Среди бывших менеджеров «БТА Банка» и директоров компаний-заемщиков, которым 24 мая 2012 года был вынесен обвинительный приговор лишь за то, что они работали в фининституте Мухтара Аблязова, есть те, кто поверил посулам официальных должностных лиц Казахстана, включая тогдашних Генпрокурора Кайрата Мами и его заместителя Асхата Даулбаева, и добровольно вернулся в страну, решив сотрудничать со следствием. Лучше бы не возвращались!
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Чем для них это сотрудничество со следствием закончилось, наглядно видно из ходатайства адвоката Душаниной С.А. в интересах подсудимых Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д.
Ходатайство о возобновлении судебного следствия в соответствии со статьей 364 УПК РК.
На имя председателя Медеуского районного суда г. Алматы передано заявление украинского адвоката Туева О.А. в котором говорится: «В Вашем производстве находятся материалы уголовного дела по обвинению гр. Ахмедьяровой Жанны, Солодухина Дмитрия Олеговича и других.
Считаю необходимым сообщить о фактах и обстоятельствах, имеющих, по моему мнению, существенное значение для установления истины по настоящему уголовному делу. Так, в конце октября 2009 года, ко мне обратились гр. Ахмедьярова Ж. и Солодухин Д.О. с просьбой об оказании им правовой помощи, пояснив при этом, что, по имеющимся у них сведениям, они находятся в международном розыске по обвинению в совершении уголовного преступления на территории Республики Казахстан.
Я незамедлительно связался с помощником Генерального Прокурора РК, руководителем межведомственной следственной группы г‑ном Ихсангалиевым С.И., с которым ранее неоднократно взаимодействовал при оказании содействия по возращению Ризоева Р.Р. и Серго Э. И попросил его согласовать вопрос с руководством Генеральной Прокуратуры о возможности добровольного возвращения Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д.О. в Республику Казахстан с последующим применением к ним ст.65 УК РК (освобождении от уголовной ответственности).
Спустя несколько дней г‑н Ихсангалиев С.И. сообщил мне, что вопрос о добровольном возвращении Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д.О. в РК с последующим применением к ним ст.65 УК РК им согласован с руководством ГП РК. Как и в предыдущих случаях, при возвращении Ризоева Р.Р. и Серго Э., он получил одобрение от своего непосредственного руководителя — начальника 6‑го Департамента Генеральной прокуратуры РК Абдирова Н.М. И попросил меня отобрать у Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д.О. заявления соответствующего содержания как на имя Генерального Прокурора РК, так и его лично.
В первых числах декабря 2009г., я прилетел из Украины в г. Москву, Российской Федерации, где встретился с Ахмедьяровой Ж. и Солодухиным Д.О. При личной встрече они пояснили мне, что никаких уголовных преступлений не совершали, однако покинули РК только лишь из опасений быть арестованными и незаконно обвиненными в уголовных преступлениях, которых не совершали.
Узнав из прессы об обращении Президента РК г‑на Назарбаева Н.А., 13 ноября 2009 года во время «прямой линии» Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. выразил готовность простить раскаявшихся банкиров и чиновников, если ими не нарушены законы, и помиловать тех из них, кто встал на путь исправления. Они выразили твёрдую уверенность и желание вернуться в РК.
Обращаю внимание Высокого Суда на тот факт, что Ахмедьярова Ж. и Солодухин Д.О. передали мне заявления на имя Генерального Прокурора РК и г‑на Ихсангалиева С.И. о своём желании вернуться в РК и готовности сотрудничать со следственными органами по установлению истины по уголовному делу, высказав мне свои надежды на то, что верят обращению Президента РК Н.А. Назарбаева и надеются на справедливость и гуманность правоохранительных органов и суда РК.
Указанные заявления Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д.О. я передал лично в руки г‑ну Ихсангалиеву С.И. в служебном кабинете в здании КНБ РК по ул. Виноградова в г. Алматы.
12 декабря 2009 года я сопроводил г‑на Солодухина Д.О. из г. Москвы в г. Алматы. Также я присутствовал при первой личной беседе г‑на Ихсангалиева С.И. с г‑ном Солодухиным Д.О. в служебном кабинете в здании КНБ РК по ул. Виноградова в г. Алматы, во время которой г‑н Ихсангалиев С.И. высказал Солодухину Д.О. своё недоумение, связанное с тем, что он из-за «своих надуманных опасений» покидал РК, поскольку он не является ни подозреваемым, ни обвиняемым по уголовному делу и не находился в международном розыске. При этом Ихсангалиев С.И. попросил Солодухина Д.О. являться по первому требованию для дачи свидетельских показаний и всячески оказывать содействие следствию.
Примерно в 20 числах декабря 2009 года, после очередного подтверждения г‑ном Ихсангалиевым С.И. согласования с руководством ГП РК о возможном добровольном возвращении Ахмедьяровой Ж. с последующим применением в отношении её ст.65 УК РК, я сопроводил Ахмедьярову Ж. из г. Москвы в Алматы. Данное обстоятельство подтверждается и тем фактом, что я, по просьбе г‑на Ихсангалиева С.И. в телефонном режиме не менее двух раз общался с сотрудником МВД РК, который, со слов г‑на Ихсангалиева С.И., отвечал за беспрепятственное пересечение Ахмедьяровой Ж. границы в РФ и РК. Мной Ахмедьяровой Ж. было представлено постановление об изменении меры пресечения от 22 декабря 2009 г.
