Инцидент со сбитым Турцией российским самолетом стал самым обсуждаемым событием этой недели. Хотя оно не касается напрямую Казахстана, но произошло между близкими ему странами. По мнению историка Асылбека Бисенбаева, этот случай ярко обнажил ущербность многовекторной политики.
Во вторник, 24 ноября, на сирийско-турецкой границе рухнул российский бомбардировщик Су-24М. Самолет, как заявляют турецкие власти, был сбит F‑16 ВВС Турции. Россия ждала извинений от турецкой стороны, но в Анкаре считают, что все сделали правильно. Мировые лидеры высказали по этому поводу свою позицию, и не все мнения были в пользу России. В свою очередь МИД Казахстана сделал заявление в духе многовекторности, что тоже вызвало неоднозначную реакцию.
Как этот случай отразится на имидже Казахстана на международной арене? И какие он будет иметь последствия для нашей страны? НАКАНУНЕ.kz попросило помочь ответить на эти вопросы историка Асылбека Бисенбаева.
Дружить со всеми не получится
Пришло время казахстаснким властям определиться и отказаться от многовекторной политики. Так прямо обрисовал свою позицию Асылбек Бисенбаев.
«Мы «дружим» с Россией, с которой у нас заключены общие договоры в рамках ТС, ЕАЭС, ОДКБ и в то же время с Турцией, здесь у нас тоже есть целый пакет документов. К тому же, мы помним, что Турецкая Республика практически первой признала независимость Казахстана», — напоминает он.
По его мнению, сейчас ситуация такова, что Казахстан уже не сможет придерживаться своей многовекторности.
«Ситуация в мире, особенно после этого инцидента с российским самолетом становится напряженной и имеет тенденцию к обострению. А мы продолжаем дружить со всеми одновременно: хотим в Европу и в то же время состоим в Евразийском союзе. Но нам придется все-таки делать выбор в силу того, что наш союзник и сосед — Россия проводит в последнее время довольно агрессивную и непредсказуемую политику, — говорит Асылбек Бисенбаев и приводит примеры. — Она нарушает международные договоры, которые сама инициировала. Это проявилось по отношению к Грузии и Украине, участие в боевых действиях в Сирии привели к печальному инциденту с Турцией, также одностороннее использование Каспийского региона в борьбе для участия в бовеых действиях в Сирии».
Что касается заявления казахстанского внешнеполитического ведомства, то Асылбек Бисенбаев назвал его неудовлетворительным.
«Заявление МИД, мягко говоря, носит общий характер, которым они пытаются свою позицию трактовать как поддержку и той, и другой стороны. Но в данном случае, такие заявления лучше не делать», — заметил он и разъяснил. — «Потому, что они не внушают понимания четкой позиции для собственных граждан, и оцениваются не лучшим образом и Турцией, и Россией. Заявление неоднозначное и непонятное. К тому же, перед этим, спикер сената заявил, что есть необоснованное сбитие российского самолета. Хотя с этим можно поспорить, и такие высказывания как раз являются показателем того, что Казахстану необходимо уже определиться с внешнеполитической позицией».
На взгляд историка, мы не можем уже поддерживать и тех, и других, как раньше.
«Общая ситуация в мире такова, что нам надо сделать выбор. Власти должны решиться на это, потому что ситуация движется в сторону напряженности, в силу заявлений Ердогана, генсека НАТО, Обамы, ООН и других представителей международного сообщества. Все они сделали однозначные заявления не в пользу России. К тому же, мы вступаем в ВТО, хотя это торговая организация, но, тем не менее, все очень тесно сопряжено с политикой. И на данный момент, коридор очень сужается», — убежден Асылбек Бисенбаев.
Аналитик полагает, что Казахстан будет вынужден отказаться от многовекторной политики. «Думаю, это вопрос времени и обострения ситуации, а она будет обостряться, судя по всему. И в ближащее время нам придется выбирать. В настоящее время происходит изоляция России от мирового сообщества и пора задуматься: нужен ли нам такой союзник?».
