Назира Даримбет, 23.01.2013
Во время моей работы веб-редактором в Казахской службе Радио Свобода/Азаттык многие читатели и журналисты делали замечания, что в последнее время сайт заполонила религиозная тема. Но когда находишься внутри, как-то не замечаешь, со стороны виднее, как говорится. После ухода я решила проанализировать эту проблему и, действительно, открыла много для себя интересного.
31 октября прошлого года в Алматинском бюро Азаттыка прошла онлайн-конференция некоего Бейбита Сапаралы, которого редакторы казахского сайта представили как религиоведа, однако, как он сам заявил, «институтов он не заканчивали». Он признается в прямом видеоэфире, что его религиозное образование состоит всего лишь из нескольких познавательных курсов при Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК)!
«Это делают такфирийцы, ваххабиты, салафиты…»
Этот «религиозный деятель» тем не менее обвиняет приверженцев других исламских течений в терроризме, клеймит официальную мечеть, и разъясняет читателям и слушателям, что такое Ад и Рай.
Ссылка: http://www.azattyq.org/content/kazakhstan_online-conference_with_beybit_saparaly/24757301.html
А эта полная версия онлайн-конференции:
http://www.youtube.com/watch?v=LQub06fWC_c&feature=player_embedded
Чтобы читателям было понятно, поясним Бейбит Сапаралы — бывший журналист, работавший в свое время в провластных СМИ, во время онлайн-конференции, он откровенно называет представителей других исламских течений террористами и проповедует догмы суфизма.
Если рассказать более подробно об онлайн-конференции, она шла полтора часа в прайм-тайм, вместо анонсированного часа. На 17-ой минуте гость начинает критиковать ДУМК – Духовное управление мусульман Казахстана, которое якобы ворует пожертвования прихожан из мечетей, которое, по его словам, не ведет никакую исламскую пропаганду среди 11 миллионов мусульман в Казахстане. Откуда такая цифра, если населения то в Казахстане всего около 16 миллионов?! Таким вопросом ведущий не задается, главное, чтобы гость эфира говорил то, что нужно.
На 19-ой минуте Бейбит Сапаралы начинает рассказывать о «несправедливом осуждении» в 2010 году лидеров казахских суфиев Исматуллы и Саята Ибраева по статьям за экстремизм. При этом он заявляет, что Саята Ибраева к суфизму привел именно он сам, научив молиться.
На 22-ой минуте Сапаралы начинает разъяснять аудитории, что такое суфизм, и почему он близок казахам. Далее он критикует бывшего депутата парламента Бекболата Тлеухана и призывает его покончить с пагубным увлечением «неправильным Исламом» и вернуться к истинному Исламу. Известно, что Бекболат Тлеухан считается одним из лидеров казахских коранитов – просвещенной ветви ваххабитов. Затем говорит, что также другие исламские течения являются источниками терроризма, повторяя каждодневные слова генерального прокурора и председателя КНБ Казахстана. Известно, что только в 2012 году по обвинению в терроризме осуждены 83 жителя Казахстана, которые являлись приверженцами того или иного исламского течения.
Вот кусочек текста на казахском языке (приводим на тот случай, если редакторы Казахской «Свободы» срочно зачистят свой веб-сайт, как это они делают каждый раз после своих «косяков»):
«Қазақстанда терроршылар бар. Оны қоғам да сезініп отыр. Жастарды зомби қылады. Мысалы такфирилер, уаххабилер, салафилер, — деді Сапаралы», что в переводе на русский означает:
«В Казахстане террористы есть. Это чувствует и общество. Они зомбируют молодежь. Это делают, например, такфирийцы, ваххабиты и салафиты, — сказал Сапаралы».
Возможно, после этой статьи видеозапись онлайн-конференции «религиозного деятеля» Бейбита редактора Азаттык также удалят, как секс-видеоролики скандальной молодежной группы «WiFi-25» или похотливые стишки из проекта «Чат-Айтыс» и сделают вид, что «нет трупа – не было и убийства». Но в необъятном Интернете есть эта видеофиксация очередного позора и очередного идеологического преступления редакторов Азаттык/Свободы.
