«Ё‑МОЁ!»
Вопрос преемственности власти, как сказал в видеообращении Назарбаев, «решен конституционно»: полномочия президента переходят к председателю сената парламента до окончания выборного срока, а затем должны состояться новые президентские выборы.
Выборный срок, согласно Конституции, истекает в 2020 году. Пост спикера сената с 2013 года занимает Касым-Жомарт Токаев, давний соратник Нурсултана Назарбаева, работавший в разные годы премьер-министром, министром иностранных дел.
Объявляя о сложении полномочий, Назарбаев сказал, что Токаев — «именно тот человек, которому мы можем доверить управление Казахстаном». «Остаюсь с вами. Заботы страны и народа остаются моими заботами», — заявил Назарбаев, перечислив то, что он назвал достижениями за время его руководства страной, упомянув среди прочего «строительство успешного казахстанского государства на руинах СССР».
Речь Назарбаева, которая транслировалась в эфире республиканских телеканалов, заняла менее получаса — 26 минут. После приветствия и слов о сложении полномочий, в эфире 24.kz кто-то выкрикнул за кадром: «Ё‑моё!»
Объявление Назарбаева было и неожиданным, и ожидаемым. Разговоры на тему транзита в Казахстане в последние годы не сходили с повестки дня, с учетом возраста президента. Летом прошлого года Назарбаеву исполнилось 78 лет. После смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году Нурсултан Назарбаев остался единственным лидером на постсоветском пространстве, пришедшим к власти еще до распада СССР. О возможном транзите верховной власти говорили как внутри страны — в основном в экспертной среде и «на кухнях», в высоких кабинетах вопрос публично не поднимался, — так и за рубежом. В последние месяцы в ряде авторитетных мировых изданий вышли публикации с предположениями, что «транзит» в Астане состоится в ближайшие 12 месяцев или «около того».
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис отмечает, что Нурсултан Назарбаев покинул должность президента «достаточно красиво» — поскольку ушел добровольно, к тому же в «рабочем состоянии».
Однако никаких существенных перемен в стране Жовтис не ожидает, так как, по его мнению, конструкция, которая ранее была, по существу не изменилась, изменились лишь некоторые внешние формальности. Нурсултан Назарбаев, как и прежде, по словам Жовтиса, будет всё контролировать, но при этом ему не нужно будет вникать в детали и сфера его ответственности существенно снижается.
— Нурсултан Назарбаев создал устойчивую конструкцию власти. И эта конструкция к тому же безопасная. Об этом можно судить по таким признакам: ведущее положение среди силовых структур занимает КНБ, министр обороны — выходец из КНБ. Бывший министр внутренних дел назначен секретарем Совета безопасности. Плюс к этому вчера руководителям КНБ и Минобороны были присвоены генеральские звания, — говорит Евгений Жовтис.
Журналист и правозащитник Андрей Свиридов не ожидает каких-либо демократических шагов от Касым-Жомарта Токаева, поскольку полагает, что тот будет ограничен в своих полномочиях.
— К Токаеву не вся власть перешла, а перешла только должность, — говорит Андрей Свиридов.
Российский политолог, специалист по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов акцентирует внимание на том, что Назарбаев «подготовил достаточно внятный сценарий перехода власти, при котором он уходит с поста президента, но остается председателем Совета безопасности с очень высоким уровнем полномочий». Дубнов называет Токаева «весьма эффективным политиком», который «до поры до времени сидел в тени». Эксперт напоминает, что именно Токаев в прошлом году сказал, что Назарбаев не будет участвовать в выборах 2020 года.
— Пока никаких потрясений быть не может. Нынешнее руководство в Казахстане при живом Назарбаеве, занимающем теперь фактически такой пост, как в свое время в Китае занимал Дэн Сяопин, не может серьезно изменить курс страны, — говорит Аркадий Дубнов в комментарии Русской редакции Азаттыка (Радио Свобода).
Экс-премьер Казахстана Акежан Кажегельдин, вставший в оппозицию к Назарбаеву в конце 1990‑х и последние 20 лет живущий за границей, предлагает сделать Казахстан парламентской республикой.
– Это ожидаемое решение, ожидаемое событие. Как нам жить после этого? Надо оставить в истории время Нурсултана Назарбаева – правление одного человека и одной семьи. Надо поставить на этом точку. Нужно вернуть власть народу, надо создать новую республику. Это должна быть парламентская республика с ответственной властью, подчиненной гражданам. Только так мы можем сохранить единство. Только так мы можем вернуть справедливость. Только так мы можем сохранить безопасность нашего государства, — сказал Кажегельдин Радио Свобода.
Бурихан Нурмухамедов, директор неправительственной организации «Институт национальных исследований», говорит, что своим шагом Нурсултан Назарбаев «продемонстрировал свое величие». Вопрос о том, ожидать ли теперь своего рода «токаевской оттепели», политолог считает не совсем корректным. Вместе с тем, как полагает Нурмухамедов, очередные президентские выборы состоятся в декабре этого года.
— Согласно Конституции, выборы президента должны состояться в первое воскресенье декабря. Полномочия президента заканчиваются в апреле 2020 года. Если проводить выборы в декабре 2020 года, то президент будет незаконно находиться на должности более полугода. Поэтому очередные выборы должны состояться в декабре этого года, — утверждает Бурихан Нурмухамедов.
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»?
В своем обращении Назарбаев говорил о том, что свою задачу отныне видит «в обеспечении прихода к власти нового поколения». То, кого он имеет в виду под новым поколением, осталось за кадром.
Эксперты ранее отмечали, что Назарбаев подготовил законодательную базу для передачи власти потенциальному преемнику: в 2018 году в стране приняли закон, наделяющий первого президента правом пожизненно председательствовать в Совете безопасности, статус этого органа в прошлом году повысили — с консультативно-совещательного на конституционный. Совбез, согласно законодательству, отвечает за национальную безопасность и обороноспособность страны, «сохранение внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя и национальных интересов страны на международной арене». С этим органом необходимо согласовывать назначения на высокие государственные должности.
После того как в феврале этого года Назарбаев обратился в Конституционный совет с просьбой растолковать норму Основного закона о прекращении полномочий, рассуждения на тему транзита активизировались еще больше. Сам Назарбаев назвал тогда свое обращение за толкованием «рутинным процессом» и призвал «не шуметь» по этому поводу, заверив, что досрочных выборов не ожидается. Вслед за этим министр тогдашний информации и коммуникаций Даурен Абаев высказался за то, чтобы вообще «закрыть тему» транзита.
78-летний Назарбаев пять раз избирался на пост президента, на последних выборах в 2015 году он набрал, по официальным данным, 97,75 процента голосов. В принятом в 2010 году законе «О первом президенте — Лидере нации» говорится, что первый президент обладает пожизненной неприкосновенностью, он не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, допросу и досмотру. Неприкосновенность распространяется и на всё имущество, принадлежащее первому президенту и членам его семьи. Гарантируется неприкосновенность банковских счетов Назарбаева и членов его семьи.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»