Накануне годовщины расстрела жанаозенцев 16 декабря мы задались вопросом: какой самый главный урок должна вынести власть из этих событий и вынесла ли вообще? Наши респонденты — профсоюзные и общественные деятели — оказались на удивление единодушны.
Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
Вместо диалога — ужесточение
Представитель комитета «Жанаозен ‑2011» Ерлан Калиев считает, что события в Жанаозене стали лакмусовой бумагой, которая показала неэффективность методов власти.
- Однозначно, что силовыми методами проблему не решишь. Вот это в первую очередь должны понять. Никакого урока власть не извлекла, судя по последнему заявлению Назарбаева работникам «Кармета», что бастовать нельзя, иначе всех будут наказывать. Я данное заявление расцениваю как угрозу с намеком на жанаозенские события, — считает Ерлан Калиев.
Общественный деятель Найля Чуйкина уверена: никаких выводов руководство страны не сделало. Доказательством тому — решение законодательно ужесточить ответственность профсоюзов за трудовые конфликты, тогда как надо было бы подумать, как наладить диалог с рабочими.
- Активных граждан называют экстремистами, а к Трудовому кодексу поправки вносят! — недовольна г‑жа Чуйкина. — Власти в первую очередь после Жанаозена должны были понять, что нужно идти на диалог, а репрессиями ничего не добьешься.
Такого же мнения придерживается профсоюзный деятель Андрей Пригорь. Он советует Акорде не игнорировать людей.
- Власть не считает нужным идти на диалог с рабочими. Так и думают, что все должны подчиняться беспрекословно, чтобы никто голову не поднимал. Министерство труда выступило за ужесточение ответственности профсоюзов за «провоцирование» трудовых конфликтов. Что это значит?! Требовать выдачи долга по заработной плате — провоцирование конфликта?! — возмущен Андрей Пригорь. — Власть не считается с людьми и рабочими. Рабочие для них — всего лишь средство прибыли. Власть не обращала внимания на Жанаозен: устанут — разойдутся, похолодает — разойдутся. Не разошлись!
Новые шаныраки неизбежны?
Активист Соцдвижения Казахстана Дмитрий Тихонов также считает, что игнорирование и замалчивание проблем народа ничем хорошим не закончится.
- По прошествии этого года видно, что власть никаких уроков не вынесла из Жанаозена, так как напряженные моменты сохраняются как среди рабочих коллективов, так и среди социальных групп. По всей видимости, власть и не будет менять отношение к нам, поэтому новые шаныраки, думаны, жанаозены будут неизбежны, — считает Дмитрий.
Главный редактор «Молодежной газеты» Берик Жагипаров, напротив, уверен, что урок все же был извлечен и Жанаозен не повторится.
- Там цена вопроса порядка 20 миллионов долларов была, эксперты подсчитали. Из-за этих 20 миллионов долларов власть столько проблем себе приобрела, что дешевле было бы решить проблему мирным путем, так как за положительный имидж пришлось платить гораздо больше, — считает Берик Жагипаров. — Так что в следующий раз президент не допустит повторения ситуации, тем более на закате своей жизни такое кровавое пятно получил. Даже если закрыть рты озвучивающим проблему, саму проблему это не решит.
Угрозы и шантаж ничего не решат
Председатель общественного объединения «Шахтерская семья» Наталья Томилова полагает, что самый главный урок — впредь не допускать таких ситуаций, а реагировать быстро и правильно на претензии работников.
- Власть не должна стоять в стороне от трудовых конфликтов, как она это делает и отдает все на откуп работодателю. Политика невмешательства — самая главная ошибка властей. До сих пор работодатель посредством административного ресурса подавляет недовольство рабочих, — заявила Наталья Томилова. — Но это до поры до времени. Я считаю, что Жанаозен повторится, и не факт, что он не повторится в Карагандинской области, среди шахтеров. Мы узнаем о положении на шахтах непосредственно от самих шахтеров. Огромное количество жалоб, а трудовые споры набирают обороты.
Наталья Томилова говорит, что, когда к ним поступает жалоба, они в первую очередь обращаются к директору предприятия, то есть дают возможность разобраться своими силами.
- Потом обращаюсь в прокуратуру, потом — в департамент Минтруда. Идут отписки, что никто не имеет права вмешиваться в частную деятельность. Это что такое?! Если работодатель нарушает законы, то надо принимать к нему меры! — считает г‑жа Томилова.
Continue reading here:
Политика невмешательства — главная ошибка власти