Пока Нурсултан Назарбаев пытается наверстать упущенное и уменьшить ущерб, нанесенный имиджу Казахстана после беспорядков в Жанаозене, местные силовики продолжают оказывать давление на население.
Власти Казахстана стремятся как можно скорее улучшить свой имидж после того, как в городе Жанаозен на западе страны 16 декабря силовики расстреляли толпу, устроившую беспорядки. Через несколько дней после объявления в Жанаозене режима чрезвычайного положения президент страны Нурсултан Назарбаев лично побывал в Мангистауской области, заехав в Актау и Жанаозен, где с мая проходят протесты нефтяников против руководства национальной нефтяной компании “Казмунайгаз”.
Уволить “виновных”…
Нурсултан Назарбаев признал политическую ответственность властей за эскалацию конфликта в Жанаозене. “Из-за того, что некоторые государственные служащие не прислушивались к мнению людей, там возникли такие проблемы”, — передает слова президента его пресс-служба. Президент также признал, что “в целом требования нефтяников были обоснованными”.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Нурсултан НазарбаевНикто, впрочем, не ожидал, что Назарбаев сделает столь далеко идущие выводы о вине отдельных политических фигур в Казахстане. В четверг, 22 декабря, стало известно не только о том, что будут уволены аким (глава) Мангистауской области и руководители компании “Казмунайгаз” и дочернего “Озенмунайгаза”, но и зять президента Тимур Кулибаев. Последний руководит национальным фондом “Самрук-Казына”, который распоряжается 100 процентами акций “Казмунайгаза”. Причина — “невыполнение поручения по урегулированию трудового спора в Мангистауской области”. Впрочем, когда именно будет отстранен от своей должности Кулибаев, входящий, кстати, в совет директоров российского концерна “Газпром”, Назарбаев до сих пор не уточнил.
… и трудоустроить уволенных
Принятию кадровых решений в верхах предшествовали обещания правительства трудоустроить “низы” — нефтяников, которые бастовали в течение последних месяцев, после того как в ответ на требования поднять зарплату руководство “Казмунайгаза” уволило их. Власти продолжают активно убеждать в том, что обстановка в Жанаозене стабилизировалась, что журналистам и независимым наблюдателям обеспечен свободный доступ в места, где произошли беспорядки. Помимо этого, генпрокуратура Казахстана пообещала привлечь к расследованию событий в Жанаозене экспертов из ООН.
Тем самым власти постарались снизить остроту обвинений в том, что с начала протестов местная администрация в лучшем случае бездействовала, в худшем проявила предвзятость в трудовом споре между работниками нефтяной компании и ее руководством, тем самым способствовала эскалации конфликта. С другой стороны, Астана пытается рассеять подозрения в том, что недостаточно активно действует для разрешения конфликта и не обеспечивает прозрачность расследования.
Астанинский кнут
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Последствия беспорядков в Жанаозене В Астане недвусмысленно дали понять, что берут на себя только политическую ответственность за произошедшее, но не за вспышку насилия в Жанаозене. В частности, не за действия силовых органов, которые, как видно на кадрах любительской съемки, опубликованных в интернете, стреляли на поражение в убегающую и безоружную толпу, а затем добивали раненых дубинками. Фактически вся вина за эскалацию конфликта пока возлагается на тех, кто устроил беспорядки или участвовал в них со стороны нефтяников. Усилия органов правопорядка сконцентрированы именно на поимке “зачинщиков”.
Формально казахстанские силовики пообещали выяснить правомерность применения оружия во время беспорядков. Полиция оправдывает свои действия, заявляя, что участники беспорядков тоже были вооружены. Силовики уже получили поддержку от самого Назарбаева, раньше следователей определившего, что полиция действовала в рамках закона. В таких условиях проведение объективного независимого расследования представляется сомнительным.
Неясно, будет ли проведено расследование свидетельств очевидцев, говорящих о том, что и после расстрела протестующих продолжаются нарушения закона со стороны правоохранительных органов. В частности, журналист “Новой газеты” сообщает о случаях превышения полномочий и несоразмерном применении силы при задержании, пытках в СИЗО и ИВС, необоснованных арестах и так далее.
Судя по заявлению независимой общественной комиссии, в которую вошли известные казахстанские общественные деятели, не соблюдается обещание обеспечить наблюдателям доступ в конфликтный регион. Участники комиссии, занимающейся расследованием обстоятельств трагедии, по их словам, пока так и не смогли попасть в Жанаозен. Судя по сообщениям с мест, сохраняется и коммуникационная изоляция района конфликта — далеко не всегда работают телефон и интернет.
Автор: Михаил Бушуев
Редактор: Наталья Позднякова
Источник: www.dw-world.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read this article:
Последствия Жанаозенского бунта: кнут и пряник Астаны