С неподдельным интересом прочитал речь президента Назарбаева на последнем съезде партии «Нур Отан». Получил моральное удовлетворение – в очередной раз укрепился в убеждении, что противостояние данному политическому режиму — это наиболее правильный выбор. Лично для меня. Это то общее, что я вынес из его речи. Но есть и некоторые частные моменты, которые захотелось прокомментировать.
Обращаясь к нуротановцам, президент охарактеризовал нынешнее время, ни много — ни мало, как переломный момент в новейшей истории Казахстана. Заинтриговало. Вспомнилось, как в СССР каждый съезд КПСС объявлялся эпохальным и историческим. Захотелось понять, насколько далеко ушли нынешние идеологи авторитаризма от своих тоталитарных коллег. Захотелось узнать суть этого перелома и какой он нынче — закрытый или открытый.
По Сеньке ли шапка?
Итак, в чем, собственно говоря, президент видит перелом истории? Оказывается, в том, что принята Стратегия-2050. Принятие новой стратегии вместо старой, ставшей уже анекдотичной, — это и есть суть перелома нашей истории. Все, оказывается, просто: насочиняли «планов громадье», объявили их судьбоносными — вот вам и перелом. Это уже их внутренняя потребность объявлять любой свой пук эпохальным событием. Классика авторитарного жанра.
Что ж запланировали на этот раз? Основная стратегическая цель — войти в тридцатку развитых стран мира. Цель благая, но по Сеньке ли шапка? На чем строится уверенность в возможности достижения этой цели? Логика проста по форме и примитивна по содержанию — Казахстан так здорово продвинулся в рамках решения задач стратегии-2030, что теперь нам по плечу куда более крутые цели. И дальше прямым текстом: «Никогда прежде в истории наш народ не достигал таких экономических и социальных вершин, на которых находится теперь».
Тут традиционный демагогический прием — сравнивать не с тем лучшим, что вокруг, а с собственным прошлым. Помните советскую пропагандистскую фишку — сравнивать ситуацию в СССР с 1913 годом. На этом строился весь позитив советского агитпропа.
По той же схеме в современном Казахстане приноровились нынешнюю ситуацию сравнивать с тем, как было в прошлом. Понятно, что на контрасте с лихими 90-ми наша сегодняшняя социально-экономическая безнадега воспринимается как вершина социально-экономического успеха. А начинаешь сравнивать ситуацию с другими динамично развивающимися странами, от оптимизма и пафоса не остается и следа.
Помнится, полгода назад тот же Назарбаев заявлял, что 56% казахстанцев имеют доход от 15 до 36 тысяч тенге, а еще примерно 10% получают менее 15 тысяч тенге в месяц. Вдумайтесь в эту убийственную цифру: 66% казахстанцев живут примерно на 200 долларов в месяц.
Что такое 200 долларов в наших условиях? Это еще не нищета, но нужда полнейшая. И в этой нужде и нищете живет 2/3 населения Казахстана!!! Как можно, находясь в здравом уме и трезвой памяти, говорить о достижении каких то социально-экономических вершин.
Представляю, как бы отреагировали на подобное заявление те, кто живет на 1000 тенге в день. Вот только они, как правило, такое не читают. Не до этого им. Вот это перелом, причем открытый, но о нем на съезде правящей партии молчок. Не в тему.
Полагаю, что г‑н Назарбаев в своем выступлении на съезде «Нур Отана» так и не сумел раскрыть тему об экономических и социальных успехах Казахстана. Вопрос, что называется, завис.
Сравнение от лукавого
Еще один пропагандистский прием из совка, который часто используют казахстанские власти. Это драматизация ситуации в развитых странах Европы и Америки. Мол, проблемы есть даже у них. Не преминул сказать об этом и Президент. Дескать, а кому сейчас легко, и там не снята острота социального кризиса, высок уровень безработицы, недовольства людей.
На самом деле очень большое лукавство ставить на одну доску наши проблемы с тем, как они протекают, скажем, странах Европы и Америки. Что такое социальный кризис и безработица для европейцев? Это в самом худшем случае отказ от привычки жить на широкую ногу.
Я очень хорошо понимаю недовольство европейцев, потерявших в условиях кризиса возможность жить по европейски стандартам: обеды в ресторанах, выходные а Альпах, отпуска за границей. Кому понравится существовать на государственное социальное пособие. Скажем, во Франции размер пособия равен 57% от средней заработной платы. В Германии 60%. В Австрии ‑50%. В Италии это около 1 тысячи евро. В Испании — чуть около 1400 евро. В Дании — более 2000 евро. В Бельгии — 1500 евро. Сложнее безработным в Великобритании — 381 евро в месяц. В США это от 5 до 750 долларов. Вот они и протестуют.
Но разве можно сравнить их проблемы с тем, чем оборачивается кризиси безработица для простых казахстанцев? В Казахстане пособие по безработице в силу ее мизерности в учет можно вообще не брать: на эти деньги прожить в принципе нельзя. Любой нищий, побирающийся на улице, зарабатывает больше. Тут вопрос не в отказе от привычных обедов в ресторане и отпусков за границей. Тут вопрос элементарного выживания. Чем заплатить за квартиру, на что одеть детей и накормить семью.
Чувствуете разницу стоящих задач и целей? Государство со своей высокой целью выполнить Стратегию-2050, а простые казахстанцы с низменной целью — выжить. На мой взгляд, этой темы очень не хватало в выступлении президента. Без нее у большинства наверняка возникло ощущение неискренности и недосказанности.
Желаемое за действительное
Умилил в выступлении президента набор аргументов, призванных доказать, что в экономике у нас все о’кей. Он бодро сообщил, что собрано 20 миллионов тонн зерновых, что золотовалютные запасы превысили $ 90 миллиардов и что мы экспортируем аккумуляторы, трансформаторы, металлические трубы, удобрения и еще кое-что.