За свою грязную работу, между прочим, ребята из «WiFi-25» получали неплохие деньги, по 1000 долларов в месяц каждый. Сама видела, как они хвастаясь, показывали мне квитанции, где расписывались за полученный гонорар. Это притом, что работающие годами репортеры Азаттыка получают копейки.
Такое ощущение, что казахские редакторы «Свободы» не только религиозно, но сексуально озабочены, раз позволяют появляться на своем сайте таким поэтическим сочинениям, где мужчин призывают изливать сперму не куда попало (речь идет о проекте «Чат-Айтыс»), а именно туда, куда надо, а также где расписываются утехи с девицами в сауне да ночные секс-забавы с первыми и вторыми женами. Это подробно было описано в статье журналиста Ермека Болтая «Чат-Айтыс. Поэзия, эротика, цензура…» на сайте Kub.info
Чем Козлов хуже Исматуллы?
Разговоры о том, что Радио Свобода/Азаттык стало рупором лжесуфистов Казахстана, завербовавших самого директора Казахской редакции Едыге Магауина идут давно. Говорят также, что на это повлияло появление в Азаттыке весной 2010 года небезызвестного Галыма Бокаша, имеющего скандальную репутацию идеолога суфистов в Казахстане, который когда-то пытался создать секту на государственном телеканале «Казахстан». Неугодные журналисты тогда были уволены им и поднялся большой скандал, после которого самого Бокаша убрали с телеканала. В Интернете достаточно информации про темное прошлое Бокаша.
И сейчас на Азаттыке происходит тоже самое, что и в свое время на телеканале «Казахстан».
Чтобы не быть голословными, просто приведем некоторую статистику.
Слово «сопылық», то есть «суфизм» на казахском языке там встречается, согласно поисковику на сайте Azattyq.org 34 раза, из них это 30 раз за время редакторства Галыма Бокаша, которое началось весной 2010 года. Зато «уаххаби», казахский эквивалент слова «ваххабизм», только 3 раза за тот же период времени.
Кстати, когда власти Казахстана обвинили в экстремизме и терроризме лидеров казахских суфиев и начался судебный процесс над ними, Азаттык освещал каждый его этап детально.
На одно заседание суда 26 августа 2010 года почему-то с фотоаппаратом пошел даже сам директор Алматинского бюро Куанышбек Кари, обязанности которого вроде совершенно иные. Он был ненадолго задержан полицией, что дало повод поднять шумиху вокруг этого, мол, журналиста незаконно задержали, давление на свободу слова и т. д.
Вот ссылка на этот истеричный репортаж:
http://www.azattyq.org/content/Kazakhstan_Azattyq_correspondent_briefly_detained_covering_sufi_trial/2138150.html
Но куда деваться Куанышбеку Кари, если он тоже является давним приятелем, соратником Бокаша, пришедшим на эту должность благодаря своему патрону? Мало того, что Едыге Магауин, Бокаш, Кари, редакторы и журналисты казахской редакции — Ермек Тилеген, Рахат Мамырбеков — выходцы одного региона, земляки, они все одного жуза, почти все одного рода, к тому же поддерживают суфизм. Бокаш в свое время работал вместе с Ермеком Тилегеном и Рахатом Мамырбековым на телеканале «Казахстан», где последние были ведущими религиозных передач. Куанышбек Кари и Галым Бокаш вместе работали и учились в Иране. Разве мало доказательств их давней связи?
Религиозная тематика, особенно суфийская стала одной из главных тем на сайте «Свободы» по-казахски, призванной продвигать демократические ценности.
Еще один тому пример, если британский композитор Карл Дженкинс ставит в Лондоне премьеру симфонии «Шакарим», туда в ноябре 2011 года летит делать репортаж сам директор «Свободы» Едыге Магауин. Это мероприятие в Лондоне финансировал казахский олигарх, поддерживающий якобы казахских суфиев Мегдат Кулжанов. Интервью с ним, соответственно, пафосно выставляется на Азаттыке.
