Старший внук Нурсултана Назарбаева Нурали Алиев стал заместителем акима Астаны. На форумах и в социальных сетях на эту новость отреагировали весьма эмоционально – мол, еще одного представителя семьи елбасы допустили к хлебному месту. Однако никто до сих пор не задался вопросом: зачем «лидер нации» двинул старшего внука на государственную службу?
Поскольку новому вице-мэру столицы 1 января 2015 года исполнится всего 30 лет (он 1985 года рождения), то можно сказать, что сын Дариги Назарбаевой сделал фантастическую даже по казахстанским меркам карьеру плюс получил к Новому году уникальный подарок — должность всем на зависть. И это неудивительно, поскольку родился он с «золотой ложкой в зубах» — его дед со стороны матери возглавлял тогда правительство Казахской ССР, а дед со стороны отца — был министром здравоохранения республики.
Согласно официальной биографии, опубликованной на сайте акимата Астаны, Алиев-младший закончил Казахский национальный педагогический университет имени Абая, получив квалификацию бакалавра экономики и финансов, затем Pepperdine University (США), став бакалавром бизнес-администрирования, и наконец международную школу бизнеса Imadec University, где получил диплом магистра бизнес-администрирования.
Трудовую деятельность Нурали Алиев начал в 2003 году с международного отдела АО «Сахарный центр», а в 2004 году возглавил эту компанию в качестве президента. В 2006 году перешел председателем совета директоров группы компаний Capital Holding. С 2006 по 2010 года занимал должности первого зампредседателя правления и председателя совета директоров «Нурбанка». С декабря 2008 по 2013 годы работал зампредседателя правления АО «Банк развития Казахстана». В последнее время был главой правления «Транстелеком».
Старший внук елбасы преуспел не только в карьере, но и в бизнесе: с личным состоянием в 200 миллионов долларов он попал в рейтинг богатейших казахстанцев по версии журнала «Forbes Казахстан». Что касается семейной жизни Нурали женат с 21 февраля 2003 года на Аиде Имашевой, 1984 года рождения, дочери министра юстиции РК Берика Имашева. У них двое детей — дочь Лаура, 2003 года рождения, и сын Алан, 2005 года рождения.
В общем, обычный жизненный путь представителя даже не «золотой», а «бриллиантовой» молодежи, который, получив высшее образование за рубежом, начал делать «звездную» карьеру в бизнес-структурах, принадлежащих его родителям. И вопрос, как мы уже заметили в начале этой статьи, только в том, зачем «лидер нации» двинул старшего внука на государственную службу?
А то, что назначение Нурали Алиева не могло состояться без соответствующего указания или согласия его деда, не подлежит никакому сомнению. Новый аким Астаны Адильбек Джаксыбеков слишком опытный царедворец, чтобы решать такие вопросы без оглядки на «лидера нации». Поэтому даже если он решил укрепиться в окружении елбасы за счет союза со старшим внуком или выполнял просьбу Дариги Назарбаевой и/или самого Нурали Алиева, он обязательно посоветовался бы с главой государства и получил его согласие.
Будучи немного в курсе внутриакординских раскладов, можем выдвинуть две версии. Первая — Нурсултан Назарбаев, как заботливый дед, отличающий своего старшего внука от других, несмотря на то что его отцом является «диссидент» Рахат Алиев, решил отправить его на государственную службу, чтобы, так сказать, закончить его образование. Вторая — елбасы готовит Нурали Алиева в свои преемники на посту президента РК, но с расчетом, что тот станет главой государства после Адильбека Джаксыбекова.
Для не верящих в такой вариант развития событий напомним, что Северную Корею, которая, как и Казахстан, живет под лозунгом «Одна страна, один народ, один лидер», возглавляет уже третий представитель правящей династии, внук основателя государства Ким Ир Сена — Ким Чен Ын.
Плюс тот же Рахат Алиев недавно назвал Адильбека Джаксыбекова, как и свою бывшую супругу Даригу Назарбаеву, главными кандидатами в преемники «лидера нации» на посту президента Республики Казахстан. Поэтому вполне логично и с политической, и с кланово-семейной точки зрения, чтобы им наследовал именно Нурали Алиев. Если, конечно, нынешний аким Астаны не извернется и не создаст собственную правящую династию — он тот еще артист, кого угодно вокруг пальца обведет и в дураках оставит.
В любом случае у Алиева-младшего большие шансы на блестящую госкарьеру. Хотя бы потому, что в «Товариществе с ограниченной ответственностью «Республика Казахстан» у его деда Нурсултана Назарбаева пока контрольная доля участия. Однако в биографии Нурали есть темное пятно — участие в деле менеджеров «Нурбанка».
Сейчас в похищении и убийстве банкиров Акорда обвиняет Рахата Алиева, и в скором времени в Вене состоится судебный процесс. Однако желающие могут покопаться в интернете и убедиться, что старший внук Нурсултана Назарбаева был с отцом, когда тот общался с пропавшими Жолдасом Тимралиевым и Айбаром Хасеновым.
Мы со своей стороны можем подтвердить, что дело Рахата Алиева и участие в нем Нурали Алиева всегда находилось под жестким контролем Акорды, персонально — руководителя администрации президента РК Аслана Мусина, который после своей отставки и начала расследования резонансного уголовного дела ОПГ братьев Бергея и Аманжана Рыскалиевых он сначала отсиживался в кресле председателя Счетной палаты, а позднее стал послом РК в Хорватии.
В частности, мы располагаем перепиской помощника Мусина Мади Исмаилова, который сейчас вместе со своим шефом стал дипломатом и трудится в Хорватии. Из нее выясняются очень любопытные подробности.
23 января 2012 года в 05:13 некая Сарсембаева Жанар Аманбековна, пользователь [email protected], судя по электронному почтовому ящику, сотрудница администрации президента РК, отправила Мади Исмаилову на адрес: [email protected] — проект письменного отказа Нурали Алиева от дачи показаний против своего отца Рахата Алиева.
А 23 января 2012 года в 8:19 Мади Исмаилов, видимо, после утверждения текста Асланом Мусиным переслал проект письменного отказа Нурали Алиеву пользователю Nurali Aliyev на адрес: [email protected].
И тот уже 23 января в 8:31 ответил ему.
А в письме переслал скан подписанного им собственноручно заявления.
Таким образом, решение Нурали Алиева отказаться от дачи показаний по делу о похищении и убийстве Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова принималось под руководством и контролем Аслана Мусина, руководителя администрации президента РК и, несомненно, с согласия самого Нурсултана Назарбаева.
В связи с этим у нас возникают вопросы. Почему сын Рахата Алиева отказался давать показания против своего отца? Только ли потому, что не хотел обвинять близкого ему человека или ему самому есть что скрывать? И почему Аслан Мусин, руководивший по поручению елбасы кампанией против его бывшего зятя, не только с этим согласился, но и, судя по переписке, это инициировал, хотя показания сына могли стать тем самым камнем, который утянет на дно отца, если тот виновен?
Очень похоже, что как и в деле с похищением и убийством Алтынбека Сарсенбаева, Нурсултан Назарбаев и его окружение переформатируют трагедии и возбужденные по ним уголовные дела под текущие политические нужды. Причем в обоих резонансных преступлениях обвиняя именно Рахата Алиева. И что любопытно — и по делу менеджеров «Нурбанка», и по делу сопредседателя ДПК «Ак жол» с опозданием в несколько лет. Согласитесь, это уже сильно смахивает на стиль тридцатых годов двадцатого века и репрессии против «врагов народа».