Инспектор по особо важным делам отдела по борьбе с коррупцией Западно-Казахстанского департамента финансовой полиции Арман Кужахметов отсудил у «Уральской недели» и журналиста Лукпана Ахмедьярова миллион тенге. Газета опубликовала заявление Мухамбета Канеева, свидетеля по делу об убийстве известного спортсмена Оралбека Кужагельдина. Канеев заявил: госслужащий принимал участие в похищении спортсмена. Невероятно, но городской суд Уральска и прокурор не вынесли определение о возбуждении уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам, вместо этого засудили газету и автора статьи.
Автор: Алла ЗЛОБИНА
Очередной процесс в отношении «Уральской недели» и Лукпана Ахмедьярова вновь вела судья Бакытгуль Баймагамбетова. До этого судья уже дважды выносила решения не в пользу газеты и журналиста: по искам бывшего прокурора Уральска Батыра Джасбаева за публикацию статьи «Слежка, прослушка» и бывшего начальника управления внутренней политики ЗКО Тлеккабыла Имашева за статью «Брат, сват и блат».
Статья «История повторяется дважды» стала «красной тряпкой» и для Армана Кужахметова: он тоже остался недоволен публикацией. Эта статья связана с трагедией, произошедшей летом 1999 года, когда в Уральске был зверски убит известный спортсмен Оралбек Кужагельдин. Тринадцать лет спустя после этой трагедии, летом 2012 года, житель Уральска Мухамбет Канеев, включив как-то вечером телевизор, увидел в новостях интервью с сотрудником финансовой полиции Арманом Кужахметовым. В нем он узнал одного из тех, кто участвовал в избиении Кужагельдина, кто заталкивал спортсмена в машину, после чего его изуродованное тело нашли за городом.
Канеев, который в тот трагический день был рядом с погибшим и получил три ножевых ранения, на следующий же день после просмотра новостей отправился в газету «Уральская неделя». Ахмедьярову мужчина рассказал о трех госслужащих, которые, по его заверениям, имеют отношение к убийству известного спортсмена: Армане Кужахметове, инспекторе по особо важным делам отдела по борьбе с коррупцией департамента финансовой полиции, Бауржане Имашеве, руководителе аппарата акимата Таскалинского района, и Абзале Бралиеве, заместителе акима Теректинского района ЗКО.
Рассказ Канеева газетчики записали на видеокамеру и, конечно, подготовили материал в номер. Материал вышел 27 июля 2012 года под заголовком «История повторяется дважды». Если кто думает, что за публичным официальным заявлением о совершении преступления последовала реакция надзорных органов, тот сильно ошибается. Следом к газете последовали сразу три иска — от Кужахметова, Имашева и Бралиева, которые утверждают, что не имеют отношения к убийству Оралбека Кужагельдина.
Первый иск, поданный финполовцем Кужахметовым, газета и журналист проиграли. То, как проходил этот судебный процесс, вызывает много вопросов, считает Лукпан Ахмедьяров. Он убежден: судья вышла за рамки закона и предприняла все, чтобы решение было не в пользу СМИ.
- В суде наша сторона настаивала: мы ненадлежащие ответчики. Ответственность за сообщение в СМИ, в первую очередь, несет источник информации, — заявил Лукпан Ахмедьяров. — В ходе процесса происходили такие метаморфозы, что даже у опытного юриста, директора Западно-Казахстанского филиала международного Бюро по правам человека и соблюдению законности Павла Кочеткова волосы дыбом вставали. Например, иск был подан только на газету и журналиста, но судья Баймагамбетова принимает решение привлечь Канеева в качестве третьего ответчика!
- А разве судья может принимать такие решения? Ведь иск подавала не Баймагамбетова?
- Судья вышла за рамки искового требования. Все, что она и прокурор могли сделать в рамках закона, — это вынести определение о возбуждении нового уголовного расследования в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Но ни прокурор, ни Баймагамбетова этого не сделали. Более того, сам иск несостоятелен. Арман Кужахметов требует, чтобы газета опровергла его связь с криминальным прошлым. При этом в иске нет ссылок на конкретные предложения — что именно опровергать?
- А что на суде сказал Канеев? Не испугался, не отказался от своих заявлений?
- Не только не испугался, а рассказал в деталях, чему он был тогда свидетелем. Канеев проходил по уголовному делу в качестве потерпевшего: он получил три ножевых ранения и остался жив. Он видел людей, о которых идет речь, среди тех, кто избивал и заталкивал в машину Оралбека Кужагельдина. А по поводу истца сообщил: в то время он работал на рынке, собирал деньги с торгующих. Другими словами, как он сам выразился, «крышевал» их. До убийства между Кужахметовым и Кужагельдиным была драка. А 6 июня 1999 года он собственными глазами видел, как Кужахметов помогал затолкать в автомашину Кужагельдина, затем сел в ту же машину.
- А как сотрудник финпола доказал свою невиновность? О чем говорят материалы того уголовного дела?
- Когда шло уголовное расследование, Кужахметов скрывался от следствия. Мы знаем, что в материалах дела была ориентировка на его розыск. Но во время процесса нам не дали ознакомиться со всеми материалами уголовного дела.
- Как судья объяснила отказ в этом ходатайстве?
- Сослалась на то, что истец не проходил в уголовном деле в качестве ответчика. Но если бы у нас была возможность ознакомиться с материалами дела, мы бы нашли там эту ориентировку. Нам дали ознакомиться только с двумя документами: приговором суда и первичными показаниями Кужахметова. Мое мнение: чтобы придать видимость законности своему решению, судья привлекла в качестве третьего ответчика и Мухамбета Канеева. Теперь согласно решению мы должны выплатить истцу по 500 тысяч тенге каждый.
- Будете обжаловать?
- Конечно, будем добиваться отмены этого решения и реакции на эту историю со стороны прокуратуры. Тем более, по этому делу предстоит рассмотрение еще двух исков.
Редактор «Уральской недели» Тамара Еслямова также заявила, что решение будет обжаловано, так как оно незаконно. Редактор уверена, что у местной судебной системы «Уральская неделя» и ее журналисты давненько в черном списке.
Тамара Еслямова напомнила, что у редакции есть видеозапись рассказа Канеева, в суде он подтвердил сказанное на камеру. Более того, рассказал новые подробности, которые доказывают причастность этих людей к тому жестокому преступлению.
Редактор газеты также задается вопросом: почему истец не потребовал опровержения от Мухамбета Канеева?
- Он потребовал компенсацию от газеты и журналиста в размере трех миллионов тенге. Это шокирует! — сказала Тамара Еслямова. — Таких денег (а по трем искам по статье «История повторяется дважды» с нас хотят получить более 20 миллионов тенге) у газеты нет. Продали тираж — выплатили зарплату. И так из месяца в месяц.
Глава еженедельника уверена: те, кто инициирует эти иски, хорошо знают о том, что газета не сможет расплатиться. Впрочем, журналисты и не намерены выплачивать «драконовские суммы», однако намерены идти до конца, пока не докажут свою правоту.
See the original article here:
«Платить не будем, но правоту свою докажем!»