ПОЕЗДКА В ЛОНДОН
В британской газете Financial Times развивают тему поездок в Европу действующего председателя комитета нацбезопасности Казахстана Карима Масимова.
Азаттык ранее уже писал о скандале в Великобритании, связанном с возможным финансированием компанией «Казахмыс» (сейчас Kaz Minerals – Ред.) поездки стоимостью почти 100 тысяч долларов в 2011 году в Париж семьи Масимова, который в то время был премьер-министром Казахстана. Поскольку акции компании, принадлежащей миллиардеру Владимиру Киму, котируются на Лондонской бирже, британские власти имеют право расследовать, было ли нарушено антикоррупционное законодательство страны. В то время профильное ведомство Британии сообщало, что осведомлено об обвинениях, но не стало отвечать на вопросы о возможном расследовании.
Новые данные, полученные FT, позволяют изданию предположить, что два года спустя тот же казахстанский чиновник, который раздавал поручения относительно парижского путешествия, вновь отправлял инструкции менеджеру «Казахмыса» – на этот раз относительно поездки в Лондон. «К тому времени г‑н Масимов стал главой аппарата президента казахстанского диктатора Нурсултана Назарбаева», — отмечает издание.
FT утверждает, что в ноябре 2013 года советник Масимова поручал директору «Казахмыса» (оба использовали личные электронные адреса, по данным FT) «организовать гостиницу, транспорт и “культурную программу” для семьи [Масимова]».
Британское издание сообщает, что в результате, поездка, возможно, была отменена. Но, добавляет FT, прецеденты 2011-го, а теперь и 2013 годов позволяют предположить, что «такие указания со стороны высокопоставленного казахстанского чиновника главе британской публичной компании были обычным делом».
Сообщает FT и о том, что редакции удалось ознакомиться с неким счетом на 30 тысяч фунтов стерлингов, который был отправлен «Казахмысу» для оплаты. Издание утверждает, что это был счет «за проживание в 2006 году президента Казахстана Назарбаева в гостинице Лэйнсборо на Hyde Park Corner в Лондоне».
Этот счет, по данным FT, обнаружил эксперт по Казахстану Том Мэйн. Он в беседе с газетой заявил о наличии неких «карманных компаний», которые «должны оплачивать любые потребности [казахстанских] высших государственных чиновников». Мэйн считает, что все это поднимает еще один вопрос – о том, «насколько осведомлены [о происходящем] британские менеджеры и аудиторы компании и как далеко она зашла в стремлении угодить представителям казахстанской власти».
В самой компании ранее заявляли, что «расследовали» эпизод 2011 года и не «нашли доказательств», что «Казахмыс» оплатил поездку в Париж. Относительно писем о подготовке путешествия в Лондон в 2013 году там ответили, что «не видели никакой частной электронной переписки и не имеют никаких доказательств того, что компания потратила на это время или ресурсы». В Kaz Minerals признали оплату счета из гостиницы Лэнйсборо за проживание там Назарбаева в 2006 году, заявив, что компания «внесла законный вклад в официальный визит президента в Великобританию».
«Казахмыс», казахстанская медедобывающая компания, был образован в 1992 году, его акции торгуются на Лондонской бирже с 2005 года. В 2014 году поле реорганизации переименован в Kaz Minerals. FT сообщает, что в настоящее время «ее основатель-миллиардер Владимир Ким предлагает 3 млрд фунтов стерлингов, чтобы снова сделать [компанию] частной после 15 лет после листинга в Лондоне».
АТФ БАНК «ПОСЛЕ РАЗВОДА»
На сайте Globenewswire.com в статье «Казахстанский Jýsan Bank покупает конкурента АТФ Банк» сообщают о скором слиянии этих двух частных финансовых институтов. Оба банка подтвердили свою сделку в заявлении на Казахстанской фондовой бирже и в настоящее время ожидают одобрения со стороны казахстанского Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков.
Владелец АТФ Банка — холдинговая компания KNG Finance, принадлежащая Галимжану Есенову, передаст свою полную 99,76-процентную долю в АТФ Банке Jýsan Bank и, в свою очередь, получит акции расширенного банка. Размер этой новой доли неизвестен.