Русских туристов заменят европейцы
Как известно, после инцидента российские туркомпании прекратили продажу путевок в Турцию. Как отразится сей демарш на туристической сфере не только России, но и Казахстана? Обвалится ли туристический рынок Турции после отказа российских туристов от любимого направления?
По мнению Асылбека Бисенбаева в этом нет трагедии. «В первую очередь, если говорить о безопасности туристов, то по сравнению с Египтом Турция более успешно действует в этом направлении. Но после того как сбили российский самолет есть вероятность действий со стороны ИГИЛ (запрещенная в России организация — ред.) на территории Турции. Но на мой взгляд, турецкие власти приложат огромные усилия для сохранения безопасности туристов. Потому что туристическая отрасль дает им примерно 24—25 миллардов долларов в год, ежегодно страну посещает около 33 миллионов человек», — говорит он.
Что касается реакции России, лишающей Турцию российского туриста, то, по словам Бисенбаева, от этого пострадают только сами россияне.
«Конечно, Путин может запретить работать туроператорам в этом направлении, но это решение ударит по самой России. Если взять туристическую карту, то относительно недорогой отдых в Египте сейчас закрыт, и если они закроют для себя Турцию, то практически у них остается только северное побережье Крыма. Но там сейчас вообще непонятно что происходит, — рассуждает он. — И потом, российские туристы составляют 11% от общего потока туристов, это примерно 3—3,5 миллиона человек. Для Турции этот вопрос легко заменяемый в силу общей мировой ситуации, просто произойдет перераспределение туристов из Северной Африки, где любили отдыхать европейцы. И если Турция удержит ситуацию, то поток европейских туристов переместится туда».
По его словам, казахстанцы также не пострадают в случае отказа россиян работать с турками в сфере туризма. «Во-первых, из Казахстана в Турцию летали не через Россию, а через Кавказ. И здесь, думаю, туристическая сфера опеартивно отреагирует. До начала туристического сезона есть несколько месяцев, к этому времени, казахстанские туроператоры уже определяться, как работать дальше. Не вижу в этом трагедии», — уверен Асылбек Бисенбаев.
Неприлично скрывать свои доходы
В ходе разговора мы также попросили нашего собеседника прокомментировать слова председателя ФНБ «Самрук-Казына», заявившего на этой неделе, что «обсуждение размеров бонусов топ-менеджеров неприлично и портит инвестиционный климат».
“Это прямо влияет на инвестиционный климат. Кто к нам придет работать? Мы же хотим, чтобы у нас работали менеджеры мирового класса. Кто к нам придет в страну, когда их бонусы обсуждают в прессе, парламенте. Это неприлично… Если мы хотим улучшить инвестиционный климат, нам надо воздерживаться от таких обсуждений”,-, Умирзак Шукеев, отвечая на вопросы журналистов.
Реакция Шукеева вызвала у нашего спикера, мягко говоря, удивление.
«Вообще-то, я всегда думал, что инвестиционная привлекательность зависит от прозрачности государственной политики, профессиональных действий правительства, открытости компаний и борьбы с коррупцией. Поэтому я, честно говоря, удивлен такими высказываниями. По-моему, наоборот, неприлично скрывать свои доходы, находясь на таких должностях», — не скрывал удивления Асылбек Бисенбаев.
По его словам, общество имеет право интересоваться доходами госменеджеров.
«Чем ниже коррупция, тем лучше инвестиционный климат. И если компания со 100-процентным государственным участием, то ее деятельность должна быть прозрачной. СМИ, народ Казахстана имеет право знать: кто там сколько получает. И если действия правительства и компаний непрозрачны, то инвестор сюда просто не придет, это же ясно. А подобные заявления, наоборот, не способствует инвестиционной привлекательности Казахстана», — заключил Асылбек Бисенбаев.