Внук президента Нурсултана Назарбаева Нурали Алиев оказался первым крупным бизнесменом из Центральной Азии, на которого в начале апреля этого года обратили внимание участники международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ).
В их руки попали так называемые “панамские досье” — документы панамской юридической конторы Mossack Fonseca, специализирующейся на оформлении офшорных фирм на Карибах.
Молодой бизнесмен Алиев, являющийся до 11 марта нынешнего года заместителем акима Астаны, согласно докладу Центра по исследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP), работающего в кооперации с ICIJ, был владельцем двух компаний на Британских Виргинских островах.
В тени Рахата Алиева
В документах фигурирует яхта, приобретенная Нурали Алиевым через одну из этих фирм — Baltimore Alliance, и принадлежащая ему компания Alba International. Ее деятельность, согласно документам, заключалась во владении банковским счетом в некоем кипрском офшоре.
Но не прошло и недели, как интерес к офшорам Нурали Алиева поутих. Австрийские СМИ обнаружили в “панамских досье” еще более важные сведения о бизнесе его отца — Рахата Алиева, бывшего заместителя главы КНБ, бывшего посла Казахстана при ОБСЕ. В феврале 2015 года он покончил жизнь самоубийством в тюрьме Вены, где находился в качестве обвиняемого в совершении тяжких уголовных преступлений.
“Документы, обнаруженные среди “панамских досье”, подкрепляют предположение о том, что структура, созданная бывшим зятем Нурсултана Назарбаева, отмывала деньги. В частности, это касается той части его проектов, которые были связаны с сахарной индустрией”, — говорит немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch).
Австрийское издание Falter, ссылаясь на “панамские досье”, сообщило о том, как с помощью открытых через Mossack Fonseca офшоров, структуры, связанные с Рахатом Алиевым, переводили прибыль через австрийские банки на Карибские острова, обходя при этом уплату налогов. Речь, возможно, идет приблизительно о 300 миллионах долларов, полученных от сделок с сахаром и перекинутых в офшоры, а оттуда — в другие страны, включая Австрию, указывает Falter.
Банкротство, Панама и имущественные иски
“Панамские досье” и публикации в австрийских СМИ, появившиеся после них, имеют значение для судьбы имущественных исков, которые поданы в европейских странах и связаны с требованием компенсации ущерба, предположительно нанесенного тем или иным лицам Рахатом Алиевым при жизни.
В местных СМИ сообщается, что в отношении австрийского имущества Алиева предъявлены иски на сумму в несколько миллионов евро. Вопрос в том, во сколько оценивается это имущество? Согласно докладу управляющего процедурой банкротства, осуществляемого сейчас в Австрии, имущество оценено в сумму приблизительно 30 тысяч евро.
“Однако “панамские досье” показывают, что реальная цифра может быть гораздо выше. Кроме того, они дают возможность проследить, на какие фирмы в офшорах переводились деньги после того, как в Австрии и в ряде других стран ЕС были инициированы расследования по отмыванию денег в отношении Рахата Алиева. В основном конструкция, составленная Алиевым в офшорах, была ориентирована на Британские Виргинские острова”, — говорит Михаэль Лаубш.
Кроме того, в Вене после опубликования “панамских досье” в центре внимания вновь оказалась история о продаже так называемой Media Quarter Marx — большого комплекса зданий, значительная часть которого была приобретена у города Вена фирмой, также упоминающейся в документах Mossack Fonseca.
“В Австрии уже не впервые поднимается вопрос о том, что в этой сделке, где с одной стороны фигурируют структуры, связанные с Рахатом Алиевым и его второй женой Эльнарой Шораз, а с другой — политический истеблишмент Вены, не все чисто. На проведении более масштабного расследования этой истории в свете появления “панамских досье” снова настаивает Австрийская народная партия”, — продолжает Михаэль Лаубш.
От Панамы до Чимбулака
“Панамские досье” — не первый случай опубликования списков с перечнем людей и фирм, которые держат деньги в офшорах. “Это публиковал WikiLeaks в 2010 году, был офшорный скандал в 2013 году, был большой “люксембургский скандал” в 2014 году, был “швейцарский скандал”.
Всего пока в документах международного консорциума журналистов-расследователей десятки имен из республик Центральной Азии, там только из Казахстана более 80 фамилий”, — говорит руководитель Загранбюро казахстанской оппозиции в Дрездене Серик Медетбеков. Что касается конкретно “панамских досье”, то не только Нурали и Рахат Алиевы, но и другие лица из Казахстана, там фигурируют.
Так, шведские СМИ сообщают, что Сержан Жумашов, в 2015 году входивший в число пятидесяти самых влиятельных предпринимателей Казахстана по версии Forbes, получил через ряд компаний, оформленных с помощью Mossack Fonsecaв офшорах, около 366 миллионов долларов от шведского банка Nordea.
“Власти Швеции подозревают, что по сделке не были уплачены налоги. При этом мы, представляя себе деятельность Жумашова, понимаем, что такого рода сделки не могли проходить без ведения высшего руководства страны. В частности, мимо внимания руководства не мог пройти подряд на реконструкцию такого символического объекта, как горнолыжный курорт “Чимбулак”, — поясняет Серик Медетбеков.
В свою очередь бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин, проживающий в изгнании в Европе, считает, что “панамские досье” следует рассматривать в более широком контексте: это не просто очередное, пусть и масштабное разоблачение.
В интервью DW оппозиционный политик подчеркнул, что они побудят правительства ведущих мировых держав, включая КНР, быстро принять дополнительные меры по выявлению и пресечению использования грязных денег, и страны, которые за этим трендом не поспеют, не поспеют и за развитием экономических связей с этими державами.