Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с несколькими журналистами и блогерами и ответил на их вопросы. Запись интервью позднее была показана в эфире республиканских телеканалов. Эксперты считают, что «власти относятся к СМИ не как к институту демократии, а как к инструменту».
ВСТРЕЧА В АКОРДЕ
27 декабря Акорда сообщила о встрече президента с журналистами и разместила на своей странице в социальной сети двухминутный короткий отрывок видеозаписи встречи.
В нем Назарбаев, сидящий в окружении журналистов и блогеров – всего их семеро — рассказал о причинах недавней перестановки в руководстве. Полная версия интервью, в ходе которой были подведены итоги года и даны ответы на вопросы журналистов, была показана 28 декабря в эфире республиканских телеканалов.
Репортер Азаттыка обратился почти ко всем семи участникам встречи с президентом, чтобы разузнать, как организовывалось интервью и готовились вопросы, однако никто из них не изъявил желания рассказывать об этом опыте. В пресс-службе Акорды также предложили направить вопросы в письменном виде.
«ПРИВЫЧНЫЙ ФОРМАТ ДЛЯ ВЛАСТЕЙ»
В последние годы Назарбаев собирает нескольких журналистов и проводит встречи, больше похожие на пресс-конференции. Президент на этих встречах рассказывает о крупных позитивных событиях в стране, подводит итоги года и говорит, о «предстоящих задачах».
Репортеры, отобранные из числа журналистов крупных государственных СМИ и изданий, принадлежащих возглавляемой Назарбаевым партии «Нур Отан», во время встреч иногда задают президенту вопросы личного характера. Были моменты, когда к моменту завершения интервью, журналисты исполняли вместе с ним песни.
Гульнар Бажкенова, побывавшая на одном из таких интервью в 2017 году, рассказала Азаттыку, как ее пригласили и какие впечатления она получила от интервью. По словам Бажкеновой, [пресс-служба Акорды] перед интервью предварительно запросила перечень вопросов, которые журналисты собирались задать президенту.
Бажкенова говорит, что «в 90‑е годы Назарбаев после любого мероприятия выходил к журналистам и напрямую отвечал на их вопросы, сейчас его интервью приобретают некую торжественность».
- У нас характер власти такой. Потому что в Казахстане, как бы это ни скрывали, сакрализация власти уже идет. Разговоры за круглым столом (встречи Назарбаева с журналистами — Ред.) вписываются в это. Даже сама эстетика этих встреч с журналистами работает на сакрализацию власти, — говорит Гульнар Бажкенова.
Журналистка считает, что «президент отвечает на вопросы не в прямом эфире не потому, что опасается неожиданных вопросов, а потому, что Назарбаев привык к этому формату».
- Он человек старой закалки. Даже интервью считает пустой тратой времени. Поэтому вот эти встречи [интервью, которые проходят не в прямом эфире] стоят усилий, — говорит Бажкенова.
«ДВЕРИ БЫЛИ ОТКРЫТЫ»
Сейтказы Матаев, первый пресс-секретарь президента, занимавший этот пост в 1991 — 1993 годы, считает, что после всенародного референдума 1995 года, на котором президентские полномочия были продлены до 2000 года, Назарбаев начал отдаляться от общества.
— Говорят, что сейчас вопросы распределяет пресс-служба. Прежде такого не было. Возможно, опасаются вопросов (неожиданных). Назарбаев в 90‑е годы был очень открытым. Встречался со всеми. Двери пресс-службы были открыты, никаких ограничений в виде пропуска не было, — говорит Матаев.
Политолог Досым Сатпаев говорит, что «в политической системе, установившейся в Казахстане, в каком бы формате ни проходила встреча президента с журналистами, она будет больше похожа на постановку, где каждый должен будет безукоризненно сыграть свою роль».
- У нас были прямые эфиры. Якобы прямые включения президента с разными регионами Казахстана. Это было в первой половине 2000‑х годов. Тогда было больше креатива. Тогда пытались быть в тренде – «общение президента с народом». Сейчас власть уверовала в то, что она сейчас является главным игроком. Ей уже этого не надо – играть в демократию, — говорит эксперт.
По его мнению, Назарбаев «с каждым годом отдаляется от общества».
