Последняя неделя этого необычайно щедрого на события високосного года выдалась неоднозначной. В Москве коренные жители недовольны названием станции метро, а над Шымкентом разбился ведомственный самолет пограничной службы КНБ. Действительность проявила себя во всем многообразии.
Автор: Татьяна ЛАРИНА
Разница принципиальна?
В Москве группа товарищей, проживающих близ новой станции метро “Алма-Атинская” (конечная на юге Замоскворецкой линии), выражают крайнее недовольство ее названием. Напомню, 187‑я станция Московского метрополитена получила свое название в честь защищавшей Москву в 1941 году Панфиловской дивизии, сформированной в Казахстане. Однако же, по мнению активистов во главе с муниципальным депутатом района Дарьей Сорокиной, станция должна носить имя своего территориального обитания — Братеево. Ради переименования москвичи-активисты готовы обратиться к президентам Владимиру Путину и Нурсултану Назарбаеву, послу России в Казахстане, а также в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Тем временем, на сайте ЛДПР приводится высказывание на этот счет Владимира Жириновского. “Мне особенно приятно, что станция метро названа в честь моего родного города Алма-Аты”, — признался лидер партии. Более того, он считает, что название других станций метро в честь столиц бывших республик СССР могло бы стать символом исторической памяти и добрососедских отношений. “Мы долго жили в рамках одной страны. Нас объединяет общее прошлое. Это наша с вами история. И если в московском метро появятся станции, названные в честь бывших союзных республик, это станет символом дружбы. Когда жители и гости столицы будут выходить на станциях “Бакинская”, “Ташкентская”, “Душанбинская”, это будет напоминать им о нашей исторической связи”, — пояснил свою позицию Жириновский.
Реакция на форумах была, как и ожидалось, неоднозначной.
“Изначально жители правы, метро должно носить название местности. Я бы тоже не хотел, чтобы вдруг привычные места кто-то с бодуна называл именем чуждой мне страны”, — согласился KutenboҚ (Tengrinews.kz). “И в Казахстане надо переименовать все топонимы, чуждые казахской и тюркской лингвистике, культуре и истории”, — подхватила Сабина. Алла призналась, что согласна с москвичами частично. “Если станция получила название в честь защищавшей Москву Панфиловской дивизии, то и название станции метро надо было присвоить “Панфиловская” или “Защитников Панфиловцев”, — считает она. “Да если бы не Панфиловцы, которые были сформированы под Алма-Атой, то станция бы сейчас называлась не “Алма-Атинская” и даже не “Братеево”, а как-нибудь Victorious Reich или Manstein Befreier. Не знают историю, забыли простые человеческие ценности и просто, что такое благодарность, стоят и из-за названия выпендриваются!” — возмущался Spitfire.
“Нужно в Казахстане переименовывать все улицы, которые названы в честь русских деятелей! Как, например, в Экибастузе переименовали Ленина на Машхур Жусуп!” — язвительно предложил посетитель юридического портала Zakon.kz с ником “Письмо деду морозу”. “Я бы не стал всех москвичей грести под одну гребенку. Нацики — они везде есть”, — возразил Сов. “Нет ничего святого. Своим великодержавным шовинизмом достали еще с времен СССР. Москвичи зажрались!” — отстаивал мнение большинства посетителей ресурса ник “Помню то время”.
“Явно видна грамотная провокация, на которую поведутся как в России, так и в Казахстане. Не поддавайтесь, всех нас хотят превратить в послушное стадо и столкнуть лбами, начиная с таких мелочей. Скорее всего, эти якобы возмутившиеся москвичи проплачены. Большинству там вообще пофиг до таких вещей, как названия станций метро”, — убежден 892-ой.
“Как Родину от фашистов защищать — так мы Союз, все едины. А как теперь почтить память товарищей, которые плечом к плечу… Эх, непонятно. Ну, будет станция Братеевская, легче будет?” — недоумевал Gnessing. “Первый раз Жириновский сказал правильные слова. Если все политики СНГ будут так говорить и так же делать для укрепления дружбы народов, то мы снова станем опять великой и могучей державой”, — выразил твердую уверенность Гражданин СССР.
“Это просто та недалёкая категория москвичей, которая считает что Весь Мир находится в пределах МКАД. Они бы с таким же энтузиазмом болели бы против названий Ереванская, Дербентская или Ташкентская”, — заметил Ерлан Мусабеков с Nur.kz. “Москвичи — это отдельное государство. Не Россия. Себе на уме”, — многозначительно поддакнул Роман Барабан. “Все грехи мерзки перед Богом, но всех мерзостнее гордость сердца”, — процитировал Святого Антония Almas Turgunbay. “Не нравится? Пусть объявят бойкот метро и ходят пешком. Если бы станцию построила местная братва, тогда — “Братеево”, — рассудил анонимный комментатор.
Между тем, пока соседи по Таможенному союзу бьются над местечковой проблемой, в Казахстане возникли хлопоты куда серьезней.
