Заседание Совета национальных инвесторов при президенте прошло в весьма конкретном ключе. Посыл Нурсултана Назарбаева был ясен – бизнес должен инвестировать в экономику. Еще точнее – возвратить деньги в страну, если у кого-то они спрятаны по западным банкам. За это обещана очередная амнистия.
Один из ориентиров это развитие малого и среднего бизнеса. «Если человек открыл дело, где работает 5, 10, 50 человек, и если таких будет много и все они будут обеспечены работой и это будет гибкое производство, которое будет переходить от одной деятельности к другой, если надо будет, и будет выживать в условиях конкуренции — это то, что нам надо», — считает Назарбаев.
Президент уверенно заявил: за ресурсоориентированную экономику «ругать себя тоже не надо, это благо, которое есть, богатство». Однако «эти ресурсы надо использовать, продавать, экспортировать, на этой базе развивать другое». «Теперь вы подошли к периоду, когда вы можете начинать поднимать страну за счет внутренних инвестиций», — обратился он к бизнесу.
Национальным инвесторам Назарбаев пообещал максимально комфортные условия и даже вновь подтвердил — частная собственность в стране неприкосновенна.
«Как и в любой рыночной экономике, Казахстан должен четко заявить о незыблемости частной собственности. Никто не имеет права изымать частную собственность. Я сколько раз об этом говорил, наши правоохранительные органы все замыливали, потому что для них выгодно отбирать частную собственность, — сказал он. — Если по закону он создал и закон обратной силы не имеет, он должен оставаться, люди это должны знать. Вообще это для иностранных инвесторов тоже очень важно. Мы находимся в рыночной экономике — капитализме, чего стесняться? Такая система теперь в экономике Казахстана. Так давайте по этим правилам жить, законы принимать такие».
Впрочем, буквально через несколько минут президент призвал банкротить предприятия, задолжавшие по кредитам. Председатель правления АО «Народный банк» Умут Шаяхметова посетовала на критическую долговую нагрузку в аграрном секторе. Президент же в ответ напомнил, что банковский сектор сам виноват в большом объеме плохих кредитов. Шаяхметова, разумеется, с этим согласилась. А Назарбаев тем временем, по сути, дал четкое указание, что делать с должниками в аграрном секторе:
- Каждый год в аграрном секторе на посевную, на уборку накапливаются плохие кредиты, огромные суммы. Должниками являются 4 крупных зерновых компании. 800 миллиардов тенге и 4 компании. В конце концов, эти 4 компании занимают, если говорить не по площадям, а по зерну, около 2 миллионов тонн, для Казахстана это не критически. Если серьезно, то можно было бы банкротить половину даже, то есть 2 компании. Так работает бизнес в мире, — проинформировал он участников заседания. — Из года в год: вот посевная, давай ему еще, в следующий год еще, на уборку опять еще. Но когда-нибудь это все обязательно лопнет. Без конца не может этого быть, надо этот узел разрубать. Точно так же с плохими кредитами, компании должны их на себя брать, надо банкротить компании, пусть придет другой инвестор или менеджмент хороший».
О том, что отечественный аграрный сектор находится в таком закредитованном состоянии не совсем по собственной воле, а из-за отсутствия альтернативы, Назарбаев не вспомнил. Как и о том, что казахстанские фермеры даже в рамках Таможенного союза получают в разы меньше субсидий, чем их российские и белорусские коллеги, а уж о таких размерах поддержки, как в развитых аграрных европейских странах, в Казахстане сельчане и не мечтают.
Напомнить президенту об этом никто не рискнул. А Назарбаев продолжил «кредитную тему»: «Вообще у нас до сих пор народ не приучен, что кредит надо возвращать. Вот когда обанкротились тысячи заемщиков в США, у всех дома забрали, все что было — забрали, и никто ничего не спросил. А мы ходим вокруг, входим в положение, патернализм государственный не дает развиваться нормально бизнесу. Обанкротился один, пришел другой — выправил. Так в рыночной экономике».
Представители рынка молча внимали. Назарбаев же поручил Национальному банку совместно с правительством до 1 июня текущего года разработать стратегию инвестирования активов Единого национального пенсионного фонда (ЕНПФ) — в национальную экономику (правда, не уточнив, в какие секторы) и в поддержку банковского сектора.
«Поручаю Нацбанку вместе с правительством до 1 июня разработать стратегию инвестирования активов фонда, в том числе через размещение на долгосрочных депозитах в банках», — заявил он. Заметим, что о банках президент в ходе заседания вообще не вспоминал, видимо, в Акорде решили, что с отечественной финансовой системой уже все в полном порядке.
Кроме того, страну ждет новая амнистия — денег. Назарбаев поручил до 1 июня представить ему проект закона об амнистии капиталов. И призвал бизнесменов не бояться:
- Эта мера является первым этапом, за которым последует всеобщее декларирование расходов населения. Эта мера поможет вывести большую часть нашей экономики из «тени» и приблизить нас к уровню экономики транспарентности развитых стран. Все развитые экономики лишь в начале XXI века наладили процесс всеобщего декларирования, так что мы не очень сильно отстаем от этого дела.
По мнению Назарбаева, Казахстан не единственный кто пойдет именно таким путем: в мировой практике перед введением режима всеобщего декларирования государства проводили и амнистию капитала, что обеспечивало начало с чистого листа. Надо только «провести хорошую разъяснительную работу».
- Первый раз, когда мы говорим о декларировании доходов, имеют право все показать, что у них есть, не бояться, — заметил Назарбаев в отношении населения и снова переключился на бизнесменов, постращав их возможными санкциями на Западе. — Вы видите, что происходит в мире, что-то политическое случается, и всем, у кого деньги там есть, берут за одно место и заставляют делать, то, что им хочется с вами. Давайте договоримся, мы же в своей родной стране находимся. Договоримся, что вы тащите деньги сюда, и мы вам гарантируем, что никто их не тронет.
Приняли ли эти гарантии слушавшие елбасы предприниматели, осталось за кадром.