«Казахстан является ключевым партнером Европейского союза как источник стабильности и богатства», — такими словами попрощался премьер-министр правительства Испании Мариано Рахой с президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Это произошло во время пресс-конференции в Астане, столице этой азиатской страны, во время визита Рахоя с целью укрепления деловых и торговых контактов между двумя государствами.
Компании, такие как Typsa или Maxam, специализирующиеся на производстве взрывчатых материалов для горнодобывающей промышленности, сопровождали (в очередной раз) главу правительства во время его визита в эту девятую по величине страну в мире. Также Indra, Airbus Military или Talgo имеют тесные связи и крупные деловые интересы в этом государстве, которое стремится использовать свои огромные ресурсы, чтобы уйти от зависимости в торговых контактах с Китаем или Россией.
Однако за два дня до официального визита казахско-испанские отношения проявились и во время заседания Национального суда в Мадриде. 27 сентября судьи приняли решение о переносе на один месяц вынесения решения по поводу апелляции, поданной на постановление об экстрадиции в Казахстан Александра Павлова. Он был задержан год назад в Мадриде на основании ордера Интерпола, крупнейшей международной полицейской организации, выданного по запросу центральноазиатского государства.
Политические группы, официальные институты и неправительственные организации со всей Европы направляют заявления с просьбой не позволить отправить этого заключенного в страну, которая, как они уверяют, не соблюдает основные права человека. В отличие от других европейских государств, в которых были задержаны диссиденты из этой центральноазиатской республики, Испания является единственными государством, подписавшим соглашение об экстрадиции с Казахстаном, которое вступило в силу в августе текущего года.
Стабильная страна
«Стабильность», которую упомянул премьер-министр правительства Испании, отражается в структуре Казахстана как государства, которое последним из республик СССР объявило о независимости. Тогда, в декабре 1991 года, в ходе референдума главой страны был избран Нурсултан Назарбаев. Будучи президентом, он изо все сил старается удержать свою должность, имеющую самое большое значение в этой президентской республике, где он также командует вооруженными силами. В 2006 году он оставил свой след в истории, лично изменив текст государственного гимна, о чем говорится в отчете ЦРУ World Factbook.
Назарбаев четыре раза подряд побеждал в президентских выборах. Начиная с первых выборов, международные наблюдатели заявляют о «явно несовершенном с процедурной точки зрения» проведении, а в 2012 году ОБСЕ отметила «многочисленные нарушения». Двумя годами ранее Назарбаеву был присвоен титул «лидера нации», он получил уголовную и административную неприкосновенность, которая распространяется на все его действия во время выполнения им обязанностей президента.
«В парламенте часто происходят перестановки, хотя обычно они сводятся к ротации доверенных лиц президента», — говорится в справке об этом государстве, подготовленной Министерством иностранных дел Испании. Президент, обладающий очень сильной властью, управляющий одной из десяти стран с крупнейшими залежами нефти в мире, с 2011 года может гордиться запуском в Кашагане, расположенном в северной части Каспийского моря, крупнейшего нефтяного месторождения, открытого за последние 40 лет. Консорциум западных компаний восполнил нехватку добывающей инфраструктуры в этой богатой бывшей советской республике.
Александр Павлов, в настоящее время находящийся под стражей в Эстремере, покинул Казахстан в 2009 году. Он был доверенным человеком Мухтара Аблязова, олигарха и миллионера, главы казахстанской оппозиции, который в 2012 году получил политическое убежище в Великобритании вместе со своими бывшими соратниками по бизнесу. Благодаря занимаемой в начале этого десятилетия должности министра энергетики спустя короткое время работы в правительстве Аблязов стал узнаваем во всей Европе.
Он основал крупнейшую оппозиционную партию в стране, что привело к его преследованию со стороны авторитарных властей, сообщается в резолюции Европейского парламента и подтверждается выдачей Великобританией решения о предоставлении ему политического убежища. В 2009 году, вместе с тремя другими членами правления «БТА Банка», он был обвинен в незаконном выводе за границу 6 миллиардов долларов и мошенничестве, что произошло в том же году, когда правительство Назарбаева выдало распоряжение о национализации банка. О нем снова заговорили в СМИ, когда этим летом, покинув территорию Великобритании, он был задержан во Франции.
Павлов был начальником охраны Аблязова. После того как ему были предъявлены обвинения в растрате банковских средств путем создания компании-прикрытия, он был задержан на станции Шамартин 11 декабря 2012 года. Интерпол, по запросу казахстанской прокуратуры, отметил его «красным уведомлением» (red notice).
В отличие от его бывшего шефа (в настоящее время заключенного под стражу во французской тюрьме), Павлов может быть отправлен в Казахстан, поскольку Испания подписала с этой азиатской страной соглашение об экстрадиции. Оно вступило в силу 1 августа текущего года и было подписано в ноябре 2012 года, за месяц до задержания этого члена казахстанской оппозиции.
Отчет национального центра разведки «без подтверждения»
В последующие месяцы после задержания Павлова второй отдел Национального суда получил документы также по другому обвинению — в терроризме. В марте 2012 года прокуратура Казахстана распространила посредством национального телевидения информацию о покушении, которое не было осуществлено благодаря действиям государственных служб безопасности. Павлов и другие доверенные лица Аблязова были обвинены в планировании террористического акта в парке развлечений Family Park в Алматы.
