На днях я вернулся из Объединенных Арабских Эмиратов. Я летел туда в первый раз, и, признаться, отправлялся с некоторым предубеждением. “Нефтяная” страна, все успехи которой объясняются запасами нефти, которой на душу населения там в несколько раз больше, чем в Казахстане.
Автор: Даулет ЖУМАБЕКОВ
Чрезмерная роскошь дворцов шейхов и их постоянная бессмысленная (с моей точки зрения) гонка за рекордами Книги Гиннеса, обеспеченные доходами от продажи этой самой нефти. Я считал, что тем примером для нас, который видят в этой стране как некоторые сторонники, так и противники действующей в РК власти, она быть не может. Кроме того, я не самый большой любитель шопинга, которым славятся Эмираты, а природа всё же гораздо живописнее в тропических странах.
В общем-то, значительная часть из моих представлений о стране подтвердилась. Но был ряд моментов, который кое в чём изменил мое отношение к ней в лучшую сторону. В этом смысле переломным моментом стала обзорная экскурсия по эмирату Дубай.
Во время экскурсии меня заинтересовала фраза экскурсовода, которая сказала что-то вроде: “Руководство страны быстро поняло, что простая раздача денег населению неэффективна, и поэтому принялось строить и передавать гражданам практически бесплатно недвижимость, которую можно было сдавать в аренду приезжающим иностранцам”. Я заинтересовался, что значит “раздача денег населению”, и в ответ на мои расспросы экскурсовод пояснила, что после образования государства его основатели по инициативе правящего шейха стали раздавать гражданам практически собственные средства — по её словам, до 100 000 долларов на семью в зависимости от ее размера. Однако многие арабы, не привыкшие иметь дело с большими деньгами, быстро пускали их на ветер — покупали дорогие машины и предметы роскоши, или отдавали разным аферистам, а потом опять оказывались на мели.
Именно поэтому власти впоследствии разработали программу капитального строительства (до этого местные арабы в большинстве проживали в хижинах из пальмовых листьев), с последующей передачей недвижимости, пригодной для жилья и для сдачи в аренду, своим гражданам. Также они всячески способствовали распространению экономических знаний среди населения и осуществляли поддержку местного бизнеса. Именно так была заложена основа будущего финансового благополучия многих арабских семей. Впоследствии, когда я, подивившись услышанному, залез в интернет, рассказы экскурсовода в основном подтвердились (желающие могут проверить информацию сами).
В таких хижинах из сухих пальмовых листьев (барасти) всего лишь 40 лет назад проживало большинство граждан ОАЭ. Сейчас их можно увидеть только в музеях:
После посещения рукотворного Пальмового острова и небольшой фотосессии на фоне “Паруса” (гостиницы Бурдж аль Араб), автобус привез нас к резиденции шейха Мохаммеда, правителя Эмирата Дубай. Настоящая позолота на куполах, украшающих ближайшую к резиденции дорожную развязку, огромная озелененная и охраняемая территория, большой дворец в арабском стиле (куда нас не пустили), стада павлинов, бродящих вдоль подъездной аллеи и в придорожных кустах, как в Алматы какие-нибудь голуби. Экскурсовод вскользь заметила, что в этой резиденции шейх дорабатывает последнюю неделю, а со следующей переезжает в новую, недавно отстроенную.
“Что же будет со старой?” — поинтересовались мы. Как оказалось, шейх отдает ее детям. Не в смысле — своим детям, как кто-то из наших соотечественников мог бы подумать. Там будут организованы бесплатные детские музыкальные, танцевальные и художественные студии. На территории заповедника, примыкающей к резиденции, маленькие арабы будут принимать участие в правительственной экологической программе по возрождению исчезающих видов фауны Аравийского полуострова. Такой вот Дворец арабских “пионеров”.
Один из районов Дубая сегодня (почувствуйте разницу!) и павлины на подъездной дорожке к воротам “Дворца арабских пионеров”:
“Эмир (правитель) шейх Мохаммед считает, что воспитание любви к Родине и ее природе, развитие иных хороших качеств в человеке должно осуществляться с самого детства” — пояснила гид. При этих словах мне лично невольно вспомнился снесенный несмотря на многочисленные протесты общественности Дом пионеров на улице Кабанбай батыра в г. Алматы (тот самый, на месте которого сейчас разместилась пятизвездочная гостиница “Риксос”) и Дворец Школьников на проспекте Достык, сдающийся в аренду оптом и в розницу различным коммерческим структурам.
Наверное, с точки зрения какого-нибудь топ-менеджера Самрук-Казыны, Казахойла или Казтелекома шейхи с самого момента основания государства вообще ведут себя довольно глупо. Нет чтобы выкачивать бабки из своих соплеменников через налоги и тарифы, так они, наоборот, собственные бабки им раздали! А когда, как и следовало ожидать, облагодетельствованные лохи спустили розданные им денежки, шейхи построили им дома, выдали землю, ссуды на развитие бизнеса, сельхозинвентарь, открыли для их детей бесплатные учебные заведения да еще и стипендии их детям оплачивали. Ну, дикие люди эти шейхи, реальные вчерашние кочевники, что с них возьмешь!
