Токтар Аубакиров, первый космонавт из казахов, генерал-майор авиации, 27 июля отметил 75‑й день рождения. В 1990‑х он работал во власти, ненадолго уходил в оппозицию, но запомнился восхвалением лидера, установившего авторитарную систему, которого ранее сам критиковал. Соратники говорили, что «он был вынужден». Бывший космонавт сейчас не хочет говорить о политике. Он считает, что казахстанское общество еще «не проснулось».
Звание Героя Советского Союза Токтар Аубакиров получил еще до полета в космос, в 1988 году, в возрасте 32 лет. Этого звания редко удостаивались в мирное время. Высшая степень отличия ему была присвоена за выдающиеся заслуги во время прохождения военной службы. Аубакиров известен как первый в истории СССР летчик-испытатель, который запустил и посадил истребитель с палубы военного крейсера.
В советское время каждый космонавт по возвращении на Землю получал высшую награду правительства — звание Героя Советского Союза. Среди космонавтов были и те, кто дважды удостаивался такого звания. Перед распадом СССР космонавтам перестали дважды представлять к высшей награде. Поэтому Токтар Аубакиров, совершивший полет в космос 2 октября 1991 года, после возвращения на Землю был награжден Орденом Октябрьской Революции.
Вспоминая момент своего возвращения из космоса, он говорит, что «люди носили его на руках».
В 1995 году, уже после обретения Казахстаном независимости, Токтару Аубакирову была присуждена высшая государственная награда — звание «Қазақстанның халық қаһарманы».
Токтар Аубакиров свой полет в космос считает «политическим событием».
— Все стартовали с Байконура. Но никто из казахов, страдающих от ракет, не летал в космос. Когда Нурсултан Назарбаев [президент Казахской ССР] спросил в Роскосмосе, есть ли казахи, которые могут полететь в космос, там ответили, что «есть готовые полететь хоть завтра», и назвали меня. Я собирался выйти на военную пенсию, когда мне предложили стать космонавтом, — говорит он.
В других интервью он говорил, что «Динмухамед Кунаев [на протяжении многих лет руководил Советским Казахстаном] был первым, кто высказал предложение о полете в космос». «Он искал казаха, готового полететь в космос. Кунаев помог мне поступить учиться на летчика-испытателя», — вспоминал он.
Первый полет в космос Юрия Гагарина был особой гордостью СССР, а для властей и народа Казахстана гордостью был полет в космос Токтара Аубакирова. В день полета Аубакирова в космос руководство Казахской ССР пригласило на Байконур президентов Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Армении.
В интервью четверть века спустя первый казахстанский космонавт сказал: «Казахстан вышел из СССР самым последним, чтобы состоялся мой полет в космос».
— Казахстан вышел из СССР самым последним. И я только недавно понял, почему Назарбаев так долго тянул с объявлением независимости республики. Если бы независимость объявили раньше, то этот полет мог бы не состояться, — сказал он в 2016 году.
За эти 25 лет Токтар Аубакиров несколько раз менял свои политические взгляды, переходя из власти в оппозицию и из оппозиции во власть.
Других свидетельств того, что вопрос провозглашения независимости Казахстана был связан с полетом в космос Токтара Аубакирова, не встречается. Аубакиров полетел в космос 2 октября 1991 года и вернулся на Землю через восемь дней. Казахстан провозгласил независимость двумя месяцами позже. Позднее провозглашение независимости также связывают с тем, что Нурсултан Назарбаев общенародные выборы президента назначил на 1 декабря 1991 года.
ДЕПУТАТ ДОСРОЧНО РАСПУЩЕННОГО ПАРЛАМЕНТА
Около десяти лет назад в интервью Азаттыку Токтар Аубакиров говорил, что «хотел полететь в космос во второй раз, но президент Назарбаев в то время принял решение, что достаточно одного Гагарина». Вместо этого Аубакиров был сразу назначен на должность заместителя главы комитета обороны (сейчас Минобороны). Был советником президента Казахстана в области космонавтики, первым директором Национального космического агентства.
Сам космонавт то время характеризует как «период построения казахстанской армии из остатков распавшейся советской армии, когда ему приходилось собирать казахских офицеров в России». «Затем они стали командирами», — вспоминает он.
Токтар Аубакиров дважды избирался в Верховный Совет Казахстана и один раз депутатом мажилиса. Однако во всех трех случаях законодательный орган распускали досрочно. «Я решил, что если я снова баллотируюсь, то он снова будет распущен, поэтому завязал с этим навсегда», — вспоминает он.