- Он стал заложником той системы, которую сам создал. И по мере того, как в Казахстане усиливаются авторитарные тренды, мы видим то, что глава государства все больше и больше находится немножко в другом измерении – политическом, информационном. Это видно из его послания, это видно из его постоянных заявлений. Власть считает, что в стране порядок… Она не обращает внимания на то, что внутри страны очень много потенциальных социальных мин, которые могут взорваться, — говорит Досым Сатпаев.
17 октября этого года президент Назарбаев посетил с визитом Финляндию и встретился с президентом страны Саули Ниинистё. Во время пресс-конференции по итогам встречи финский журналист спросил у Назарбаева, примет ли он участие в выборах 2020 года. Назарбаеву в Казахстане такой открытый вопрос никто не задавал. Досым Сатпаев говорит, что «Назарбаев во время официальных визитов за рубеж чувствует себя некомфортно, потому что там сложно отказаться отвечать на вопросы».
Однако, считает эксперт, встречи с журналистами не проходят в прямом эфире не потому, что Назарбаев боится неожиданных вопросов, а из-за беспокойства, что неудобные вопросы могут вызвать обсуждение в обществе».
- В принципе, учитывая то, что он опытный политик, он все равно найдет ответ на любой вопрос. И касательно демократического развития, и про оппозицию. Я думаю, их пугает не то, что президент не сможет ответить на поставленный вопрос, а сам факт постановки этого вопроса. Если этот вопрос появится, если его публично зададут – этот момент больше всего пугает [пресс-службу Акорды], — говорит Сатпаев.
«ВЛАСТИ РАССМАТРИВАЮТ СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ»
Бывший генеральный директор телерадиокомплекса президента Казахстана Махат Садыков, один из журналистов, который провел много интервью с Назарбаевым и позднее организовывал интервью президента, говорит, что журналистов для встречи с президентом отбирает пресс-секретарь. На вопрос репортера Азаттыка о том, получают ли сотрудники СМИ конкретные указания, он ответил так: «Это зависит от пресс-секретаря президента. Он решает. Могут пригласить человека, который много пишет о президенте».
По его словам, никаких ограничений для журналистов [желающих задать вопрос вне утвержденного перечня] нет.
- Если журналист, собирающийся на интервью, пожелает задать тот или иной вопрос, никаких препятствий нет. Конечно, все зависит от ответственности журналиста, его образования, креативности. Лично я не сталкивался с ситуацией, когда кому-то запрещали задавать вопрос, — говорит он.
По мнению генерального директора Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиевой, «казахстанские власти СМИ рассматривают не как демократический институт, а как средство по распространению их идей, планов и проектов среди населения».
- Здесь Назарбаев придает значение не тому, как проходит встреча, а делает акцент на том, чтобы донести какие-то идеи до общества через СМИ. Вообще, встреча со СМИ – это, в основном, как мне кажется, происходит в посткоммунистических странах. Я не думаю, что президентам европейских стран нужны такие встречи. Они каждый день открыты СМИ. Журналисты могут участвовать во всех заседаниях, — говорит эксперт.
«МНОГО ВОПРОСОВ КАСАТЕЛЬНО СЕМЬИ»
Политик Амиржан Косанов, который в 1994–1997 годы был пресс-секретарем 1994–1997 бывшего премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина и правительства, называет две причины, по которым президент не выходит в прямой эфир для общения с населением.
- Во-первых, президент и другие ветви власти в этом не заинтересованы. Во-вторых, такая тенденция, чуждая требованиям демократии, возникает в результате политической несостоятельности самой власти, ее морально-психологического состояния. К тому же назрело достаточно много вопросов, касающихся лично президента, его семьи, близкого окружения. Власти не готовы на них ответить, — говорит он.
По словам политика, «эти действия ведут к определенным последствиям».
- Сегодня никто не верит распространяемым официальными СМИ ответам (Назарбаева).
Потому что во время этих интервью не задают вопросов, которые на самом деле волнуют население, не говорят горькую правду. Люди мало верят самим СМИ, которые оглядываются наверх, на настроение президента и не могут отойди от проявления культа личности, — говорит Амиржан Косанов.
78 –летний Нурсултан Назарбаев руководит Казахстаном с 1989 года. В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР утвердил его президентом республики. Во время первых в истории Казахстана всенародных президентских выборов 1 декабря 1991 года единственный кандидат в президенты Нурсултан Назарбаев, набрав 98,7 процента голосов избирателей [по официальным данным], был переизбран президентом Казахской ССР. С тех пор Назарбаев постоянно побеждал на всех внеочередных и очередных президентских выборах.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»