При таком преступлении соглашение об экстрадиции, заключенное между Испанией и Казахстаном, позволяет автоматически отклонить рассмотрение возможной политической подоплеки в преследовании лица, которому приписывается такое действие.
Как и во всех случаях экстрадиции, Национальный суд не вникает в оценку, обосновано ли вменение в вину преступления. Однако сложности в выяснении истинных причин задержания привели к тому, что по этому делу выразил мнение Национальный центр разведки (CNI). В отчете, представленном в Национальном суде по делу Павлова, доступ к которому имела газета El Confidencial, Национальный центр подчеркивает, что «правительство Казахстана обвинило Павлова за дело БТА с целью проведения быстрой экстрадиции и получения информации об окружении Аблязова».
В отношении обвинения в терроризме дело менее ясное. «Существует непроверенная информация, полученная из открытых источников, о связи Павлова с террористической деятельностью в Казахстане», — говорится в отчете CNI. «Источники и проверенные данные не были признаны достаточно надежными, что не позволяет провести полностью подтвержденную оценку потенциальной степени опасности» Павлова для национальной безопасности.
Несмотря на утверждение, что «по поводу обвинения в терроризме мы не имеем никакой информации, которая бы это подтверждала», CNI считает, что на основании цитируемой информации присутствие казахстанца могло бы представлять потенциальную угрозу для национальной безопасности.
Во время подготовки отчета испанской разведки защита Павлова подала ходатайство о предоставлении ему политического убежища. Как обычно бывает в таких случаях, Межведомственная комиссия по вопросам убежища и защиты наверняка учитывала мнение УВКБ — Управления Верховного комиссара ООН по правам беженцев. Несмотря на это, как сообщает адвокат Павлова и как подтверждают источники в УВКБ, консультация не была проведена в нормальном порядке: срок, в течение которого было направлено уведомление о деле — факс был прислан 24 мая, чтобы принять решение в понедельник 26 мая — не позволил управлению получить доступ к полным материалам дела задержанного.
Дело Павлова в Конгрессе
Павлов ожидает решения Национального суда, которое будет принято на этой неделе. Изабель Сантуш, член португальского парламента и представитель ОБСЕ, обеспокоенная отчетами европейских институтов о ситуации по соблюдению прав человека в Казахстане, не получила разрешения от испанских тюремных властей посетить Павлова.
В апреле текущего года Европейский парламент в своей резолюции заявил, что власти Казахстана не должны использовать борьбу с терроризмом в качестве «предлога», чтобы запретить оппозиционную деятельность. Также не избежали критики ЕС и обвинения в «экстремизме», которые привели к запрету бывшей партии Аблязова и связанных с ним СМИ — решениям, принятым на основании «судебных постановлений, которые нарушают принципы свободы слова и объединения и вызывают огромный страх у независимых СМИ и оппозиции перед будущими актами репрессии».
Госдепартамент США высказывается с использованием таких же терминов. Произвольные задержания, злоупотребления и пытки — это всего лишь край айсберга: «Одним из самых важных аспектов в деле о нарушении прав человека является отсутствие независимой судебной системы и доступа к справедливому судебному разбирательству», — говорится в этом отчете.
Неправительственные организации, такие как Human Rights Watch, Amnesty International или польский фонд «Открытый Диалог» (который начал сбор подписей на Change.org) идут еще дальше. Они сообщают о безнаказанности сил безопасности, которые остановили, приведя не менее чем к 17 человеческим жертвам, демонстрацию в Жанаозене в декабре 2011 года. Правительство Казахстана обвинило Аблязова в финансировании беспорядков. По мнению этих организаций, пытки в отношении диссидентов являются распространенной практикой в переполненных тюрьмах этой азиатской страны.
В этот понедельник делом Павлова займется испанский Конгресс депутатов. Наряду с другими парламентскими группами партия «Союз, прогресс и демократия» намерена разобраться в ситуации, в связи с чем завтра главе правительства будут направлены различные вопросы. «Как правительство объяснит такой неравный подход в отношении к представителям недемократического государства?» — так звучит один из вопросов, доступ к которым получила газета El Confidencial. Ирене Лоцано, из группы magenta (партия «Союз, прогресс и демократия»), так резюмирует свою позицию: «Помимо этого случая мы обеспокоены критериями, на основании которых ведется внешняя политика этого государства, которое не соблюдает права человека».
По таким причинам, как эта, и в связи с подтверждением фактов политического преследования, Польша и Великобритания за последние два года отказали в экстрадиции или предоставили политическое убежище казахстанским диссидентам. Правительство Италии ограничилось заявлением о «незаконности» задержания жены Аблязова, высланной помимо ее воли в Казахстан, без наличия какого-либо официального соглашения, что привело к тому, что занимавший в то время позицию руководитель кабинета Министерства внутренних дел был отстранен от занимаемой должности. Чехия и Венгрия — это еще два государства, в которых должны быть приняты решения по делу о запросах казахстанского правительства.
Заслушав обжалование защиты Павлова, Национальный суд Испании 25 октября примет решение, которое должно будет быть утверждено советом министров. Второй отдел Национального суда в своем решении говорит о том, что существование соглашения об экстрадиции уже само по себе является «доказательством взаимного доверия между двумя странами».
Читать оригинал статьи: