Экстрадиция казахского политического диссидента по опробованному в Италии сценарию сорвалась по чистой случайности. Главная испанская газета посвятила этой истории первую полосу. Оказывается, Александра Павлова должны были вывезти из Мадрида в Казахстан еще 19 февраля на специально присланном из Астаны военном самолете. Но помешала огласка.
В среду, 19 февраля, заключенный Александр Павлов, казахстанский оппозиционер, бывший руководитель службы безопасности известного казахского политика Мухтара Аблязова, тихо-мирно сидел в тюрьме Сото-дель-Реал (Мадрид) — так начинается статья в El Pais. Но, как оказалось, в этот день он должен был быть доставлен в аэропорт, чтобы улететь в Казахстан.
В 14.30 этого дня между главой третьей секции по уголовным делам Национального суда Альфонсо Геварой и чиновником, который должен был оформить документы на выдачу Павлова, состоялся такой диалог.
- Как экстрадиция Павлова? Со мной связался посол Казахстана. Они там в самолете, ждут, чтобы взять его.
- Мы сообщили Интерполу, что кабинет министров одобрил экстрадицию, но не получили официальное сообщение от правительства, — сказал чиновник.
- Но там самолет ждет, чтобы доставить его!
- Только секретарь может подписать ордер на доставку.
- Вы можете потом подписать резолюцию вместо моего секретаря, — настаивал судья.
Офицер сопротивлялся и сообщил о ситуации одному из судей второй секции, который удивился попыткам выдать Павлова, предпринимаемым Геварой, который вроде бы к делу не имеет никакого отношения. Как мы поняли из этого описания, именно этот удивленный судья уже связался с адвокатом, и о тайном решении кабинета министров Испании стало известно всем — правозащитникам, журналистам, депутатам испанского и Европейского парламентов.
Мы уже рассказывали нашим читателям в статье “Как казахи давили на судей в Испании”, что испанское правительство еще 14 февраля вынесло решение о выдаче Павлова в Казахстан, но оно не было опубликовано, хотя закон о выдаче требует сделать это в обязательном порядке. «Это был шаг правительства, чтобы застать нас врасплох», — сказала по этому поводу адвокат Павлова Мария Коста.
Неудачная попытка судьи Гевары выдать Павлова, подтвержденная тремя различными источниками, вызвала критику со стороны испанских чиновников и судей. Они назвали ситуацию «весьма серьезной». «Он не был компетентен действовать в этом случае. Это очень серьезная и необычная ситуация», — сказал судья, отказавшийся назвать свое имя. «Это кажется невероятным», — добавил другой.
Только отношение Гевары к экстрадиции Павлова было причиной, почему решение было принято десятью голосами против семи, утверждает автор материала. Все, кто был против выдачи, записали особое мнение, в котором утверждают, что «это случай политических преследований под видом обвинений в уголовных преступлениях». И они предупреждали, что Павлов может пострадать от жестокого обращения и пыток, обычных в казахских тюрьмах.
Когда журналисты обратились к самому судье Геваре, он отказался рассказать им свою версию.
- Я не говорю с журналистами, я просто следую правилам.
- Вы говорили с послом Казахстана? У вас есть заинтересованность в этом случае?
- Вон! Идите!
Но журналист не успокоился. Из его расследования следует, что дипломаты из посольства Казахстана в Испании еще несколько месяцев назад пытались найти подход к нескольким судьям, которые должны были принять решение о выдаче Павлова. Судьи назвали их попытки «неудобным, аномальным, атипичным и неприемлемым» случаем.
Более того, один из судей Суда национальной юрисдикции рассказал, что встречался с Бакытом Дуйсенбаевым, послом Казахстана в Мадриде. «Разговор длился пять-шесть минут. Он сказал, что они очень обеспокоены и заинтересованы в этом случае. Я ответил, что Суд национальной юрисдикции будет придерживаться правовых критериев». При этом посольство Казахстана отрицает какие-либо контакты с судебной системой Испании.
Испанский журналист также дает в статье историю «павловского» вопроса: напоминает, что соглашение об экстрадиции между Испанией и Казахстаном было подписано прошлым летом после того, как президент Мариано Рахой посетил страну с делегацией бизнесменов и встретился с 73-летним президентом Назарбаевым, который правит республикой железной рукой. Многие испанские компании, такие как Тальго, Inditex, Mango Cortefiel, уже имеют офисы в Астане, пишет журналист.
То есть, у автора статьи нет никаких сомнений в причинах такого странного поведения испанских чиновников и некоторых судей. У нас, заметим, тоже нет. Ясно, что за этим делом нужно искать коррумпированные интересы отдельных чиновников испанского правительства. И возможно отдельных прокуроров и судей.
Удивило нас в этой истории другое. Негативный опыт Италии, похоже, испанские власти ничуть не смущает — они готовы были действовать по итальянскому сценарию, выдав Павлова Акорде тихо и тайно, так же, как в Риме в свое время были выданы Акорде жена и дочь Мухтара Аблязова, посе чего в Италии разразился большой скандал.
Но в Мадриде скандала явно не боялись. В связи с чем хотелось бы задаться таким вопросом: что думают по этому поводу власти Европейского союза? Или Испания уже не член ЕС, и международное законодательство на нее не распространяется?
Источник: El Pais