Внимание прессы и общества к судьбе экс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева обеспокоило власти и силовиков. Об этом красноречиво говорит та поспешность, с которой представители силовых структур бросились после публикаций о его задержании разъяснять журналистам, что на самом деле Бергея Рыскалиева никто не задерживал в аэропорту, не отрицая при этом информацию о его домашнем аресте.
Автор: Артур ШАХНАЗАРЯН
Не скроем, такое разъяснение получили и мы по телефону вечером 20 августа. Но, откровенно говоря, засомневались в достоверности этой версии. Почему? Во-первых, наш источник в прокуратуре еще раз подтвердил информацию о том, что экс-акима задержали именно в аэропорту, когда он пытался вылететь в Москву рано утром. Во-вторых, не могли разные источники сообщить одну и ту же информацию разным СМИ.
Как нам кажется, скорее всего, сначала силовики слили в СМИ информацию о задержании Рыскалиева в аэропорту, а потом сообразили, что в аэропорту действовали, возможно, не совсем согласно букве закона, ибо что-то подсказывает нам, что получить рано утром разрешение на арест бывшего чиновника они вряд ли бы сумели. Вот и пришлось отыграть назад. Впрочем, остаются вопросы о законности домашнего ареста, но тут, как говорится, силовики «поймали тишину».
Но самое любопытное — информация коллег из атырауской газеты «Ак Жайык» о документах, которые представил Генеральной прокуратуре председатель КНБ Нуртай Абыкаев (эх, хотелось бы увидеть в этот момент выражение лица Аслана Мусина, чьим человеком был Бергей Рыскалиев). Порядка 70 отказных дел, в которых так или иначе фигурировали Бергей Рыскалиев и его брат Аманжан!
Как итог, 20 августа у ДВД области появился новый руководитель — Арман Кенесулы Жалмуханбетов. Бывшего начальника ДВД Атырауской области Рахмаджана Досанова отправили пока в кадровый резерв. Сама собой напрашивается мысль, что наказан он за то, что пошел на поводу у экс-акима и не давал хода заявлениям граждан и так далее, отказывая в возбуждении дел против акима, его брата и других приближенных особ. Однако ДВД не мог отказать в возбуждении уголовных дел без согласия надзорного органа — прокуратуры! Будут ли там кадровые изменения?
А еще у населения области вызывает горькую усмешку упоминание в материале «Ак Жайык» рыбных дел в увязке с акимом области. Ведущее икорное производство Казахстана «Атыраубалык» — «Жайыкбалык» — фактически несколько лет уже как банкрот. Красной рыбы и черной икры нет. Сгубили. Так что расхищать там нечего. И «пилить» нечего, потому как правительство РК так не выделило обещанных миллиардов тенге на реабилитацию рыбного производства.
Куда более понятной выглядела бы версия отставки и домашнего ареста экс-акима области из-за его конфликта с нефтяными компаниями. Но ее почему-то нет. А ведь достаточно вспомнить историю серного проекта ТОО «Доссор процессинг» стоимостью $3 млн. По договору с ТШО канадская компания намеревалась поставить в районе железнодорожного поселка Доссор расфасовочный цех. Но внезапно средь белого дня в поселке произошел «зеленый бунт». Толпа то ли жителей поселка, то ли темных личностей перекрыла движение поездов, ворвалась в цех серы, избила рабочих… Со слов менеджмента ТОО «Доссор процессинг», в организации «экологического бунта» якобы были виноваты акимат области и родственники акима, требовавшие поделиться долей в проекте в 40%. Но как было дело на самом деле — так и осталось тайной, известно только, что «Тенгизшевройл» вынужден был отказаться от договора с ТОО «Доссор процессинг» и от этого проекта.
Вообще, по ощущениям, поток жалоб на акима Рыскалиева со стороны нефтяных компаний на олимп власти мог быть практически беспрерывным. Вспомнить, например, требование акимата области к нефтяникам перечислять деньги в ТОО «Зеленстрой» по проекту озеленения Атырау общей стоимостью в один миллиард двести миллионов долларов! Крупные компании, такие как ТШО и НСОК («Аджип ККО»), наотрез отказались финансировать этот проект, несмотря на то что акимат умудрился увязать перечисление денег в ТОО «Зеленстрой» с получением разрешения на эмиссию. В конечном итоге нефтяным компаниям пришлось бы платить гигантские штрафы за незаконную эмиссию или останавливать добычу нефти.
Остановить добычу нефти на Тенгизе! Да это был бы мировой скандал, который вряд ли бы понравился нефтяным боссам из НК «КазМунайГаз».
Атырау бурлит. Уже новоназначенный аким виновато заявляет, что никаких родственников он с собой в область не привез. Но ему не верят…
22 августа, рано утром, истекут 72 часа после появления информации о домашнем аресте экс-акима Атырауской области. По логике, пора бы родиться новости о возбуждении уголовного дела против экс-акима или о снятии с него ограничения на передвижение. Однако 21 августа было тихо. На властном олимпе идет политический торг вокруг дальнейшей судьбы команды Бергея Рыскалиева.
Причем интрига уже не столько вокруг Бергея Рыскалиева (его политическая карьера, скорее всего, завершена), а вокруг политической судьбы главы администрации президента Аслана Мусина. А подобные торги любят тишину. Ставки здесь очень высоки, ибо, как известно, тот, кто в Казахстане потерял власть, потерял и свободу.
Originally posted here:
Потерял власть – потерял свободу? Часть II