Жить будем, но плохо — примерно такой прогноз можно сделать о здоровье казахстанской нации по итогам коллегии Министерства здравоохранения. Профессиональных врачей в отрасли остро не хватает, на лечении больных государство экономит и этим гордится. А в том, что болеют, люди виноваты сами – не хотят обследоваться. Поэтому в поликлиники нас будут загонять “с кулаками”.
Традиционно заседание коллеги началось с саморекламы — как отдельных чиновников, так и здравоохранного ведомства в целом. Причем из выступления главного медика страны, министра Салидат Каирбековой, следовало, что жить казахстанцы стали если не лучше, то дольше. Понятно, что спасибо за это народ должен сказать мудрой политике власти.
“Свою деятельность, — подчеркнула министр, — мы сосредоточили на решении ключевых задач отрасли, влияющих на главный показатель. Это ожидаемая продолжительность жизни наших граждан. Своевременное принятие комплекса эффективных мер в рамках программы развития здравоохранения “Саламатты Казахстан” позволило всего за один год увеличить ожидаемую продолжительность жизни практически на полгода, тогда как государственной программой было предусмотрено достичь 70 лет в 2015 году”.
Только самый стойкий отвоюет кройку
Действующую систему здравоохранения министр назвала красивым словом “пациентоориентированная”. (Видимо, раньше медицинское ведомство ориентировалось на что-то другое). Особой же мерой, благостно повлиявшей на работу отрасли в целом, глава Минздрава назвала право пациента на свободный выбор стационара.
- Формируется здоровая конкуренция на рынке медицинских услуг, — перечислила Каирбекова положительные сдвиги. — Благодаря созданию равных условий для государственных и частных организаций, число негосударственных медицинских услуг возросло на 16 процентов. Практика показывает, что привлечение частного поставщика медицинских услуг более выгодно для государства, потому что предприниматели умеют считать финансовые средства.
Чем дальше звучал доклад, тем больше он напоминал не выступление главы Минздрава, а отчет министра экономики (точнее даже министра экономии!), который прежде всего думает о снижения нагрузки на бюджет, а уж во вторую очередь — об улучшении качества медицинских услуг.
- Реализован принцип — деньги следуют за пациентом, — заявила министр. — Только в 2012 году более 21 миллиарда тенге оплачено за иногородних пациентов. Внедрение данной системы стимулирует эффективное использование ресурсов. С введением единой национальной системы сокращено около 6 000 коек. Под нужды больных перепрофилировано 8,5 тысяч коек. Практически в три раза выросло количество больных, пролеченных в дневных, ресурсосберегаемых стационарах.
То есть министерство гордится тем, что больные сейчас чаще лечатся дома, нежели в медучреждениях. Неудивительно, если в один прекрасный день казахстанский Минздрав заявит о сокращении койкомест до ста процентов. И при этом еще станет ждать поощрений за проведенную экономию. Что станет с пациентами — вопрос другой, и, похоже, он мало кого интересует.
Министр также заявила о проблеме очереди на лечение за рубежом. Мол, зачем больным куда-то ехать, если их можно исцелить и в Казахстане. “На сегодня в очереди состоит 161 пациент, — заявила Каирбекова. — Из них 133 — на трансплантацию органов. С целью решения данной проблемы, новыми правилами предусматривается оказание медицинской помощи им в условиях отечественных клиник с привлечением зарубежных специалистов. Чтобы стимулировать отечественных врачей к внедрению высоких технологий, с этого года мы будем оплачивать их по стоимости, применяемой в зарубежных клиниках”.
Сказано замечательно и обнадеживающе. Вот только следует учесть еще один нюанс. Такое лечение подразумевает не только операцию, но и реабилитацию пациента. А как быть с ней при повсеместной экономии на койкоместах, министр, увы, не объяснила.
“Несомненно, наши граждане заслуживают самой оптимальной модели здравоохранения”, — на этой позитивной ноте г‑жа Каирбекова завершила свой доклад. “Оптимальный” — очень хорошее определение для происходящего в казахстанской медицине.
Преференцией тебя об скрининг!
Депутат мажилиса Дарига Назарбаева раскритиковала работу ведомства. Впрочем, нельзя сказать, что ее предложения по совершенствованию ситуации оказались лучше. Громче всего народная избранница возмутилась в адрес программы ранней диагностики, заявив, что поликлиники в регионах с этой важной задачей элементарно не справляются: “Настало время внимательно посмотреть на предмет нашей национальной гордости — программу скриннингового обследования населения, — отметила депутат. — Здесь тоже имеют место определенные недостатки”.