Между тем любой выпускник Гарварда или Лондонской школы экономики мог бы на пальцах объяснить наивным шейхам, что проще и выгоднее всего было сдать месторождения в концессию крупным западным компаниям. Полученные денежки вкладывать в золото, валюту, акции иностранных компаний и иные ценные бумаги, которые хранить где-нибудь в Швейцарии. Прикупить недвижимость за рубежом (при этом обязательно не забыть обзавестись замками в той же Швейцарии и резиденциями в Лондоне).
Своему же арабскому быдлу можно было при этом выплачивать какой-то минимум, чтобы с голода не загнулись, и чтоб революцию ненароком не устроили. А для демонстрации того, что с ними поделились нефтяными доходами, достаточно всего лишь раздать этим лохам какие-нибудь бумажки, громко назвав их “Нефтяные инвестиционные купоны” (НИКи) и основать пару десятков частных “инвестиционных” фондов, куда эти самые купоны можно было бы “инвестировать”. Когда же лет через 5 “фонды” потихоньку бы обанкротились, развести руками — ну что тут поделаешь? Рынок!..
Когда же нефть благополучно закончится (а всё хорошее, как известно, кончается), можно спокойно перебраться в давно подготовленное убежище в какую-нибудь Страну Победившей Демократии, из тех, что не выдают обратно лиц, обвиняемых туземным правосудием. Желательно также заранее обучить детей и внуков на Западе, чтобы им легче было освоиться на новой родине.
К счастью для ОАЭ, сорок лет назад там не нашлось “младоарабов”, которые провели бы эти идеи в жизнь. А, возможно, они и были, но основатель и первый президент Объединенных Арабских Эмиратов шейх Зайед бен Султан аль-Нахайян почему-то к ним не прислушался. Придя к власти, он сказал: “Если Аллах облагодетельствовал нас своими дарами, то первое, что мы должны сделать в угоду и благодарность ему — направить богатства на преобразование страны и творение добра народу. Мы построим общество, обеспеченное жильем, питанием, медицинским обслуживанием и образованием”. И — выполнил ведь свое обещание!
Широко известны и часто цитируются в ОАЭ и другие его слова: “Человек — самая большая ценность. Богатства ничего не стоят, если они не служат людям, и государство среди всех своих дел должно отдавать предпочтение заботе о человеке и воспитанию гражданина”. Этих принципов руководство страны придерживается и сегодня.
Я не буду сейчас говорить о тех ограничениях (цензура, религиозные и иные запреты), которые испытывают как граждане страны, так и иностранцы. В конце концов, первые в большинстве их поддерживают, а вторые, хотя и недовольны ими, все-таки приезжают в страну добровольно. При этом, как можно было заметить, проникшая с Запада идеология общества потребления распространяется все шире и постепенно размывает традиционные для арабов ценности. Впрочем, эта заметка не претендует на серьезное исследование, поэтому воздержусь от попыток угадать возможные варианты развития ситуации в этой стране. Как и всегда, для меня гораздо важнее то, что происходит в Казахстане.
Бывший Дворец пионеров в г. Алматы, Республика Казахстан и построенная на его месте гостиница Rixos Almaty Hotel 5* (262 номера люкс, 2 Presidential Suites, 34 Duplex Deluxe, 18 Deluxe Corner, 6 Suites и 2 номера для инвалидов (Какая трогательная забота о людях с ограниченными возможностями! — прим. Д. Жумабекова)):
Как можно заметить даже при беглом взгляде на историю ОАЭ, аналогия с событиями, происходившими в нашей стране (обретение независимости, “раздача” населению доли в национальном богатстве в ходе приватизации, открытие запасов и рост добычи нефти, последовавший строительный бум), довольно прозрачная. Но какими же разными оказались результаты преобразований!.. Конечно, нельзя забывать о том, что нефти на душу населения в ОАЭ добывается больше, чем, например, в Казахстане, но всё же такого явного разрыва между самыми богатыми и основной массой населения там не наблюдается. Просто потому, что в Эмиратах нет нищих и даже бедных граждан. Самые бедные граждане ОАЭ по мировым экономическим стандартам относятся к среднему классу. И именно поэтому позиции правящей династии в этой стране — одни из самых прочных в неспокойном сегодня арабском мире.
P.S. В конце поездки я спросил у гида, для чего же всё-таки шейхи делали всё то, о чем она рассказывала — раздавали людям деньги, строили и отдавали им дома, отправляли их бесплатно учиться за границу и т.д. Она ответила просто: “Они хотели, чтобы каждый араб почувствовал, что с созданием нового государства и открытием в нем запасов нефти его жизнь изменилась к лучшему”. Не в этом ли постоянном стремлении шейхов при проведении реформ заключается их главное отличие от казахстанских “участников” списка Форбс? И не потому ли столь разительно различаются результаты реформ в наших странах?
Цитата:
“…Потребовалось время, чтобы бедуины осознали значение денег и материальных ценностей. Но в сознании граждан эмиратов навсегда осталось убеждение, что нефтяное богатство было поделено между всеми, а не присвоено правящей семьей”. В. Дергачев, “Путь бедуинов”.
Комментарии излишни.
Май 2011 г., Алматы
Original post:
О социальной ответственности монархов