле­тво­рен сво­им положением.

Для того что­бы про­изо­шел соци­аль­ный взрыв, кото­рый может поко­ле­бать госу­дар­ствен­ную систе­му, нуж­на очень серьез­ная кри­ти­че­ская мас­са. Речь идет не о тех, кто ходит на пло­ща­ди с поли­ти­че­ски­ми лозун­га­ми, — таких во всех стра­нах при любых систе­мах все­гда мень­ше, чем пас­сив­но недо­воль­ных. Про­сто есть пас­сив­ная фор­ма про­те­ста у себя на кухне и актив­ная — на пло­ща­дях. То есть воз­ни­ка­ет пер­вое и самое серьез­ное про­ти­во­ре­чие, кото­рое небезыз­вест­ный Джордж Ору­элл обо­зна­чил как «двое­мыс­лие», кото­рое, кста­ти, и погу­би­ло Совет­ский Союз.

Но имен­но при мол­ча­ли­вом согла­сии пас­сив­ных оппо­зи­ци­о­не­ров систе­мы и рушат­ся, не рас­счи­ты­вая на то, что в их под­держ­ку люди вый­дут на ули­цу. Поэто­му тот факт, что мно­гие не ходят на митинг в под­держ­ку оппо­зи­ции, отнюдь не гово­рит о том, что эти же люди вый­дут на пло­щадь в под­держ­ку дей­ству­ю­щей вла­сти, если она их вдруг призовет.

Источ­ник: Газе­та “Голос Рес­пуб­ли­ки” №20 (196) от 03 июня 2011 года

See the article here:
Поче­му народ не ходит на митинги?

архивные статьи по теме

Российские деньги в земле Монтенегро

В Казахстане битие определяет сознание

Два лица Ержана Тунгушбаева, его партнеры из власти и бизнеса

Editor