Опасно близко
Турецкая ежедневная газета «Джумхуриет» 24 июня опубликовала фотографии шести граждан Турции, имена которых были опубликованы в «Панамских документах». Этим простым заявлением газета начала серию репортажей о «Panama’cı Türkler». Все шестеро упомянутых людей были бизнесменами, а пятеро из них имели близкие или дальние связи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Вскоре после публикации фотографий в редакции Cumhuriyet зазвонил телефон. Судя по всему, человеком на линии был Мехмет Дженгиз — один из шести бизнесменов, фигурировавших в газете. Компания Дженгиза является частью конгломерата, строящего новый аэропорт Стамбула. Сам президент Турции продвигает весьма неоднозначный и громкий проект. Имя Дженгиза также появилось в связи с коррупционным скандалом 2013 года, который вынудил нескольких министров уйти в отставку.
По словам Джумхуриета, человек по телефону сказал очень ясно: «Вы поместили мое лицо на первую полосу, разве вам не стыдно? Я буду драться с вами (…) Вы сукины сыны, не делайте из меня убийцу. «Это можно и, возможно, следует интерпретировать как угрозу смерти, особенно в Турции, где критически настроенные журналисты годами сталкивались с увольнениями, судебными исками или личными угрозами.
Незадолго до парламентских выборов в Турции в 2015 году Джумхуриет сообщил о поставках оружия турецкими спецслужбами в Сирию. С тех пор ежедневная газета стала символом борьбы за свободу прессы. Тогда президент Турции лично выдвинул обвинения против газеты. Вскоре после этого были взяты под стражу главный редактор Джан Дюндар и глава бюро Анкары Эрдем Гюль.
На слушании дела 6 мая этого года Джан Дюндар чудом избежал убийства: человек назвал его предателем и выстрелил в него, но промахнулся. Вскоре после этого суд в Стамбуле приговорил Дюндара и Гюля к нескольким годам тюремного заключения за государственную измену. Оба мужчины обжаловали приговор и останутся на свободе до начала судебного разбирательства. Их команда новостей продолжает работать в этой сложной обстановке.
Публикация этой информации в Турции кажется опасным делом.
Джумхуриет теперь единственный турецкий медиум, получивший доступ к Панамским документам, просочившимся документам поставщика офшорных услуг Mossack Fonseca. В сотрудничестве с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ), исследовательской сетью проекта по освещению организованной преступности и коррупции (OCCRP) и Süddeutsche Zeitung, репортеры Cumhuriyet в течение последних недель просматривали 2,6 терабайта данных в поисках следов, ведущих в Турцию. .
До сих пор в Панамских документах фигурировали имена 13 нынешних или бывших глав государств, а также имена бесчисленных родственников и друзей десятков других. Премьер-министр Исландии уже подал в отставку, и разоблачения сильно повлияли на премьер-министра Пакистана и президента Аргентины.
В Турции прямые попадания не были так близки к вершине: ни президент Турции Эрдоган, ни премьер-министр Бинали Йылдырым не фигурировали в просочившихся документах Панамских документов. Однако у нескольких влиятельных бизнес-лидеров, тесно связанных с AKP, есть. Партия находится у власти с 2002 года, а Эрдоган был лидером партии до 2014 года, когда он перешел из кабинета премьер-министра в кабинет президента. Панамские документы показывают, что проправительственные лидеры бизнеса прятали свои деньги в подставных компаниях. Публикация этой информации в Турции кажется опасным делом.
Согласно просочившимся документам, Мехмет Дженгиз, человек, который якобы называл Джумхуриет, находится в центре сети, состоящей как минимум из 20 подставных компаний. В некоторых случаях информация в документах Mossack Fonseca не может использоваться для расшифровки целей этих компаний. Судя по всему, Дженгиз пошел на все, чтобы скрыть свою деятельность. Однако в документах фигурирует несколько подозрительных выплат на миллионы, которые бизнесмен не желает публично обсуждать. Ченгиз не ответил ни на просьбу СЗ прокомментировать этот вопрос, ни на его угрозы.
Панамские документы показывают, что Мехмет Дженгиз и его брат Экрем имеют доверенность на компанию Bonito International Inc., зарегистрированную на острове Ниуэ в южной части Тихого океана. Через эту компанию братья владеют акциями MEC Metal Equipment Consultancy Co., компании, зарегистрированной в Великобритании. До сих пор MEC оставалась полной загадкой — не было ясно, для какой цели она служила и для какого типа бизнеса она использовалась. Документ, найденный в Panama Papers, содержит контракт MEC Metal Equipment & Consultancy Co., среди прочего, на «маркетинговые исследования и анализ, связанные с металлургическим, горнодобывающим и строительным секторами в России и Китае». Партнер по контракту — Vremax Properties Limited, еще одна неизвестная компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Двухстраничный договор почти не содержит упоминания о реальных консультационных услугах, но перечисляет платеж в размере 3,07 миллиона долларов США. По всей видимости, сделка была совершена в конце июня 2008 года, когда деньги были переведены на счет Vremax Properties в частном банке в Швейцарии. Оказывались ли консультационные услуги, остается неясным. Однако такая организация может быть средством использования компании для отвлечения государственных средств в собственные карманы. В Турции говорят, что за последние 14 лет никто не получил столько государственных контрактов, как Мехмет Дженгиз.