Он баллотировался как независимый кандидат на выборах 2004 года и вошел в парламент. Он также был членом Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества, которая была создана в связи с политической ситуацией после выборов. Казахстанские власти создавали такую комиссию прежде и после несколько раз. Эксперты говорят, что, несмотря на большое количество комиссий, к демократии в стране так и не приблизились.
Аубакиров, ставший одним из ярых критиков властей, не стал баллотироваться на следующих выборах после самораспуска парламента в 2007 году. Выйдя на заслуженный отдых с пенсией, равной зарплате прапорщика, он стал заниматься выращиванием лошадей. Свое решение он объяснил тем, что в Казахстане, который перешел на партийную избирательную систему, он «не хочет быть членом какой-либо партии».
Власти, приступившие к реализации масштабных проектов в космической отрасли, также не предложил должности первому космонавту.
«КАК ПРИЕХАЛ, ТАК ПУСТЬ И УЕЗЖАЕТ»
Токтар Аубакиров, лишившийся должности и отдалившийся от общественной жизни после досрочного роспуска парламента в 2007 году, присоединился к партии ОСДП «Азат» после участия в работе ее съезда в апреле 2009 года.
— Я ждал слияния двух основных оппозиционных партий и появления народной партии. Я наконец нашел свою партию, — сказал он тогда.
Оппозиция Казахстана представила это как крупное политическое событие. Реакция властей недолго заставила себя ждать. Токтара Аубакирова, Балташа Турсымбаева и Булата Абилова, прибывших в Каркаралы годом позже, попросили уехать из города на той же машине, на которой они приехали.
— Я не думал, что в моем ауле, где я родился, меня так встретят, пугая всех, как будто сюда приехал враг. Одно время здесь места не хватало, когда я приезжал. Они сами бегали, встречая меня, а сейчас творится такое, — сказал тогда первый казахский космонавт Токтар Аубакиров.
Находясь в рядах оппозиции, Аубакиров был одним из самых сильных критиков власти. «Нельзя превращать Конституцию Казахстана в черновик ученика 4‑го класса», — говорил он.
КОСМОНАВТ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Токтар Аубакиров был выдвинут одним из кандидатов от ОСДП на внеочередных парламентских выборах в январе 2012 года. Однако партия не смогла преодолеть семипроцентный пороговый уровень. В апреле того же года оппозиционер Аубакиров заявил, что покидает ОСДП «Азат» и «хочет быть в команде первого президента».
Он попросил прощения у всех, кто последовал его примеру и вступил в партию, заявив, что «в стратегии партии “Азат” не было того конкретного плана, который мог бы привести к успешному развитию государства, процветанию жизни простых людей».
Аубакиров назвал Назарбаева, который тогда был президентом, «великим человеком».
— Люди любят своего лидера. Об этом свидетельствуют результаты президентских и парламентских выборов. Во время выборов народ поддержал курс первого президента и выразил ему большое доверие, — заявил он.
Через месяц он был назначен советником президента Национальной компании «Казахстан темир жолы» и занимал эту должность до 2018 года.
В интервью несколько лет спустя он сказал: «В Казахстане нет оппозиции, все действуют как скажут власти».
«УХОД АУБАКИРОВА ИЗ ОППОЗИЦИИ ДАЛСЯ ТЯЖЕЛО»
Лидеры оппозиции считают, что «власти заставили Аубакирова покинуть оппозицию, оказав давление». Однако пока не уточняется, какое конкретно давление на него было оказано. Сам космонавт также не изъявляет желания говорить об этом.
По словам оппозиционного журналиста Гульжан Ергалиевой, которая вместе с Токтаром Аубакировым присоединилась к партии «ОСДП-Азат» в 2009 году, власти, похоже, оказали давление на сына Токтара Аубакирова.
— То, что настоящий герой, гордость страны и символ Казахстана Токтар Аубакиров пришел в оппозицию, стало большим событием. Он говорил с народом свободно и открыто, он был честен. Его уход из оппозиции дался тяжело. Неизвестно, какое конкретно давление оказали власти на его сына. На него самого не могли давить, потому что он слишком большая личность. Это давний метод, когда власти через родственников оказывают давление на тех, кто им не нравится, — говорит она.
Оппозиционный политик Рысбек Сарсенбайулы говорит, что «Токтар Аубакиров не политик, который будет выступать в угоду политике».
