Будучи очевидцем прошедшего в Алматы Антиевразийского форума, позволю себе высказаться о данном мероприятии с точки зрения стороннего наблюдателя. Что называется, без правых и левых. Только факты.
Прежде всего меня сильно удивили заявления организаторов о том, что в небольшом конференц-зале отеля «Казжол» собралось полтысячи противников Евразийского союза. Смею заверить — это неправда. Всего зал в «Казжоле» вмешает 150 человек, если ужаться, то 170, но не более. Однако учитывая, что людей было действительно много, стояли в проходах, то всего на форуме присутствовало 200—210 человек. Кстати, эту цифру мне подтвердил и менеджер отеля, отвечающий за конференц-залы.
Получилось, мягко говоря, не совсем комфортно. Все-таки политический форум не рок-концерт, когда ноги сами пускаются в пляс. Поэтому наблюдать за людьми, переминающимися три часа с ноги на ногу в душном помещении, было не очень приятно.
Удивили и другие проколы организаторов. Если вы называете свое мероприятие республиканским форумом, то пытайтесь соответствовать заявленному уровню. Однако ни обеда для участников предусмотрено не было, ни кофе-чая с бутербродами никто не предложил. И уж совсем меня удивило, что даже вода для участников не была предусмотрена.
Также отсутствовал синхронный перевод с русского на казахский и с казахского на русский. Что, в общем-то, является нормой для такого рода политических мероприятий. Понимаю, что 99% собравшихся были казахи, но не уверен, что все они прекрасно понимали казахский язык или русский, я уж не говорю о представителях других национальностей.
Допускаю, что зал «Казжола» не оборудован системой для синхронного перевода, но в этом случае в качестве модератора, ведущего форума, нужно было поставить человека, прекрасно владеющего двумя языками. Чтобы он мог вкратце донести суть выступления оратора на русском или казахском языке.
В этом качестве, наверное, прекрасно подошел бы Амиржан Косанов, но его не было. Почему? Это отдельная тема — о знаковых фигурах, отсутствующих на форуме.
Я внимательно отслеживал те заявления, которые делали организаторы в преддверии Антиевразийского форума. Например, Айдос Сырым в конце марта заявил: «Главным и важным мероприятием сезона я считаю проведение Антиевразийского форума, на котором намерен выступить с большим докладом. В настоящее время, находясь в отпуске, я его готовлю». Но, к удивлению присутствующих, политолог не появился на форуме.
Отсутствовали Мусагали Дуамбеков, Досым Сатпаев, Евгений Жовтис, Амиржан Косанов, Мухтар Шаханов, Расул Жумалы, Жармахан Туякбай (лидер ОСДП совсем недавно разместил открытое письмо на эту тему к президенту Нурсултану Назарбаеву) и так далее. Это я перечисляю тех, чье присутствие так или иначе было анонсировано в прессе или кто входил в ближний круг организаторов мероприятия. Ведь, как обещал главный организатор Жанболат Мамай, «в плане представительности форум, можно сказать, будет более чем респектабельным».
Однако на деле идея высказать решительный протест Евразийскому союзу не смогла объединить его оппонентов, и даже собрать вместе национал-патриотов не получилось. Как обычно, симпатии-антипатии и личные взаимоотношения взяли вверх. Причем, когда я спросил у Жанболата Мамая, почему на форуме отсутствовали знаковые для оппозиции страны фигуры, он ответил, что не знает, и посоветовал обратиться с этим вопросом к тем, кто форум проигнорировал.
Но даже присутствовавшие на форуме Серикжан Мамбеталин и Ермек Нарымбаев с трудом смогли получить право на короткое выступление. По неофициальной информации, главным распорядителем форума, если угодно, теневым модератором, был Тулеген Жукеев и именно он решал, кому дать слово, а кого на форуме видеть не желательно.
Кстати, о выступлениях. То, что они были антироссийской и антиевразийской направленности, вытекает из самого названия собрания. Но замечу, что организаторы мероприятия с самого начала заявляли, что на форуме будет дан серьезный политологический и экономический анализ Евразийского союза, выступят как сторонники, так и противники евразийской идеи.
Так вот, выступлений сторонников не было, да и с анализом было не густо. К примеру, политолог Дастан Кадыржанов двинул спич на 35 минут, но его изящные рассуждения на вольную антиевразийскую тему с французскими и латинскими вкраплениями с трудом находили путь в умы и утомили основную часть слушающих.
Не задалось выступление и у экономиста Меруерт Махмудовой, вероятно, по причине того, что она не смогла воспользоваться наглядным материалом и продемонстрировать слайды к своему докладу. Поэтому выступление получилось скомканным, не очень наглядным и понятным по содержанию.
И это еще один прокол организаторов. С технической точки зрения — это был провал. Микрофоны регулярно отключались, завывали и «фонили», что сильно било по ушам. Почему нельзя было отстроить предварительно звук, тоже осталось загадкой.
Но, впрочем, на все эти шероховатости можно было бы и не обращать внимания, если бы Антиевразийский форум имел свое логическое продолжение. Напомню, Жанболат Мамай обещал, что «Антиевразийский форум станет барометром интеллектуальной и профессиональной состоятельности патриотов Казахстана», покажет «стране и всему миру, что есть умные, толковые, продвинутые граждане, которые в состоянии укрепить страну, сохранить ее государственность». Что он (форум) не превратится в «пустую говорильню», а мы покажем всем, что готовы «взять ответственность за будущее страны».
А знаете, какой был самый популярный вопрос после окончания Антиевразийского форума? Люди подходили друг к другу и с недоумением спрашивали: дальше что? Ну, посидели, поговорили, выпустили пар, а что теперь? Ведь на форуме кроме принятия резолюции не было принято никаких конкретных решений по практическим шагам. Митинги, пикеты, комитет, движение, создание политической партии? Что дальше?
Можно, конечно, поверить на слово Жамболату Мамаю, который после окончания Атиевразийского форума на свой страничке в Facebook заявил, что это только первый шаг и «если власть не прислушается к нашим доводам и аргументам, мы будем действовать очень активно и проводить митинги, акции протеста». Однако на ум почему-то пришла фраза: «Свежо предание, но верится с трудом».