13 ноября на портале «Республика» прошла онлайн-конференция, в ходе которой на вопросы читателей и журналистов отвечали лидеры социалистического движения Казахстана и России — сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов и секретарь Центрального Комитета Российской коммунистической рабочей партии Александр Батов.
Автор: Евгения МАЖИТОВА
Разговор получился долгим, непростым, но интересным, что, если честно, удивило. Ведь в итоге выяснилось, что рабочее движение борьбы за права и лучшее завтра отнюдь не умерло вместе с Союзом.
Молодежь диктует правила
- Начнем с повода, который послужил нашему с вами общению. Мы видели, что активнее всего отреагировали на репрессии в Казахстане социалисты. Акции протеста прошли в Германии, Великобритании, Австрии и других странах. Как удалось добиться такой солидарности?
Айнур Курманов: — Действительно, международная кампания солидарности была организована социалистами, в первую очередь, активистами Комитета за рабочий интернационал, а так же представителями других левых партий, профсоюзов из разных европейских стран, которые создали движение, ориентированное на поддержку независимого профсоюзного движения в Казахстане, на поддержку борьбы различных социальных движений против политических репрессий. И действительно, было проведено множество акций протеста, митингов, демонстраций. В России активную роль в этом плане занимала РКП, ряд других левых партий, тоже КРИ. И это на сегодняшний момент мощное движение солидарности, которое мы развиваем дальше.
Александр Батов: Я думаю, нас не должно удивлять то, что европейские трудящиеся и политические активисты так живо откликнулись на эту проблему. Дело в том, что в отличие от нашей страны, в Европе целые поколения простых людей воспитывались в духе необходимости борьбы, они с детства привыкали к тому, что, если не будешь бороться за свои права то ничего не получишь в этой жизни, ничего не добьешься. Поэтому у них, действительно развито чувство солидарности. Оно стало частью менталитета европейского, западного.
У нас иначе. В Советском Союзе долгие десятилетия трудящиеся все блага получали в порядке самотека, они привыкли, скажем, к «халяве», к тому, что бороться не надо. Поэтому российские, казахстанские, украинские трудящиеся с некоторым удивлением смотрят на Европу, не осознавая, что бороться — это нормально, что борьба, солидарность — это нормально. Прошло 20 лет капитализма, а мы только-только начинаем сживаться с мыслью о том, что необходимо бороться за свои права.
Ведущий: Может быть, это связано со сменой поколений?
Айнур Курманов: Безусловно.
Александр Батов: Да, я хорошо вижу разницу между старшим поколением российских рабочих и молодым. Старшие часто воспринимают начальство, менеджмент на предприятии, как, грубо говоря, старших товарищей. Это оставшиеся с советских времен привычки. А новое поколение, которое выросло при капитализме, смотрит совсем по-другому. Оно видит в менеджерах наемных работников, которые призваны их угнетать, и собственно представителей работодателей.
Ведущий: Опыт Жанаозеня — масштабной забастовки, как вы проанализируете?
Айнур Курманов: — Я считаю, что в ней тоже сыграл фактор смены поколений, а именно, возникло новое рабочее движение в 2008 году. С этого времени стали появляться новые независимые профсоюзы, лидеры, активисты, которые выросли из нового поколения рабочего класса, активно участвовали в забастовке нефтяников, и других, прошедших в разных регионах и отраслях промышленности. Активное участие принимали рабочие от 20 до 30 лет, то есть, как раз новая смена, молодое поколение, и именно они выдвигают вперед новую радикальную программу, лидеров, именно они формируют снизу новые структуры рабочего движения, которые сейчас постепенно начинают задавать тон.
За что люди идут на смерть?
Ведущий: — У вас была возможность познакомиться с вопросами, которые были заданы накануне, и я хочу предоставить вам право выбрать по одному из них для ответа.
Александр Батов: — Я начну с вопроса провокационного. Сколько стоит солидарность, пишет один из читателей. И он утверждает, что социализм в 20 веке держался только на деньгах КПСС, и спрашивает, на чем сейчас держится социалистическое движение в Казахстане? Тут Айнур меня дополнит потом. И каковы источники финансирования?
Мне кажется, сама формулировка вопроса довольно порочна. Если искренне верить в то, что социализм держался на деньгах КПСС, то можно дойти до мысли, что сама КПСС держалась на деньгах немецкого Генштаба и так далее. Но на самом деле, никакие деньги не заставят людей идти на смерть. А борьба за трудовые права, борьба за социализм часто сопровождалась трагическими событиями. Можно вспомнить и расстрел греческих трудящихся после войны. Испанская хунта расправлялась с трудящимися. Много есть других примеров не только в Европе, но и в Азии, Африке.