«Продажа АТФ была вызвана ростом безнадежных долгов и неизбежным разводом его владельца. Галимжан Есенов, который приобрел АТФ в 2012 году за 500 миллионов долларов, в 2007 году женился на Айжан Ахметжанкызы Есим, но в настоящее время пара находится в процессе развода. Это потребовало разделения активов, при этом АТФ перешел семье его жены», — утверждает Globenewswire.com.
Тесть Есенова — Ахметжан Есимов, глава фонда национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына». Ранее он занимал ряд высоких постов в правительстве, в том числе должность вице-премьера.
Jýsan Bank, первоначально называвшийся «Цеснабанк», был приобретен компанией First Heartland Securities в феврале 2019 года. Она является частью группы компаний First Heartland, которая принадлежит компании Pioneer Capital Invest. Ею, в свою очередь, владеют «Назарбаев Университет» (16,06 процента), «Назарбаев Интеллектуальные школы» (9,46 процента) и Фонд Назарбаева (74,48 процента), — говорится в статье.
Фонд Назарбаева является некоммерческой организацией, созданной в 2009 году для оказания финансовой поддержки «Назарбаев Университету» и «Назарбаев Интеллектуальным школам». Акционером Фонда Назарбаева является сам Нурсултан Назарбаев — бывший президент Казахстана.
Global Newswire также делает обзор господдержки, которую получил за последние три года АТФ Банк под руководством Есенова. В 2017 году Нацбанк Казахстана выделил ему 100 миллиардов тенге (260 миллионов долларов) на пополнение баланса. В начале 2020 года АТФ получил дополнительную помощь в размере 80 миллионов долларов, после того как безнадёжные кредиты выросли до 29 процентов его активов. Банк также получил поддержку в виде денежных депозитов от фонда «Самрук-Казына».
На американском сайте деловых новостей Businessmagazine24.com в статье «АТФ Банк стал разменной монетой в разводе семьи Есимова» также предполагают, что продажа банка связана с разводом его владельца.
«За время 13-летнего брака Галимжан Есенов стал успешным бизнесменом, состояние которого оценивается Forbes более чем в 500 миллионов долларов США. Большая часть этого успеха связана с политическими связями, которые Есенов создал после того, как породнился с семьей Есимова», — пишет Businessmagazine24.com.
Ресурс напоминает, что помимо прямых госвливаний АТФ также выиграл от денежных депозитов, сделанных суверенным фондом благосостояния «Самрук-Казына», которым управляет его тесть. Фонд разместил более 350 миллионов долларов в АТФ.
«Депозиты “Самрука” вызвали гнев в Казахстане, учитывая конфликт интересов Есимова в отношениях с банком его зятя. Депозиты также могут быть незаконными, так как “Самрук” не имеет права хранить деньги в финансовых учреждениях с таким низким кредитным рейтингов, как у АТФ. Это привело к обвинениям в том, что Есенов действовал как прикрытие для владения АТФ, и теперь, когда он покидает семью Есимовых, банк переходит к его реальным владельцам», — пишет Businessmagazine24.com.
Ресурс напоминает также, что в год женитьбы на дочке Есимова Есенов «приобрел компанию «Казфосфат» за 120 миллионов долларов». «Ему тогда было всего 22 года. Сделка финансировалась связанными с ним подставными компаниями», — добавляет Businessmagazine24.com.
«Это привело к тому, что Есенова начали характеризовать как подставное лицо для ряда сделок с участием правящей элиты Казахстана», пишет сайт. В этом контексте в статье упоминается расследование, проведенное газетой The Times и SourceMaterial, утверждающих, что Есенов мог владеть активами для Дариги Назарбаевой, дочери экс-президента Назарбаева.
ЕСЕНОВ КАК «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЗАРБАЕВОЙ»?
На сайте юридических новостей Legal Reader продолжают развивать тему предполагаемой связи между Есеновым и Даригой Назарбаевой. Ресурс также обращается к теме расследования Times и SourceMaterial относительно недвижимости в Лондоне, сфокусированном на Дариге Назарбаевой и ее сыне Нурали Алиеве.