Дженгиз — член относительно нового класса консервативных мусульманских деловых людей, которые приобрели много денег, власти и влияния с тех пор, как АКП пришла к власти в 2002 году. Людей в этой группе называют «анатолийскими тиграми». . Сегодня многие из них входят в число экономических тяжеловесов Турции. В некоторых секторах они вытеснили старую кемалистскую элиту, которая десятилетиями доминировала в экономике страны.
Члены семьи Дженгиз регулярно появляются в рейтинге самых богатых людей Турции Forbes. У них хорошие отношения с правящей AKP и с самим Эрдоганом. Как и президент, семья из Ризе, города на берегу Черного моря. Там находится университет Эрдогана, и Билал Эрдоган, один из сыновей президента, вместе с Мехметом Дженгизом входит в консультативный совет благотворительной организации.
В последние годы масштабы коррупции ухудшились.
Когда ПСР пришла к власти 14 лет назад, она была избрана, потому что люди надеялись, что это избавит Турцию от коррупции. По-турецки АК означает «белый» или «чистый». Эти две буквы были сокращены не случайно, что Adalet ve Kalkınma Partisi — партия справедливости и развития. Партия AKP использовала лампочку в качестве своего логотипа и пообещала своим избирателям прозрачность. Он обязал политиков регулярно раскрывать свое личное состояние.
Об этом обещании, похоже, давно забыли. Сегодня AKP находится в центре клиентелистической сети, в которой политики и бизнесмены образуют прибыльные союзы. Журналист Шюкрю Кучукшахин из аналитического портала Al-Monitor утверждал, что новый премьер-министр Бинали Йылдырым войдет в историю как политик, не упомянувший о мерах по борьбе с коррупцией на церемонии приведения к присяге. Вскоре после вступления в должность Йылдырым распустил комиссию по борьбе с коррупцией, которую основал его предшественник. При этом вряд ли кто-то ожидал, что тело окажет серьезное влияние на коррупцию.
И все же коррупция процветала в Турции задолго до AKP. Но в последние годы масштабы этого ухудшились, о чем турецкая общественность узнала в 2013 году. В то время решительные прокуроры начали крупномасштабную операцию, в ходе которой были арестованы десятки людей, среди которых были влиятельные бизнесмены и трое сыновей министры. Он рассматривал незаконную торговлю золотом с Ираном, взяточничество и манипулирование публичными тендерами.
Дело потрясло правительство до глубины души. 25 декабря 2013 года премьер-министр приказал уйти в отставку трем министрам, в том числе министру градостроительства. По версии следствия, его сын получал взятки в обмен на лицензии на строительство и присуждение государственных контрактов. Несколько дней спустя Эрдоган отправил в отставку еще семь министров, многим из которых позже были предъявлены обвинения. Одним из них был Бинали Йылдырым, нынешний лидер партии AKP и премьер-министр Турции. По версии следствия, Йылдырым, который много лет был министром транспорта Турции, участвовал в сомнительных сделках при заключении контрактов на строительство государственной железной дороги. Обвиняемый отрицал какие-либо правонарушения.
Скандал, разгоревшийся на глазах у общественности, не ограничился какой-то одной компанией или политиком. Скорее, он представлял собой демонтаж политического и экономического руководства страны. Даже Эрдоган попал под обстрел. Имя его сына Билала появилось в списке следователей, который был обнародован. Сын бывшего премьер-министра является членом правления фонда, который якобы приобрел государственную собственность в Стамбуле по подозрительно низкой цене. В то время в Интернете появились записи телефонных разговоров, в которых, очевидно, можно было услышать, как Эрдоган говорил своему сыну, чтобы миллионы исчезли. Подлинность записей была поставлена под сомнение, и Эрдоган отверг их как бесстыдную клеветническую кампанию.
Реальный политический триллер достиг апогея и одновременно закончился. Дальнейших арестов не было. В течение нескольких месяцев правительство приказало перевести или уволить тысячи сотрудников полиции, судов и прокуроров. Эрдоган приравнял расследование к попытке государственного переворота его соперника Фетхуллаха Гюлена, исламского проповедника, который живет в изгнании в Соединенных Штатах и имеет миллионы сторонников в Турции, многие из которых работают на полицию и судебные органы. В конечном итоге расследование было прекращено, и никаких обвинений предъявлено не было.
Чаще всего друзья правительства делают хорошие дела
Несколько строительных подрядчиков были среди мужчин, находящихся под следствием, в том числе Мехмет Дженгиз. Неудивительно, что незаконная практика награждения оказалась в центре расследования. В Турции общеизвестно, что строительный и энергетический секторы коррумпированы. Правительство так много раз меняло порядок присуждения государственных контрактов, что теперь существует почти столько же исключений, сколько и правил. В отчете о проделанной работе ЕС регулярно говорится о подверженности коррупции в турецкой системе награждения. В 2015 году в отчете говорилось: «Из-за многочисленных исключений, допускаемых законом о государственных закупках, государственные тендеры остаются особенно уязвимыми для коррупции». Последние изменения еще больше отдалились от стандартов ЕС.