Какую страну не возьми, везде борьба за социализм сопровождалась жесточайшими репрессиями. А деньги, золото КПСС не способно подвигнуть людей на смерть. Помните фразу из знаменитого фильма «Чапаев»: «За что люди идут на смерть? За жизнь». Это, мне кажется, и есть ответ на этот вопрос.
Айнур Курманов: — Наиболее емко Александр уже ответил, то есть действительно, нынешняя борьба связана с традициями рабочего движения, которые были заложены в 19—20 веках. И солидарность проявляется, в том числе, в поддержке нашей борьбы. Я уже больше года нахожусь в Москве, помогают товарищи, представители из профсоюза, товарищи из Комитета. Все достаточно открыто. Я вообще считаю, что социалисты, левые коммунисты наиболее открыты для общества, для рабочего движения, это политические активисты, которые в первую очередь, делают ставку на идейность, и на структуру массового движения.
Ведущий: — Голос вопиющего с форума: «Неужели людям на Западе есть дело до проблем оппозиции в далекой от них стране?» Видимо, это отражает состояние умов в наших странах…
Александр Батов: — Совершенно верно. Это как раз то, о чем я говорил. Людям на Западе именно потому есть дело до далекого Казахстана, и до более далеких стран, потому что они прекрасно понимают, если они сейчас помогут казахстанским и российским рабочим, то они могут в дальнейшем рассчитывать на их солидарность. Когда их в Германии, Великобритании, какой-то иной европейской стране начнут прижимать, они с полным основанием будут ожидать, что их поддержат в России и Казахстане. Солидарность — это мощное оружие.
Ведущий: — Некий гость на форуме написал: «Наиболее часто встречающийся аргумент социалистов — «Во всем мире растет и ширится рабочее движение… посмотрите на Швецию, Норвегию…». Почему социалисты постоянно врут о том, что они правят бал в Европе?
Айнур Курманов: — Не согласен. Во-первых, последние события в Греции, Италии, других европейских странах, всеобщие забастовки, которые прокатываются по многим странам Европы, показывают силу и мощь рабочего движения. И это все совпало с кризисом традиционных социал-демократических рабочих партий. То есть сейчас именно рабочее движение формирует новые политические альянсы, новые политические партии, которые вырастают на базе современной борьбы. Достаточно активно действует Компартия Греции в самой Греции, ряд других левых объединений крупных формаций, которые возникли как раз в несколько последних лет. Поэтому говорить, что социалисты вообще не имеют влияния… Я бы сказал, что напротив, мы переживаем ренессанс социализма.
Александр Батов: — Я абсолютно согласен с Айнуром. Рабочее движение действительно растет и ширится, достаточно новости почитать: беспрецедентные забастовки в Европе, особенно на юге. Но никто не говорит, что социалисты правят бал. Социалисты и коммунисты, действительно, набирают силу, укрепляют связь с рабочим движением, но до каких-то коренных преобразований в Европе, я имею в виду, преобразования общественные, мне кажется, еще далеко, но к этому все идет.
Революционный кризис не за горами
Ведущий: — У меня, как у историка левого движения, есть такой вопрос: социалисты всегда были известны новыми идеями. То есть, очень многие новые идеи, которые стали частью политического мейнстрима, были изначально выдвинуты из социалистической группы. Например, идеологическая программа, фундаментальные принципы партийной системы… Да та же идея Народного фронта, которая сейчас, так или иначе, везде воспроизводится насколько я помню, была рождена левыми во Франции и Испании. А сейчас вам не кажется, что есть дефицит левой идеи, которая формировала бы современную повестку дня?
Александр Батов: — На мой взгляд, дефицит не в том, что нет идей, их как раз, много. Проблема в том, что они часто разнородные и не связанные с реальностью. Мое личное впечатление от знакомства с европейской борьбой: многие просто потеряли веру в то, что иной мир возможен. То есть борьба ведется отчаянная, жесткая, суровая. В последние десятилетия массированная пропаганда убеждала людей, что никакой альтернативы рынку и капитализму нет. Хотя на самом деле она есть, и даже детально проработана.