Legal Reader увязывает это расследование с ордерами «на богатство неустановленного происхождения». Это правовой инструмент по борьбе с отмыванием «грязных денег» в Великобритании. Ордера были наложены в 2019 году на три объекта недвижимости Назарбаевой и Алиева в британской столице по требованию Национального агентства по борьбе с преступностью (NCA). Позднее суд принял аргументы Назарбаевой и Алиева о том, что замороженные активы они купили на «законные средства», в частности вырученные от продажи акций казахстанского производителя сахара «Кант», и отменил ордера в 2020 году. Это дело, сообщает Legal Reader, «поставило NCA в неловкое положение, а эффективность ордеров – под сомнение».
Теперь, пишет Legal Reader, расследование SourceMaterial и Times позволяет предположить, что все не так просто, и «Назарбаева могла купить акции «Канта» у себя самой с помощью посредника по имени Галимжан Есенов».
SourceMaterial в этой связи писали, что «расследование вызывает новые опасения по поводу… показаний Назарбаевой о том, как она заработала свои миллионы».
«Назарбаева просто перемещала деньги из одного из своих активов в другой, имитируя настоящую продажу», — утверждается в статье.
Как сообщает Legal Reader, акции «Канта» были проданы за 74,3 миллиона долларов компании Gas Development, которая принадлежала Ерболу Тымбаеву и компании Ardelis. «На момент сделки Ardelis принадлежала Динаре Есеновой — родственнице Галымжана Есенова и акционеру его холдинговой компании KNG Finance. Отдельно Ербол Тымбаев работал с Есеновым в нескольких компаниях на протяжении последних 15 лет. Впоследствии Gas Development была продана расположенной в Рас-Аль-Хайме компании под названием Kingsway Limited, которая находилась в частичной собственности Есенова», — добавляет ресурс.
Legal Reader утверждает, что данные обстоятельства «повышают вероятность того, что Есенов использовался для тайного держания Gas Development от имени Дариги Назарбаевой. Учитывая, что на момент заключения сделки с «Кантом» Есенову было всего 25 лет и у него не было доступа к 74 миллионам долларов, маловероятно, что он действовал в одиночку. В том же году, когда Gas Development приобрела акции «Канта», Есенов женился на дочери Ахметжана Есимова, бывшего мэра Алматы и советника отца Дариги — президента Нурсултана Назарабаева», — говорится в статье.
Адвокаты Назарбаевой неоднократно опровергали, что она ввела в заблуждение британский суд.
«БОЛАШАКОВЦЫ» СЛЕДУЮТ УКАЗАНИЯМ?
В британской газете Times, между тем, пишут о ситуации со стипендиатами государственной программы «Болашак» в Великобритании. По данным издания, с редакцией связались источники, выражавшие опасения, что докторанты из Казахстана, обладатели госстипендий, могут оказаться в очень трудной ситуации из-за отказа правительства прокрыть дополнительные расходы, вызванные пандемией и продлением их учебы на полгода. Государство оплачивает стипендиатам не только учебу, но и проживание и другие нужды.
В результате Times обратилась в посольство Казахстана за комментарием, после чего ящик редакции «в течение часа» заполнили электронные послания от казахстанских студентов, в которых те «хвалили «родину», «золотую возможность», которую дают стипендии, и «благоприятные реформы государственного аппарата».
Times утверждает, что после запроса в посольство «около 230 стипендиатам в Великобритании» представители «Болашака» поручили «написать репортеру в защиту программы и режимы». Писавшие в редакцию называли себя «патриотами Казахстана», заявляли, что «правительство заботится об их будущем» и «не бросит на произвол судьбы».
В этой связи издание повторяет озвученную ранее критику этой программы. Так, пишет Times, согласно контрактам, студентам «предписывается раскрывать свои имена пользователей и пароли в университете государственным чиновникам, чтобы можно было отслеживать их академическую деятельность». От них также требуется, чтобы они «не нарушали законы Республики Казахстан», несмотря на то что проживают за границей». Все это, считает Times, ведет к «самоцензуре».
Издание добавляет, что принятое в ноябре решение не предоставлять «болашаковцам» дополнительное финансирование, пересматривается.
Посольство Казахстана в Лондоне подтвердило газете происхождение электронных писем, но не предоставило других комментариев.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»