Слишком много “но”
25 декабря в 18 часов 55 минут в 20 километрах от аэропорта Шымкента потерпел крушение ведомственный самолет пограничной службы КНБ РК. На борту военного авиасудна АН-72 находились 7 членов экипажа и 20 военнослужащих. В их числе был временно исполняющий обязанности главы пограничной службы Комитета национальной безопасности Турганбек Стамбеков, назначенный на эту должность в июне текущего года сразу после того, как заместитель председателя КНБ Нуржан Мырзалиев подал в отставку после ЧП на погранзаставе “Аркангерген”.
На форумах и в голову никому не пришло винить в трагедии нелепое стечение обстоятельств.
“Там либо кто-то что-то делить начал, либо работа через одно место дает свои плоды”, — предположил Arman ZH (Tengrinews.kz). “Иманды болсын! Как могли посадить весь руководящих состав в один самолет? Неразумная экономия со стороны государства”, — заметил RauNur. “Это большая трагедия! Государство обязано ввести общенациональный траур!” — считает Paren. “Надо закупать зарубежные качественные самолеты и вертушки, они сделаны для людей и по-людски! Долой российских развалюх! Что “Автоваз”, что самолеты и “вертушки” — мусор!!!”, — вопил Пилигрим. “Именно в тот момент, когда началась посадка у самолета, в Шымкенте начался снегопад и был небольшой буран”, — сообщил о невероятном стечении обстоятельств Ай.
“Маловероятно, чтобы самолет, принадлежащий Комитету по национальной безопасности, с руководителем такого уровня на борту, не проверили на предмет обледенения. А подстроить ЧП было проще простого. Достаточно подложить под сиденье взрывчатое вещество в коробочке и взрыватель временного действия (который срабатывает, скажем, через полчаса или час). По некоторым данным, с приходом Турганбека Стамбекова порядки на границе ужесточились, что могло кому-то не понравиться. Разбившийся самолет принадлежал погранслужбе КНБ, так что доступ к нему посторонние не имели”, — процитировал газету “Московский комсомолец” Адай.
“Вот и все. Все секреты об Арканкергене увезли с собой в могилу. Это опять Челах сделал, он ведь главный уничтожитель погранвойск”, — горько вздохнул Sergbodr.
“Надо отказаться от Российских АНнушек, ТУшек. Если перестанут воровать из бюджета, можно закупать нормальную технику”, — считает Том, читатель Костанайского областного еженедельника “Наша газета”. “Ан — достаточно надежный самолет с хорошей историей по эксплуатации. Если я верно помню, бывали случаи что Ан при посадке крылом задевал полосу, и все равно выравнивался и садился”, — возразила Лилия. Отмечу, что многие комментарии на этом сайте модератор удалил.
“Это Челах подбил, надо ему добавить срок ещё к пожизненному”, — с иронией заметил Жаждущий перемен, посетитель интернет-портала издания “Уральская неделя”. “Мать Челаха на суде всех проклинала, а материнское проклятие самое сильное!” — вспомнил Token. “Зачистка знающих об истинных событиях Арканкергена?” — предположил более вероятное совпадение Джейсон Борн.
“Вот тебе и проклятие Арканкергена. Не чисто там было, скрывали что-то. Вот теперь и происходят всякие “катаклизмы” в верхушке”, — убежден анонимный читатель электронной версии газеты “Ак Жайык”. “Че-то много выпало за этот год на наши погранслужбы”, — обратил внимание Дядя Доктор.
Читатели радио “Азаттык” были наиболее откровенны в своих высказываниях. “Ну что ж, его вина уже в том, что, еще не имея даже формального решения суда о вине Челаха, начал реформировать правила призыва в погранслужбу, как если бы это было основной проблемой Арканкергена. Или что-то знал. Берегитесь, все, кто, что-то знает, рассказывайте быстрее, всех будут затыкать”, — предостерег Feuerdrachen.KZ. “Продолжение челаховского дела — то вертолетчик погиб, который на Аркенгене был до событий, теперь до высшего комсостава добрались”, — продолжил Старичок из 2050 года.
“За Фоминым теперь нужен глаз да глаз, а то нечаянно восемь раз упадет с нар”, — насторожился не подписавшийся комментатор. “Наверняка подстроили, сейчас будут всех причастных к Арканкергену устранять. Ни одна катастрофа, в которой погибает ВИП-персона, не бывает случайной. Н И К О Г Д А”, — подчеркнул Maxwriter.
Буквально на следующий день в Шымкенте председатель КНБ Нуртай Абыкаев на специальном брифинге заявил о существовании трех основных версий происшедшей авиакатастрофы. Первой он назвал резкое ухудшение погодных условий, второй — человеческий фактор, третьей — поломка техники. Однако руководитель КНБ тут же заметил, что командир судна был очень опытным пилотом, имел за плечами 5 тысяч вылетов, а штурман — 1,5 тысяч вылетов, стало быть, версия о человеческом факторе является маловероятной.
“Эксперты склонны считать, что причиной трагедии могла стать либо одна из двух других версий, либо их сочетание. Судно разбилось при столкновении с землей, никакого предварительного пожара на судне не было”, — сказал глава ведомства, добавив, что воздушное судно буквально недавно после ремонта… И снова слишком много “но”.