В течение многих лет АКП побеждала на выборах, обещая светлое будущее. Эрдоган хотел построить «новую Турцию»: он собирался вывести страну в десятку крупнейших экономик мира к 2023 году, году 100-летия республики. Для достижения этой цели он инициировал крупные инфраструктурные проекты. Правительство поручило строительство плотин, мостов, автомагистралей и небоскребов, аэропортов и электростанций. Чаще всего друзья правительства делают хорошие дела.
Нет недостатка в примерах, иллюстрирующих тесные связи между руководством ПСР и консервативной деловой элитой Турции. Феттах Таминдже — один из шести «панамских турок», о которых в настоящее время сообщает Cumhuriyet, поскольку они владеют оффшорными компаниями. Таминдже напрямую нажился на своих контактах в государственном аппарате. Эксцентричный подрядчик по строительству и владелец сети отелей Rixos якобы не декларировал свои доходы и не платил корпоративные налоги в течение почти десяти лет. Очевидно, налоговые органы предоставили ему эту льготу. В Панамских документах его имя фигурирует как управляющий директор и владелец нескольких подставных компаний. Он не ответил на запросы С.З. о комментариях. Таминдже считается хорошим другом президента.
Джихан Камер, заработавший состояние на торговле алмазами, — еще один друг Эрдогана. Когда в 2004 году правительство освободило торговлю алмазами от налога на товары и услуги, одна из его компаний якобы получила наибольшую выгоду. Через подставную компанию Mossack Fonseca и панамский фонд Камер владел акциями компаний и несколькими счетами в швейцарских банках. Он не ответил на запрос С.З. о комментариях. Камер также вел дела с сыном Эрдогана Бураком и его женой Семой. По всей видимости, трое из них были партнерами в компании Atagolf.
Ремзи Гюр, бизнесмен из текстильной отрасли, также поддерживает прекрасные отношения с президентом. Турецкие СМИ сообщили, что он профинансировал университетское образование всех детей Эрдогана. В 2008 году Гура приговорили к десяти годам лишения свободы по обвинению в даче взятки политику. Он отрицал это, заявив, что «ненавидит коррупцию». В 2010 году приговор был уменьшен до небольшого штрафа. В «Панамских документах» его имя фигурирует как владелец компании под названием «Excel Energy Trading Limited», и это может служить решающим намеком. Гур не ответил на запрос С.З. о комментариях.
Когда стало известно о коррупционном скандале 2013 года, стало очевидным влияние политиков AKP и проправительственных лидеров бизнеса на медиа-ландшафт Турции.
До 2013 года Берат Албайрак, который также является зятем Эрдогана, был генеральным директором конгломерата, который, помимо прочего, владел строительными и энергетическими компаниями. В 2015 году он был избран в парламент от ПСР и вскоре стал министром энергетики. Как и многие другие компании, alık Holding также вошел в медиа-бизнес. В 2008 году конгломерат приобрел телеканал ATV и турецкую газету Sabah. За очень короткое время газета стала рупором правительства. Sabah ATV был далеко не прибыльным, и Чалык принес убытки в миллионы. Но сеть служила удобной цели: каналы, транслирующие положительные отчеты о правительстве, увеличивают их шансы на получение выгодных контрактов.
В 2013 году Kaylon Group приобрела Sabah ATV. Сеть принадлежит братьям Калёнку, которые, как говорят, имеют тесные связи с Эрдоганом. Конгломерат выиграл тендер на превращение площади Таксим в торговый рай — против этого проекта были протесты в Гези. Калион также участвует в строительстве нового аэропорта Стамбула.
В 2013 году прокуроры, пытавшиеся расследовать коррупционный скандал, также внимательно изучали продажу квадроцикла Sabah. Стенограммы полицейских прослушиваний, которые в конечном итоге просочились, по всей видимости, задокументировали разговоры между Эрдоганом, братьями Кайлонку и боссом Чалык Албайраком. По версии следствия, Эрдоган создал своего рода «пул», в который союзные бизнесмены платили за финансирование проблемных проправительственных СМИ. Взамен они могли получить услуги в виде государственных контрактов. С тех пор термин «пул СМИ» приобрел в Турции негативный оттенок.
Мехмет Дженгиз, человек, который якобы позвонил Джумхуриету с угрозами и чье имя фигурирует в панамских документах, по всей видимости, также фигурирует в протоколах прослушки. В одном ролике он рассказывает своему деловому партнеру о том, что произойдет, если планы по финансированию такого пула СМИ будут обнародованы.
Ответ сейчас хорошо известен: никто не привлекался к ответственности.
Авторы: Ханнес Мюнзингер и Луиза Силинг
Соавтор: Пелин Юнкер
Источник: https://panamapapers.sueddeutsche.de/