По словам Дариги Нурсултановны, в настоящее время в городских поликлиниках, а также в сельской местности, не хватает реактивов для диагностики рака шейки матки. Не достает оборудования для диагностики рака пищевода и проведения фибро-гастроскопии, позволяющей выявить рак желудка и поджелудочной железы. Не везде есть моечные машины для высокой степени дезинфекции и стерилизации эндоскопического оборудования. Ощущается острый дефицит подготовленных кадров.
- Врачи на местах не знают, как проводить программу скрининга, — подчеркнула Назарбаева. — Нет методик и алгоритмов действия. Имеет место проблема администрирования и методологии. Об этом следовало позаботиться еще примерно 2 года назад, когда только программа данная разрабатывалась. Сейчас нужны активные действия, чтобы исправить недочеты, которые выявляются.
А виноватым во всем оказалось… население, которое, не желает идти обследоваться. (Хотя после такого солидного перечня недостатков следовало удивляться обратному: что кто-то вообще подвергает себя таким процедурам). Решить проблему народная избранница предложила… шантажом. “Как это раньше было, я помню, в нашем детстве и юности. Пока не пройдешь флюорографию, не можешь сдать документы в вуз, получить справку, поступить на работу и т.д. Здесь тот самый случай, когда добро должно быть с кулаками. И такие механизмы нужно срочно внедрять”.
Да-да, вы не ошиблись, казахстанцев предлагается административными “кулаками” загонять на скрининг, к как говорилось выше некомпетентным врачам с нестерильными инструментами. Тот факт, что в лучшем случае такой поход обернется мероприятием “для галочки”, а в худшем — приобретением заболевания, благодаря внутрибольничной инфекции, Даригу Назарбаеву, похоже, ничуть не смущает.
Сердечная недостаточность. Врачей
Впрочем, как считает депутат Назарбаева, у пациентов экстренных стационаров проблем гораздо больше. И, как показывает практика, здесь у больного больше шансов встретиться с апостолом Петром, чем с квалифицированным специалистом.
- Низкий уровень заработной платы — это высокая текучесть кадров, — говорит Назарбаева. — Система оплаты за услуги экстренной помощи несовершенна и порой это приводит к печальным последствиям для тех людей, которые имели несчастье обратиться туда за помощью.
Мажилисмен рассказала историю о том, как один ее знакомый с болью в сердце обратился в одну известную клинику в Алматы. “Профессиональная помощь ему оказана не была, — заявила депутат. — Видя, что у человека болит в груди, врачи отправили его ходить по корпусам, самому находить каких-то людей, пока просто он замертво не упал. Я думаю, что это не единичный случай.… Нам всем не нужно объяснять, что такое экстренная медицинская помощь. Не дай Бог никому из нас, как говорится! А если уж Господь нас туда привел, то дай Бог, чтобы нам повезло!”
Раз уж знакомых Дариги Назарбаевой в известных казахстанских клиниках обслуживают так, что им остается только уповать на Божью волю, то рядовым казахстанцам остается разве что накрыться белой простыней и, медленно, не создавая паники, ползти на кладбище. Причиной же печального положения, (причем не только системы ПСМП, а медицины вообще), депутат назвала дефицит профессиональных кадров, оставивший в данной отрасли свыше 4 000 свободных мест.
- Эта проблема будет и далее нарастать, — уверена Назарбаева. — Нет у людей стимула работать в медицине! Низкий уровень заработной платы снижает привлекательность и престиж профессии. Около 40 процентов выпускников медицинских вузов не идут работать по специальности. В этом причина многих недостатков в системе здравоохранения. Настало время в корне пересмотреть систему морального и материального стимулирования медиков. Те единичные успешные случаи стимулирования, которые здесь сегодня были рассказаны, единичные. Это еще пока не есть система.
По мнению народной избранницы, в отрасли все должно быть, как в сказке. Реки — молочными, берега — кисельными… То есть руководство больниц — предприимчивым, персонал — высококвалифицированным, оборудование — современным и т.д.
- Мне кажется, настало время ужесточить требования к профпригодности административно-управленческого персонала медицинских учреждений! — заявила Назарбаева. — Не принимать на работу по звонку акима и прочих агашек и аксакалов, а смотреть на профессиональные качества! Ставить четкие жесткие задачи, показатели, которые он должен дать стране, министерству здравоохранения для оценки эффективности его деятельности. Опыт последних лет показывает, что никакие деньги, никакие даже самые умные машины, не в состоянии заменить профессионального специалиста.
Выглядят все эти заявления, направленные на борьбу с коррупцией и кумовством, весьма знакомо. Как лозунги, вроде “Пчелы против меда”. Они звучат от совещания к совещанию, а потом с легкостью вылетают из чиновничьей памяти. Как говорится, склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
“Наши программы заработают, — пообещала, подытоживая свой доклад, Дарига Назарбаева. — И граждане, может быть, нам скажут спасибо”. Так и хочется добавить — если смогут.
Автор: Камиль АЯНОВ