— Он ушел из власти, потому что видел, в каком направлении она движется. Он видел и хорошее, и плохое во власти. Каким бы героем он ни был, трудно жертвовать близким человеком. Он, должно быть, решил держаться подальше от оппозиции после давления на сына. Конечно, нас расстроило то, что его направили работать в сферу железной дороги, а не в космическую отрасль, —говорит Сарсенбайулы.
Мейрбек Молдабеков, долгие годы работавший заместителем Токтара Аубакирова после его назначения главой Национального космического агентства в 1993 году, по-другому объясняет, почему космонавт пошел работать на железную дорогу.
— Он был астронавтом-исследователем, но не являлся экспертом в космических технологиях. Несмотря на выступления против Назарбаева, тот проявил широту души и не трогал Аубакирова. Аэрокосмическое агентство — бюджетное учреждение с низкой заработной платой. Поэтому его, наверное, отправили в «Казахстан темир жолы», где приличная зарплата, — говорит он.
Молдабеков характеризует Аубакирова как «яркую звезду казахского народа, героя с храбрым сердцем и доброго человека».
— Люди обращаются к герою, говорят, что «власть грабит народ». Затем он высказывается со всей горячностью. Он с этой же горячностью присоединился к оппозиции и ушел оттуда, разочаровавшись. Он не политик, — говорит Мейрбек Молдабеков о своем бывшем руководителе.
«НАСТАЛО ВРЕМЯ, КОГДА КАЖДЫЙ ЗАБОТИТСЯ О СЕБЕ»
Несмотря на то что Токтар Аубакиров покинул оппозицию, заметно, что он не потерял связи с лидерами оппозиции и интересуется общественно-политической жизнью. В 2017 году он подписал открытое письмо группы активистов президенту Назарбаеву с призывом положить конец преследованиям главного редактора газеты «Трибуна. Саяси қалам», журналиста Жанболата Мамая.
Накануне президентских выборов в июне 2019 года он участвовал в митинге оппозиции в городе Нур-Султане, где его выступление вызвало неоднозначную реакцию общественности. 1 июня активисты со всей страны намеревались провести Народный курултай и объявить бойкот выборам, когда в зале, где должна была состояться встреча, отключили свет и интернет.
Подавляющее большинство на курултае призывали к «бойкоту президентских выборов и их проведению только после поправок в закон о выборах», а Токтар Аубакиров оказался среди тех, кто заявил, что нужно «пойти на избирательные участки и проголосовать за кого угодно». Сначала многие были рады его видеть на встрече, но когда он начал говорить, его выступление было прервано свистками.
Гульжан Ергалиева, присутствовавшая на митинге, говорит, что это «была очень неловкая ситуация, как будто власти попросили его о чем-то и это выглядело провокацией». Такого же мнения придерживается и Рысбек Сарсенбайулы, один из организаторов курултая.
— Возможно, это было его личное мнение, может, попросили власти. Герои бывают наивные, каждый может использовать их по-разному. Он человек с чистой душой. Он не тот человек, который извлекает выгоду и с определенными целями выполняет поручения властей, — говорит он.
Балташ Турсымбаев, выступавший на этом курултае, говорит следующее: «Он приехал поддержать людей. Он человек, который считает, что необходимо соблюдать закон и Конституцию. Поэтому многим не понравились его слова о том, что нужно пойти на выборы и проголосовать за кандидата по своему выбору. Люди подумали, что его прислали власти. Но он не тот человек, который будет находиться на побегушках у властей. Власти знают, что Токтар ничего скрывать не будет, и поэтому стараются ничего не говорить».
После победы Касым-Жомарта Токаева на президентских выборах в июне 2019 года Токтар Аубакиров приветствовал его программу демократизации и надеялся, что борьба с коррупцией усилится, но высказал сомнения, что «с двумя президентами» в сложившихся политических условиях претворение в жизнь этих намерений выглядит «недосягаемым».
Репортер Азаттыка попытался выяснить, что думает Токтар Аубакиров о транзите власти сейчас. «И без слов понятно, как осуществляется транзит власти, каждый это видит», — ответил герой.
— Все говорят, что «необходимо проснуться». Но никто не просыпается. Наступило время, когда каждый заботится о себе. Лишь горстка людей выходит с криками на улицу, и на этом всё. Слова «политика для народа» превратились в сказку, — высказал свое мнение Токтар Аубакиров.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»