Таким вопросом задался дипломат и активный блогер Казбек Бейсебаев, рассуждая в своем материале о пороках несменяемой власти. Он полагает, что казахстанцы вполне способны выбрать во власть достойных людей. Так почему за нас отвечают, что мы не готовы к демократии?
…На прошлой неделе общался с одним иностранцем, работающим в Казахстане. Он по работе довольно часто встречается с нашими чиновниками разного уровня, пару раз даже был принят в головном офисе Нур Отан. И вот, что он отмечает. Все его собеседники говорят штампами и произносят заученные фразы, что в Казахстане все хорошо, страна динамично развивается, есть трудности переходного периода, но они успешно преодолеваются. Удивляется, мол, неужели, они думают, что иностранцы не видят реальную картину?
На вопрос, когда в Казахстане наступит реальная демократия, как прозрачные и настоящие выборы, монотонно отвечают, что Казахстан имеет свою особенность, что со временем придем к подлинной демократии, но народ пока еще не готов к этому…
С первым тезисом трудно не согласиться, ибо каждая страна неповторима и имеет свои особенности. Но вот насчет не готовности к демократии и к выборам, то это мы слышим уже более 20 лет. За это время уже выросло целое поколение.
Известный писатель Варлам Шаламов, проведший много лет в лагерях, написал, как лагерная жизнь влияет на всех от самих заключенных до лагерного начальства: «Лагерь — отрицательная школа целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели- инженеры, геологи, врачи, — ни начальники, ни подчиненные.…. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно лгать — и жить. Можно обещать — и не исполнять обещаний и все-таки жить.… Инженеры, геологи, врачи, прибывшие на Колыму по договорам с Дальстроем, развращаются быстро: длинный рубль, закон — тайга, рабский труд, которым так легко и выгодно пользоваться, сужение интересов культурных — все это развращает, растлевает, человек, долго поработавший в лагере, не едет на материк — там ему грош цена, а он привык к богатой, обеспеченной жизни».
Это было давно и Гулага нет, но какие-то параллели найти можно. Постоянное нахождение у власти тоже отрицательная школа. Моральные барьеры также отодвигаются куда-то в сторону. Люди, попавшие во власть, быстро меняются. Длинный тенге и одностороннее толкование законов развращает. Молчание народа и возможность легко и с выгодой пользоваться безвольными бюджетниками приводит к вседозволенности. Теряется чувство реалий, можно обещать, но не выполнять. Человек, долго проработавший большим чиновником, привык к богатой, обеспеченной жизни. Он, как ему кажется, по праву решает, что его народу можно и что нельзя.…
В прошлое воскресенье во Франции прошли муниципальные выборы, где правые взяли реванш у левых. В крупных городах идет настоящая борьба между политическими партиями. Глав маленьких городов и деревень избирают не по политической принадлежности, а исходя из личностных качества кандидата, его умения решать насущные проблемы жителей. Как говорится, лишь бы человек был достойный. Например, в городке Сэн-Сэран сюр Иль в девятый раз подряд мэром избран Марсель Бертоме. В этом нет ничего удивительного, законодательство позволяет. Но дело в том, что ему 92 года и ему, по идее, нужно думать о другом. Однако, избиратели посчитали, что он, несмотря на годы, находится в хорошей физической форме и может дальше успешно справляться со своими обязанностями. Ничего не поделаешь, демократия.…
В другом городе проигравший своему сопернику несколько процентов мэр написал в твиттере обращение к горожанам: «Я был горд, что был вашим мэром». Ничего необычного в том, что избиратель предпочел другого, не произошло. У проигравшего есть шанс выдвинуться снова на следующих выборах. В конечном счете, тот же народ решает, кому возглавлять их город. Это тоже демократия.
Мэром Парижа впервые в истории мэром избрана женщина. Это не только демократия, а еще гендерное равенство.
В 2008 году в Казахстане была принята государственная программа «Путь в Европу» на 2009—2011 годы. Данный документ в основном касался экономического сотрудничества с государствами Европы, почти такой же известный нам принцип «сначала экономика, а потом политика».
Политической части посвящен маленький абзац, где предполагалось либерализация политической жизни страны, приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям, совершенствование законодательства о выборах, политических партиях, средств массовой информации, реформирования государственной службы, судебной системы и других сфер общественных взаимоотношений.… Судя по тому, что о европейском пути уже не вспоминают, эта программа, как программа-2030, по всей видимости, выполнена…
Вполне вероятно, что в силу устоявшегося патернализма и отсутствия опыта политической культуры, казахстанский избиратель трудно понимает свою роль в выборах всех ветвей власти. Но выбрать местного акима, где один критерий — решение конкретных проблем села или города, он, наверное, способен… Здесь не политика, здесь реальная жизнь, с которой сталкивается каждый из нас.
Почему за нас отвечают, что мы не готовы к демократии… Мы что не в состоянии выбрать местную власть…
И вообще, почему за нас думают и решают…
Источник: KAZBEI.org