Айнур Курманов: — Я во многом согласен с Александром, но у меня есть несколько поправок. С моей точки зрения, за 20 лет дикого бандитского капитализма, многие пришли к отрезвлению, поняв, что рыночная экономика — это не рай потребления. Мы видим, что сейчас Казахстан превращается из относительно сырьевой колонии в абсолютно сырьевую колонию, страну третьего мира. А ведь у людей, особенно среднего возраста, которые еще застали Советский Союз, есть возможность сравнивать то, что было в тот период, и нынешнее положение вещей. Поэтому я считаю, что левые идеи, или идеи социалистического ренессанса, идеи создания сильного социального государства сильно востребованы в обществе, и требования социального переустройства в Казахстане, и не только в Казахстане, но и во многих других странах СНГ, будут, наверное, в первом ряду будущих серьезных революционных кризисов.
Что первично — власть или собственность?
Ведущий: — Кстати, именно первый секретарь ЦК республиканской коммунистической партии на протяжении 20 лет возглавляет Казахстан, и более того, даже часто позиционирует себя, как левого мыслителя. Достаточно вспомнить статью «Ключи от кризиса». Вы как к этому факту относитесь?
Айнур Курманов: — На самом деле, если брать Назарбаева, то он проводник жесткой неолиберальной экономической политики в Казахстане. Он последователь в этом Маргарет Тэтчер. Она назвала его самым лучшим своим учеником из всех лидеров стран бывшего Союза. Это факт. И именно он проводит политику по аналогии с Чили, то есть такие же жесткие репрессии в отношении политических оппонентов, зачистка политического поля, уничтожение профсоюзов, рабочих лидеров, создание жесткой неолиберальной экономической модели, проведение жестких неолиберальных, антирабочих, антисоциальных реформ, которые начались с 90‑х годов. Поэтому мне кажется, что он последовательный неолиберал, а все его высказывания — это пропагандистская риторика и не более.
Александр Батов: — Я добавлю, что это характерно не только для Казахстана, но почти для всего постсоветского пространства. Мы видим, что бывшие лидеры компартий во многих странах, в Азербайджане, например, других странах, возглавляли контрреволюционные процессы, Здесь следует отличать форму от содержания. Ведь и Горбачев, и Ельцин, и тому подобные люди, с юности носили партбилеты, но они не были коммунистами. То есть в Советском Союзе уже в застойные годы не было социалистического курса. Наоборот, элементы рынка уже активно проникали в экономику и становились постепенно главенствующими. То есть, тот крах, который мы увидели в конце 80‑х, в 91 году — не нечто внезапное, это готовилось многими предшествующими годами. Социализм постепенно демонтировался, уступая место рыночным тенденциям, рыночным механизмам. И, да, во главе этого контрреволюционного процесса встали руководители, которые имели партбилеты, носили красные флажки, но на самом деле были проводниками курса на капитализм.
Ведущий: То есть вопрос о власти был первым?
Александр Батов: Да, как в любом революционном процессе.
Ведущий: Я многократно задавал этот вопрос, что первично в мотивации лидеров постсоветского пространства, разваливших Союз: власть, а собственность была инструментом ее получения, или собственность, а власть стала средством ее удержания?
Александр Батов: — Это абсолютно взаимосвязанные понятия, поскольку эти господа были скованны социалистическим законодательством. Они как бы имели реальные рычаги влияния на предприятия, на целые отрасли, но не могли заполучить их в собственность. Этому мешали ОБХСС, и тому подобные структуры. И чтобы получить эту собственность через приватизацию и другие механизмы, им нужна была власть.
Айнур Курманов: — При плановой экономике они сделать этого не могли, они не могли распоряжаться собственностью, как частной, им нужен был демонтаж плановой экономики, проведение широкомасштабных реформ, в первую очередь, массовая приватизация. Так они превратились из властителей-чиновников в класс собственников. И поэтому та же семья Назарбаевых, и приближенные группировки, кроме того, что сейчас являются крупными чиновниками, являются так же и совладельцами крупнейших добывающих компаний страны.
Национализация уничтожит беспредел
Ведущий: Вопрос о предлагаемой национализации промышленных гигантов Казахстана. Этот вопрос оппозиция пытается вынести на референдум. Какова ваша позиции и оценка этой идеи?
Айнур Курманов: — Лозунги и идея национализации принадлежит рабочему движению. Они появились в 2009 году, в апреле, во время забастовки рабочих Бургылау Мангистауской области, и потом стали главным лозунгом всех забастовок, которые происходили в Мангистауской области. Лозунг стал достаточно популярным, перетек в другие отрасли, где были забастовки в 2009—2010 годах. Даже работники рынков стали высказываться о необходимости национализации рынков.
