Все прошедшие после обвала тенге дни выдались в Казахстане довольно напряженными и отчетливо показали, что страна находится в глубочайшем кризисе, в идеологическом застое. На весь Казахстан не осталось ни одного внятного спикера, кто мог бы взять на себя миссию глашатая от имени правительства, президента или парламента. И это уже не смешно.
Политические партии, которые продолжают таковыми числится в Минюсте, дружно засунули язык в задницу, как, впрочем, и депутатский корпус. Дело дошло до несуразной ситуации, когда газете «Время» объясняет действия властей и «рассерженных горожан» политолог Ерлан Карин из Вашингтона (!). Тот самый, который преданно служил партии «Нур Отан» и президенту, но после смены партийного руководства остался не у дел, а ныне разъезжает по заграницам и читает лекции.
И я понимаю коллег: а к кому еще обращаться? Господин Карин хоть и «отановец», но не кондовый пустобрех, коих большинство во власти и чей спич начинается со слов: «По поручению президента» и заканчивается словами: «Благодаря мудрой политике лидера нации». Вот и получается, что ситуация с информационным, идеологическим обеспечением существования государства напоминает тягучее замшелое болото, ибо «иных уж нет, а те далече…»
Это я о «соловье президента» Ермухамете Ертысбаеве, который выполнял крайне неблагодарную миссию «громоотвода». И надо сказать, что выполнял блестяще. Мог «правильно» объяснить народу любое решение елбасы, правительства, судов и силовиков. Причем делал свои заявления или давал интервью всегда с «поправкой на ветер», для западных СМИ с демократических позиций, а местной прессе ненавязчиво напоминал о сохранении стабильности и государственных приоритетах.
После его «прости-прощай» и обоснования в солнечной Грузии нишу главного идеолога занял Марат Тажин. Он, конечно, был куда менее публичен, но не забывал подбрасывать дровишек в затухающий идеологический костер, пытался в меру своих сил выправить ситуацию с информационным обеспечением государственной политики. Теперь и его сослали в Москву.
Понятно, что до исторического вхождения Казахстана в Евразийский союз осталось совсем ничего, и в Первопрестольной просто необходим политический тяжеловес по отстаиванию казахстанских интересов, но в стране запахло нафталином и появились проплешины.
Кстати, не знаю, заметили вы или нет, но как только г‑н Тажин исчез из внутренней политики, так вместе с ним сдулись национал-патриоты. И почему-то мне думается, что это не просто совпадение.
Вот и получается крайне неприглядная картина. Елбасы выступает с посланием, рисует заоблачные дали и перспективы, а кроме вызывающих отторжение добровольно-принудительных собраний по разъяснению депутатов-десантников, мобильных групп чиновников и заунывных репортажей по телевидению фантазия идеологов из администрации президента дальше не пошла.
Я вот все ждал, что может кто-нибудь возьмет на себя смелость разъяснить, что включает в себя национальная идея «Мәңгілік ел», но кроме общих слов по сплочению нации так ничего и не услышал. Но как можно сплотиться вокруг фантика, не зная, что кроется за красивой оберткой? Абсурд!
Такая же история с девальвацией. Народу бросили на растерзание Кайрата Келимбетова, который додумался сказать, что в отставку не уйдет, потому как его работодатель президент. Что за бред? Человек возглавляет Национальный банк РК, зарплату ему платит отнюдь не елбасы, а повышение благосостояния населения путем проведения благоприятной кредитно-денежной политики по умолчанию должно быть в приоритете главного банкира страны. Весь же его ответ согражданам вылился в констатацию, что кто-то теряет, кто-то находит.
Стоит ли удивляться, что «рассерженные горожане», самоорганизовавшись, покинули уютные офисы и квартиры, чтобы выразить свой протест. При этом заметьте, никто из них камнями не кидался, «коктейли Молотова» не запасал, но всех повязали. За что? Соцсети негодуют, люди в аптеках и магазинах, на кухнях и в офисах пытаются сами себе ответить на вопрос, за что их обокрало родное государство, как жить на пенсию, что делать с пенсионными накоплениями, дважды секвестрированными за пять лет, но нет ответов.
Все партийные так называемые лидеры набрали в рот воды и молчат. За исключением ОСДП, которая выступила с заявление о девальвации. Национал-патриоты, которые еще совсем недавно реагировали на каждый общественно-политических чих, тоже — или молчат, или клеймят российский рубль. Дескать, истинный виновник девальвации в Казахстане не кто иной, как Кремль и его монетарная политика. Но видеть в собственных бедах исключительно российский след уже из модного бренда превратился в заезженную пластинку.
Депутаты мажилиса и сенаторы, так называемые избранники народа, пребывают в своем сомнамбулическом состоянии, их не волнуют ни митинги, ни девальвация. Никто из них не ринулся в свои округа, чтобы встретиться с избирателями, пропитаться той реальной ситуаций, что сложилась на местах.
Дело дошло до маразма: некоторые люди искренне радуются, что у них нет никаких накоплений в национальной валюте! И о какой национальной идее после этого можно говорить, о каком патриотическом воспитании? Где те батыры, кто готов взять на себя нелегкую ношу по диалогу между народом, простыми людьми и власть имущими? Кто-нибудь может вспомнить, когда последний раз всенародно избранный президент Назарбаев проводил пресс-конференцию или премьер-министр Ахметов?
О каких планах вхождения в тридцатку лучших из лучших можно говорить, если в стране нет независимого и справедливого суда? Если задача полиции пресекать любое мнение и высказывание, любой перформанс, любую акцию протеста, а задача судов карать и сажать, сажать и карать? О каком развитии-2050 можно говорить, если предприниматель не может планировать свое дело даже в краткосрочной перспективе, ибо все меняется? А количество программ растет как снежный ком, но выполнены ли прежние обязательства, договоры, меморандумы — вообще никого не волнует!
Все настолько запущенно, что бравые заявления «стоять, бояться» уже не трогают ни людей, ни цены, ни чиновников. Ну как можно заставить цены стоять на месте, если мы все живем в рыночной экономике? Что за глупцы заседают в правительстве, если они полагают, что законы экономики можно запросто остановить, а то и развернуть вспять грозным окриком? Это уже не застой, это тупик, который без политических реформ приведет к агонии…