Дети-сироты в Казахстане входят в число тех категорий населения, которые имеют право на получение жилья из государственного жилого фонда. Однако выделяется это жилье, мягко говоря, не самыми быстрыми темпами, да и далеко не в тех количествах, которые нужны, чтобы снять квартирный вопрос с повестки дня. Очередь на жилье растет в разы быстрее, чем это жилье строится и тем более распределяется.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Дети-сироты в числе проблемных очередников — особая статья. Вставая в очередь на квартиры, они зачастую «пролетают мимо», поскольку законодательно определены возрастные ограничения. И если воспитанник детского дома не успел получить квартиру до того, как ему исполнилось 20 лет, из очереди он попросту выпадает — возраст вышел.
На сегодняшний день в стране, по информации Министерства образования и науки, из более чем 34 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях казахстанских граждан под опекой, попечительством и патронатом, воспитывающихся в детских домах, нуждаются в жилье 85,5% человек, то есть 29382 ребенка. С 2005 года из стен детских домов вышли 14376 выпускников, из них вернули закрепленное жилье 832 человека, и только 784 выпускника получили жилье, что составляет 11,2% от потребностей.
Эти проблемы чиновники вознамерились решить с помощью проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уже внесенном на рассмотрение парламента.
Принципиальные новшества законопроекта таковы: в Налоговый кодекс вносятся дополнения, освобождающие детей-сирот от уплаты сборов за регистрацию прав на недвижимое имущество и госпошлины за получение свидетельства о праве на наследование. Как пояснил, презентуя законопроект депутатам, вице-министр образования и науки Саят Шаяхметов, данная норма обусловлена «необходимостью своевременного оформления права на наследование и имущество», что зачастую дети-сироты не могут сделать «из-за отсутствия денежных средств». «Именно по этой причине дети-сироты часто становятся жертвами мошенников», — отметил он. К слову, такая норма повлечет недопоступления в бюджет страны, однако сумма эта незначительна: по расчетам, за период 2012—2014 годов она составит около 3 миллионов тенге.
В Кодекс об административных правонарушениях вносятся нормы об ответственности за нарушение прав детей-сирот в обеспечении жильем. «Местные исполнительные органы обязаны в установленном порядке обеспечивать жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако на сегодня какая либо ответственность за невыполнение данного требования ни в одном законодательном акте не установлена. Эта мера позволит повысить ответственность должностных лиц местных исполнительных органов, зачастую не выполняющих требования законодательства по данному вопросу», — пояснил вице-министр.
В законе «О жилищных отношениях» закрепляется первоочередное право именно детей-сирот на получение жилья и обязанность ведения отдельного списка учета детей-сирот, нуждающихся в жилье. Именно этот момент и вызвал у депутатов сомнения. При этом мажилисмены признавались: они вовсе не против того, чтобы проблемы детей-сирот решались быстро. Но вопрос в том, что, выделяя в приоритет одну категорию получателей жилья, ущемляются другие, в числе которых многодетные матери, инвалиды и многие другие (всего в Казахстане 11 категорий социально уязвимых слоев населения, имеющих право на получение жилья из госфонда).
Гулнар Сейтмаганбетова предложила вице-министру смоделировать подобную ситуацию и засомневалась в ее объективности. «Например, многодетные матери. Не получится ли так, что они могут отказаться от своих детей, чтобы дети могли получить жилье», — прямо спросила она. И предложила чиновнику позаимствовать опыт других стран, где есть отдельный жилищный фонд именно для детей-сирот.
Вице-министр образования и науки заверил депутата, что опыт других стран при разработке законопроекта изучался и учитывался. Однако вопрос отдельного жилого фонда для сирот он тактично обошел, сказав лишь, что, по прогнозам министерства, на другие категории очередников такое решение не повлияет.
Ему решила помочь председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Раиса Шер:
- 11 категорий граждан также нуждаются в обеспечении жильем. Но дети-сироты — это особая категория, которая, как никакая другая, нуждается в особой защите государства. Почему? Семьи малообеспеченные, семьи многодетные, которые также нуждаются в расширении, улучшении своих жилищных вопросов, они имеют все-таки крышу ту или иную. Даже сегодня у нас инвалиды — для них есть специальные дома в социальных службах, для бомжей у нас есть специальные центры. Кроме того, для престарелых граждан одиноких у нас есть дома престарелых. А вот для ребенка-сироты ничего нет. У них ничего нет, кроме неба над головой и земли под ногами.
Депутаты же продолжали настаивать — необходим отдельный жилищный фонд. Саят Шаяхметов в итоге признался: вопрос этот крайне сложный, и решить его вряд ли удастся прямо сейчас.
- Мы конечно за то, чтобы в первую очередь обеспечить детей-сирот. Многодетные семьи. Мы, как министерство, хотели бы, чтобы создавался такой фонд жилой. Но помимо этого есть же и другие категории. То же самое говорят и о ветеранах: «Сколько у нас ветеранов осталось? Их же совсем небольшое количество». Потом у нас говорят об инвалидах: «Их и так жизнь покалечила, почему мы их не обеспечиваем в первую очередь»… — рассуждал он и в итоге свел вопрос к выводу: мол, обеспечивать будут стараться пропорционально, но дети-сироты все-таки в приоритете.
Депутаты подняли вопрос и о тех воспитанниках детдомов, кто с получением жилья «пролетел» по возрастной планке — перерос возраст получения жилья или их просто забыли в свое время поставить в очередь на квартиры. И поинтересовались, как быть с нерешенными жилищными проблемами этих, пусть уже и взрослых, но оставшихся сиротами граждан. Помявшись, вице-министр признался: «Очень трудно повлиять на то, что уже было. Но для того, чтобы исключить это в будущем, как раз в этом законопроекте и предусмотрена ответственность лиц за непостановку в очередь и так далее».