Ведущий: То есть общественный импульс идет…
Айнур Курманов: — Конечно. Но почему этот лозунг взяла на вооружение так сказать оппозиция. Существуют противоречия группировок, которые заинтересованы в борьбе за власть и за передел собственности. Эта борьба никогда не заканчивалась, и сейчас она усиливается. Поэтому, с моей точки зрения, этот лозунг возник не случайно. Но мы в какой-то степени тактически согласны, вернее поддерживаем подобную установку, потому что она тоже ведет к политизации трудящихся, жителей именно тех добывающих районов, которые безусловно уцепятся за это требование, поддержат его, но пойдут дальше.
Александр Батов: — Да, я с Айнуром здесь согласен. Национализация вещь прогрессивная. Поскольку она позволяет положить конец беспределу. Например, в России очень многие ратуют, я имею в виду верхушку власти, за ускорение приватизации услуг ЖКХ и им подобных. Это Клондайк для мошенников, и соответственно, огромное бедствие для простых жителей. Поскольку они сталкиваются с откровенным бандитизмом при получении коммунальных услуг и т.д. Но при всем при этом, мы знаем и негативные примеры национализации. Когда, например, российская власть по явно завышенным, баснословным ценам выкупала у олигархов некие рудники, нефтедобывающие комплексы, и так далее. Например, у того же Абрамовича.
То есть, национализация имеет очень ограниченную сферу применения. Она чаще всего прогрессивна, но может служить и реакционным целям, когда в условиях кризиса государство, запуская руку в карман налогоплательщиков, из госбюджета помогает олигархам встать на ноги, национализируя их предприятия, а потом в период экономического подъема вновь за бесценок их продает.
Ведущий: — Под словом национализация можно понимать выкуп по баснословным высоким ценам и фиксация прибыли. То есть можно выйти на биржу продать акции, а можно продать акции государству.
Александр Батов: — Поэтому Айнур правильно сказал — надо идти дальше.
Айнур Курманов: — Национализация — это не самоцель. В первую очередь, мы говорим о другой национализации — с рабочим контролем, то есть когда сами трудовые коллективы будут контролировать собственное производство, демократически им управлять. Это невозможно сделать в рамках одного предприятия или отрасли, здесь речь уже идет о создании каких-то плановых механизмов, а это в свою очередь затрагивает смену политического и социально-экономического курса.
Интересы общества = интересы трудящихся
Ведущий: Вопрос от читателей по поводу рабочего контроля. «Как вы себе это представляете? Что и как рабочие Жанаозена могут контролировать? Будут нанимать высококвалифицированных специалистов? Это разве будет рабочий контроль?
Александр Батов: — Мне же кажется, что такие вопросы исходят от, так называемого, среднего класса или хипстеров, которые с утра до ночи сидят в интернете и не видят реальной жизни. Или видят ее через экран телевизора или интернет-порталов. А я вспомню для этого читателя один пример, который он наверняка не знает. Более 10 лет назад в России в Ленинградской области целлюлозно-бумажный комбинат был захвачен рабочими, которые воспрепятствовали приватизации, расчленению комбината. Они прогнали весь менеджмент, установили круглосуточное дежурство, сформировали рабочие дружины, и, фактически, взяли весь поселок под свой контроль. Затем наладили производство, сбыт готовой продукции, разблокировали банковские счета, они все это сделали без каких-либо специалистов. И продержались полтора года, то есть все это время комбинат функционировал благодаря рабочей власти. И закончилось все это только тогда, когда власти Российской Федерации силовым путем — с помощью спецназа — захватили комбинат. Это живой, реальный пример, который опровергает всякие измышления, что рабочие, дескать, тупое быдло, которое ни на что не способно.