Нужно полагать, что президент назвал самое основное, об остальном говорить вообще не солидно. И это очень показательно, потому что доказывает, что мы в принципе ничего своего не производим. Серьезного, конкурентоспособного, пользующегося спросом. То есть все разговоры об инновациях, об индустриализации — это из сферы либо очень далекого будущего, либо из того, что принято называть «маниловщиной». Мечтать не вредно — вредно выдавать желаемое за действительное.
Увы, за годы правления Назарбаева в стране не создано ничего даже близко приближающегося по масштабности и индустриальной значимости к тому, что было построено при советской власти. Не о чем говорить, нечем похвастаться. Практически все привозное. Сегодня нет ничего такого, о чем можно было бы с гордостью сказать «Made in Kazakhstan». Мы уже даже груши, яблоки и клубнику импортируем из-за рубежа. Дожили! Разве это не тянет на перелом?
Все видимое экономическое благополучие построено на распродаже природных богатств. Кончатся они завтра — кем мы станем? Голью перекатной? Поедем вслед за таджиками и киргизами на заработки в другие страны?
Понятно, что чтобы распродавать сделанное природой не нужно большого ума и усилий, куда труднее создавать своими руками. Но что сделано за 20 лет независимости в этом плане? Назовите промышленные гиганты, современные высокотехнологические предприятия, высокопродуктивные сельскохозяйственные комплексы. Назовите казахстанскую продукцию, которую можно встретить в магазинах за рубежом.
Да что там за рубежом, внутри страны трудно найти товары, сделанные в Казахстане. И эту тему почему-то обошел президент. А зря. Потому как, коснись он её, сразу бы стало ясно, что толку от прежней Стратегии нет никакого. Соответственно и к новой стратегии возникли бы вопросы. Может быть, пришло бы понимание, что не в стратегиях дело, а в людях и тех политических реалиях, в которых эти люди работают.
Претензии к нашей власти возрастают пропорционально тем средствам, какие страна получает от распродажи национальных богатств. Ладно, в бедной Киргизии, что там можно требовать от властей, которые вынуждены считать каждую копейку. В Казахстане ситуация абсолютно другая, здесь как раз деньги есть.
В этом плане руки у правительства развязаны — бери и работай! Строй современные производства, развивай сельское хозяйство, внедряй нанотехнологии — полный простор для инициативы и предприимчивости. И эта ситуация сохранялась последние десять лет.
Увы! Грандиозные планы, программы, а в итоге н‑и-ч-е-г‑о. И денег нет, и результата не видно. Как с тем самолетом, с которого, чуть было, не началось отечественное самолетостроение. Сделали только один и тот уже не летает. В чем проблема, мы, что совсем разучились работать? У нас что, руки не из того места растут? Или это все же от перелома мозга у тех, кто принимает решения?
Минус на минус дает минус
И еще одну тему обошел президент — провалы практически всех госпрограмм. В рамках Стратеги-2030 была принята масса государственных программ. Это и Национальный план действий в области прав человека на 2009—2012 годы, и Программа по переселению соотечественников-оралманов «Нурлы кош», и программы «Занятость-2020», «Дорожная карта», «Питьевая вода на 2002—2010 годы», «100 школ — 100 больниц», «Доступное жилье».
По оценкам самих властей, все они либо провалены, либо реализованы формально, так сказать, для галочки. Сам президент неоднократно говорил об этом. В итоге уже стало своеобразной традицией — заваливать госпрограммы. Поэтому есть уверенность, что такая же судьба постигнет и новые начатые программы «Производительность 2020», «Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы», программа «Развития образования на 2010—2020 годы», программа «Развития здравоохранения на 2011—2015 годы».
Да и госпрограмму по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010—2014 явно ждет печальная судьба приснопамятных тридцати прорывных проектов 2007 года. Ну, не идут программы, хоть ты тресни! Ведь это очевидные и всем известные вещи! Казалось бы, признавай это и исправляй! Ан, нет! Вместо признания недостатков и трезвой оценки ситуации, вместо серьезного анализа причин сбоев в госмашине и поисков их преодоления, звучат победные реляции о каких-то мифических достижениях, и все это в режиме самовосхваления.
Мол, смотрите, МЫ это сделали! Но что именно сделали — непонятно! Тут какой-то логический тупик: не может Стратегия-2030 считаться выполненной, если 2/3 населения прозябает в нужде, госчиновники погрязли в тотальной коррупции, а большинство правительственных программ, реализуемых в ее рамках, провалены.
Это же не математика, где минус на минус дает плюс. Это жизнь, где достижения и успехи должны оцениваться, прежде всего, качеством жизни граждан, дееспособностью, профессионализмом и порядочностью правительства и тем как страна ориентирована в будущее. Но ведь ничего этого в нашем случае нет. Абсолютно! Страна живет исключительно сегодняшним днем, преимущественно в нужде и нищете, имея вороватое и бездарное правительство. Чем здесь хвалиться, о каких успехах разговор? И почему в этой ситуации что-то должно меняться к лучшему?
…И последнее. Президент назвал «Нур Отан» партией реальных дел. По его мнению, в первую очередь усилиями нуротановцев была выполнена Стратегия-2030, и он уверен, что именно они приложат все усилия, чтобы была реализована Стратегия-2050. Очень хорошо! Этим определена, скорее даже назначена ответственность за то, что было сделано в стране в прошлые годы, и то, что будет сделано в будущем. Теперь, как и в случае с КПСС, у Истории будет с кого спросить за все «реальные дела» и переломы. Все ответственные определены.
Автор: Сергей Дуванов