По прибытию в г. Алматы я созвонился с г‑ном Ихсангалиевым С.И. и сообщил ему, что мы с Ахмедьяровой Ж. прибыли в РК. Ихсангалиев С.И. назначил время, к которому Ахмедьярова Ж. должна была явиться на допрос. В указанное время она в моём сопровождении явилась к руководителю следственной группы Ихсангалиеву С.И. И он, отобрав у неё подписку о невыезде, пояснил ей, что в связи с её добровольным возвращением в РК, желанием всемерно оказывать содействие следственным органам по уголовному делу и в свете обращения лидера нации Президента РК — принято решение, после проведения установленных законом следственных действий применить к ней ст.65 УК РК. После этого я вернулся в Украину.
26 января 2010 года в телефонном разговоре Ахмедьярова Ж. сообщила мне, что по предложению руководителя следственной группы Ихсангалиева С.И. написала заявление на применении в отношении нее ст.65 УК РК. В последующем Ахмедьярова Ж. сообщила мне, что статья 65 УК РК будет применена к ней после окончания следствия по уголовному делу.
Спустя несколько месяцев Ахмедьярова Ж. и Солодухин Д.О. сообщили мне в телефонном режиме о том, что, по неизвестным им причинам, им в одночасье отказали не только в применении ст.65 УК РК, но и предъявили обвинение в новой редакции, усугубляя их вину в якобы совершённых преступлениях.
В связи с указанными обстоятельствами, примерно в конце октября 2010 г., я прилетел в г. Алматы и пытался выяснить данные обстоятельства у Ихсангалиева С.И., однако он по телефону заявил, что ушёл на пенсию и не имеет желание обсуждать какие-либо вопросы, связанные с указанным уголовным делом. В результате я встретился с Начальником Департамента специальных прокуроров Тлеугалеевым И.А., назначенным вместо г‑на Абдирова Н.М., в его кабинете в здании прокуратуры г. Алматы и пояснил ему все известные мне и указанные выше обстоятельства.
Г‑н Тлеугалеев И.А. пояснил мне, что насколько ему известно заявления Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д.О. о добровольном возвращении в РК, сотрудничестве со следствием и применении в отношении них ст.65 УК РК, в материалах уголовного дела отсутствуют. В связи с этими обстоятельствами я подтвердил, что данные заявления мною передавались лично в руки помощнику Генерального Прокурора РК — руководителю межведомственной следственной группы г‑ну Ихсангалиеву С.И.
А также что повторно, под его диктовку, заявления писались и Ахмедьяровой Ж., и Солодухиным Д.О. в моём присутствии в служебном кабинете после их добровольного возвращения в РК. Более того, я обратил его внимание и на тот факт, что снятие так называемых «флажков» на границе ни я сам, ни Ахмедьярова Ж. и Солодухин Д.О. осуществить без согласования с правоохранительными органами РК не могли! В противном случае, без согласования с органами следствия, они были бы задержаны на границе.
На данное заявление г‑н Тлеугалеев И.А. пояснил, что будет проведено разбирательство по факту «пропажи указанных заявлений». По окончании расследования уголовного дела обещания Генеральной прокуратуры по прекращению уголовного преследования выполнены не были. Мера пресечения с подписки о невыезде была изменена на залог. Ахмедьярова Ж. и Солодухин Д.О. попросили меня прилететь в РК и разобраться в сложившейся ситуации. Я был на приеме у заместителя Генерального прокурора Даулбаева А.К. Он заверил, что в отношении всех вернувшихся людей Генеральная прокуратура исполнит свои обещания. И все возвратившиеся, в том числе Ахмедьярова Ж. и Солодухин Д.О. не будут находиться в местах лишения свободы.
На сегодняшний день, со слов Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д., мне известно, что ни в обвинительном заключении, ни в прениях органами предварительного следствия и представителями государственного обвинения в суде, не указывается, смягчающие вину Ахмедьяровой Ж. и Солодухина Д., обстоятельства. А именно — их добровольное возвращение в РК и активное и деятельное содействие органам предварительного следствия в установлении истины по уголовному делу. Сторона государственного обвинения запросила для них максимально предусмотренное Законом наказание.
Довожу до сведения Суда, что я готов лично прибыть в Республику Казахстан и подтвердить данные обстоятельства в Суде».
В соответствии со ст.364 УПК РК при необходимости предъявить суду новые доказательства стороны могут ходатайствовать о возобновлении судебного следствия.
Прошу Суд возобновить судебное следствие, приобщить к материалам дела заявление г‑на Туева О.А. и допросить его в качестве свидетеля защиты.
…В ходе опроса участников процесса подсудимые и их защитники поддержали ходатайство, тогда как представитель обвинения Тулегенов, чьим прямым начальником является не сдержавший своего прокурорского слова нынешний генеральный прокурор Даулбаев, попросил судью отказать в его удовлетворении. В итоге судья поддержал обвинение, не только отказав в удовлетворении данного ходатайства, но и не учтя в вынесенном им приговоре обстоятельств возвращения Жанны Ахмедьяровой и Дмитрия Солодухина в Казахстан, данные им со стороны руководства Генпрокуратуры РК обещания и их сотрудничество со следствием.
Ответ на вопрос, почему он так поступил, лежит на поверхности — так ему приказали. Точно так же, как раньше приказали следователям КНБ сделать других вернувшихся или вообще не уезжавших из страны свидетелями в порядке статьи 65 УК РК, а прокуратуре дали указание не опротестовывать это решение. Те люди миновали назарбаевскую «мясорубку», правда, только физически — ведь неизвестно еще, чем им пришлось расплачиваться за свою удачу.
See original article:
Поверили Даулбаеву – и сели в тюрьму