Айнур Курманов: — То есть, рабочие видят разрушение, уничтожение предприятия, и выступают за национализацию с собственным контролем, видя, к чему ведут собственники. Но реальная национализация возможна лишь при смене политической системы
Ведущий: Видите, во многом сказывается негативный опыт конца 80‑х и начала 90‑х годов, когда собственность формально еще оставалась государственной, но в реальности все прибыли выводились через огромное количество торгово-посреднических контор в оффшорные зоны, а убытки оставались на государственном предприятии. И критики могут сказать, что при нынешней структуре власти, которая есть в Казахстане, или в России, что получат рабочие в ходе национализации? Придут вороватые менеджеры, которые будут представлять интересы правящей верхушки, и все украдут…
Айнур Курманов: Мы никаких иллюзий по этому поводу не питаем, мы прекрасно понимаем, что такой вариант вероятен, если подобную национализацию будут проводить сверху нынешнее правительство. Поэтому повторюсь — реальная национализация возможна только в случае смены политической системы, существующего режима. Потому что любые изменения или декларированные реформы, которые будут проводиться при господине Нурсултане Абишевиче, будут профанацией, прикрытием новых различных схем по уводу прибыли в собственный карман. Поэтому национализация со стороны нынешнего правительства того же «Казахмыса» не приведет к однозначному и положительному эффекту.
Но с другой стороны, борьба за эту национализацию рабочих и местных жителей, безусловно, прогрессивна, поскольку толкает нынешнее правительство и режим к каким-то действиям, в том числе, и к прекращению уничтожения производств, консервации конкретных предприятий и превращению моногородов в города-призраки. Поэтому эта борьба для многих вопрос жизни и смерти.
Ведущий: В России национализация такого рода тоже актуальна?
Александр Батов: Безусловно. Впервые за последние годы термин прозвучал во весь голос, когда разразился кризис. Тогда очень много стали говорить о национализации, апеллируя к западному опыту, к нашему историческому опыту. Но, опять же, довольно быстро люди стали разбираться в том, что национализация имеет двойственный характер. Если она проводится государством а‑ля режим Назарбаева, режим Путина и так далее, то не факт, что она будет служить интересам общества, или хотя бы данного предприятия, его трудового коллектива. Она не свободна от схем вывода прибыли в офшоры и так далее. А национализация должна проводиться в интересах всего общества, которые совпадают с интересами трудящихся, а не вороватых менеджеров или элитных групп. Поэтому Айнур совершенно правильно говорит, что сама национализация, доведенная до конца, требует для своего осуществления смены строя, смены курса и политического, и экономического.
Читал ли Курманов «Бесов?
Ведущий: Есть группа вопросов, которые волнует читателей старшего поколения. Она касается традиционного недоверия к левому движению и социалистам. Например такой вопрос: «Уважаемый Айнур, читали ли вы роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы»?» То есть, мы говорим с вами сейчас о рабочем контроле, демократии, а закончится тем, что люди пойдут в лагеря…
Айнур Курманов: — Это устаревший идеологический штамп 80‑х ‑90‑х годов прошлого века, который сейчас периодически используется нынешней властью. Это антикоммунистическая истерия, призванная показать социализм как сплошной ГУЛАГ…
Ведущий: — Есть еще вопрос из той же категории от Александра: «Возможно ли построение социалистического общества без тоталитаризма и железного занавеса?»
Александр Батов: Возможно. Я хотел бы напомнить уважаемому читателю, что железный занавес был придуман не кровавым тираном Сталиным, а господином Черчиллем. Очень многие понятия, которые существовали в Советском Союзе, и слабо сочетались с идеалами социализма, были вызваны не злой волей какого-то тирана или его окружения, а объективными условиями. Поскольку Советский Союз с самого начала своего существования столкнулся с бешенным сопротивлением и снаружи, и изнутри. Он фактически десятилетиями не выходил из войн: сначала горячая, потом холодная. И это наложило серьезный отпечаток на особенность социализма в СССР и во многом на его крушение. Причин было много, но эта тоже довольно важная. А та концепция, которую мы видим как социализм будущего, разумеется, не предусматривает никаких ГУЛАГов, медведей с балалайками и так далее.
Ведущий: — Но в отличие от медведей с балалайками ГУЛАГ был реальной вещью, и два с половиной миллиона в 51‑м году сидело…
Александр Батов: — Эта статистика за все время сталинского правления. Я отвечу так, социализм должен себя защищать. Может быть, я провокационно скажу, но такие господа, как Назарбаев, Путин и тому подобная публика заслужили того, чтобы поработать немного на свежем воздухе на благо всего народа.
Айнур Курманов: — Мы рассматриваем перспективу социалистического строительства в мировом масштабе, через призму мирового движения социализма с учетом глобализированности современности. С учетом того, что рабочее движение тоже стало международным фактором, появились новые политические формации. С учетом старых ошибок, искривлений, которые социалисты, коммунисты не должны допустить в ближайшем будущем.
Read More:
О социализме без ГУЛАГа