Когда симфонию «Шакарим» в октябре 2012 года ставят в Алматы, то событие освещает уже чуть ли не пол-редакции местной «Свободы».
http://www.azattyq.org/content/kazakhstan_premiere_of_the_jenkins– shakerym_was_held_in_almaty/24736032.html
Казахского поэта и философа Шакарима, которого преследовали и убили красные чекисты во время ранних сталинских репрессий, нынешние лжесуфисты причислили к своему лидеру. Места его скитаний в казахских степях и гибели являются сакральными для казахских суфиев и они ездят туда на паломничество. Фотографии с его исторических мест составляют основу главных репортажей «Свободы», один их них был приурочен к 80-летию гибели суфия Шакарима.
http://www.azattyq.org/content/kazakhstan_shakerym_died_80_years_ago/24359686.html
Нынешние лидеры казахских суфиев – Исматулла Максум и Саят Ибраев – тоже стали главными ньюсмейкерами Азаттык/Свободы». Хроника их преследования стала одной из главных тем радио Азаттык, кочующих из месяца в месяц, из года в год. Например, Саят Ибраев за последние два года на сайте казахской «Свободы» упоминается 11 раз, Исматулла Максум 6 раз. Зато изгнанный из Казахстана лидер демократической оппозиции Акежан Кажегельдин за время редакторства Галыма Бокаша упоминается в казахских репортажах «Свободы» только 3 раза.
Еще пример, когда в октябре 2012 года состоялась апелляция по делу Исматуллы, в редакции была форменная истерика по освещению этого события: ставилась новость за новостью, затем большой материал, в то время как материал по апелляции осужденного за помощь жанаозенским нефтяникам лидера казахстанской оппозиции Владимира Козлова прошел с большим трудом высокое редакторское одобрение, с отговоркой, «мол, все равно приговор останется без изменений».
«Что я наделал, что я наделал?!»
Ничего не имею против суфистов, если руководство какой-либо редакции исповедует определенную религию и большинство сотрудников оказывается также ее приверженцами, возможно, тоже ничего страшного, в конце-концов, это личное дело каждого.
Однако, когда в связи с этим формируется контент, редакционная и кадровая политика, когда большинство сотрудников оказываются адептами чуть ли не одной секты, которых связывает не только журналистское прошлое, но и давняя дружба, это уже злоупотребление полномочиями и нарушение принципов журналистики, тем более когда это СМИ — не твое частное издание, а международное, существующее на деньги госбюджета США.
Вызывает большую обеспокоенность, когда вместо обычной творческой атмосферы в редакции царит атмосфера непрофессионализма, где трайбализм и интриганство процветает. Это серьезно подрывает имидж авторитетного, международного СМИ, миссией которого является продвижение демократических ценностей.
Чего хотело добиться руководство Азаттыка, онлайн-конференцией «религиозного деятеля» Бейбита Сапаралы? Возможно, одобрения тогдашнего президента Стива Корна, находившегося в те дни в Алматы, продемонстрировав ему техническую подкованность сотрудников Алматинского бюро.
Но не тут-то было! Несложный вроде технический эксперимент на онлайне методом «Google Hangout» с грохотом провалился! Доступный для многих тинейджеров и не требующий особых знаний, он оказался не под силу сотрудникам Азаттыка.
На 37-ой минуте в эфире пропадает звук гостя студии и ведущего, зато становится слышно Едыге Магауина, который отчаянно пытается исправить ситуацию и в панике говорит с техниками из пражской редакции на английском языке. Магуин почти в истерике кричит на английском, что ищет и не может найти какие-то кнопки. Все эти закулисные технические разговоры идут в прямой эфир, потому что ведущий Рахат Мамырбеков нажал не ту кнопку. А его прямой начальник Магуин исполняет роль ассистента-звукорежиссера. В какой-то момент на казахском Магауин говорит про себя: «Что я наделал, что я наделал?!», и опять его слышат все зрители.
Наделали вы, господин Магауин, наделали, и немало, и за все придется когда-нибудь ответить!
Article’s URL: http://www.kub.info/article.php?sid=30047