-9 C
Астана
19 ноября, 2024
Image default

От мечетей в Казахстане требуют перемен

Купола Центральной мечети Алма-Аты

Мусуль­мане Казах­ста­на спо­рят о том, каки­ми долж­ны быть хра­мы в их стране. Подроб­нее о дис­кус­сии и о том, что послу­жи­ло пово­дом для нее, сооб­ща­ет из Алма-Аты кор­ре­спон­дент DW. 

В авгу­сте покой Духов­но­го управ­ле­ния мусуль­ман Казах­ста­на (ДУМК) был нару­шен дву­мя гром­ки­ми заяв­ле­ни­я­ми, вызвав­ши­ми широ­кий резо­нанс в стране. 17 авгу­ста обще­ствен­ная орга­ни­за­ция Союз мусуль­ман Казах­ста­на при­зва­ла мест­ные мече­ти пере­ни­мать опыт у пра­во­слав­ных хра­мов и иран­ских мече­тей. А спу­стя пять дней Жанар Боран­ба­е­ва, назвав­шая себя быв­шей уче­ни­цей духов­ной шко­лы при Цен­траль­ной мече­ти Алма-Аты, обви­ни­ла сво­их недав­них настав­ни­ков в сек­су­аль­ных домо­га­тель­ствах, свод­ни­че­стве и многоженстве.

Обви­не­ния тре­бу­ют проверки

Реак­ция ДУМК и неко­то­рых има­мов после­до­ва­ла прак­ти­че­ски сра­зу. В СМИ Казах­ста­на упре­ки Жанар Боран­ба­е­вой были назва­ны необос­но­ван­ны­ми, а обви­не­ния — бес­поч­вен­ны­ми. В част­но­сти, писа­ли, что Боран­ба­е­ва нико­гда не учи­лась в духов­ной шко­ле при Цен­траль­ной мече­ти Алма-Аты.

Тем не менее в шко­ле нача­лась про­вер­ка. “Ведет­ся рас­сле­до­ва­ние, поэто­му пока мы ниче­го ска­зать не можем”, — пояс­нил DW руко­во­ди­тель аппа­ра­та Духов­но­го управ­ле­ния мусуль­ман Казах­ста­на Гилим­бек Мажи­ев. Не соглас­ны в ДУМК и с пре­тен­зи­я­ми, выска­зан­ны­ми Сою­зом мусуль­ман Казахстана.

Мече­тям пред­ло­же­но учиться

Гла­ва Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на Мурат Тели­бе­ков в интер­вью DW рас­ска­зал, что в осно­ву заяв­ле­ния его орга­ни­за­ции лег­ли не толь­ко наблю­де­ния за жиз­нью хри­сти­ан­ских хра­мов в Казах­стане. “В про­грес­сив­ных мусуль­ман­ских стра­нах вид­но, как демо­кра­тич­но и при­вле­ка­тель­но устро­е­ны мече­ти. Их две­ри не закры­ва­ют­ся ни днем, ни ночью. Вез­де есть пре­крас­ная биб­лио­те­ка, дет­ские пло­щад­ки, тени­стые скве­ры, уют­ная чай­ха­на”, — отме­тил Телибеков.

По его мне­нию, мече­ти в Казах­стане зача­стую пред­став­ля­ют собой про­ти­во­по­лож­ную кар­ти­ну: “Ого­ро­жен­ные высо­ки­ми забо­ра­ми, они слов­но памят­ни­ки мрач­но­го сред­не­ве­ко­вья”. Сло­ва Тели­бе­ко­ва сле­ду­ет вос­при­ни­мать ско­рее образ­но. По сути, кри­ти­ка со сто­ро­ны обще­ствен­ных дея­те­лей каса­ет­ся про­ис­хо­дя­ще­го за сте­на­ми мече­тей. Они тре­бу­ют сде­лать хра­мы более откры­ты­ми, а рабо­ту, в том чис­ле с веру­ю­щи­ми, — прозрачнее.

Имам мече­ти: надо про­сто прийти

Мечеть в Атырау

Мечеть в Атырау

Имам одной из алма-атин­ских мече­тей по име­ни Болат­бек в бесе­де с кор­ре­спон­ден­том DW ска­зал: “Нель­зя срав­ни­вать мече­ти, напри­мер, в Иране и сун­нит­ские мусуль­ман­ские хра­мы в Казах­стане. Здесь люди при­хо­дят к Алла­ху, а не для обще­ния меж­ду собой в чай­хане”. По заве­ре­ни­ям има­ма, в мечеть может прий­ти любой жела­ю­щий. Там он будет выслу­шан и полу­чит не толь­ко отве­ты на все свои вопро­сы, но и помощь.

“В мече­тях про­во­дят­ся все­воз­мож­ные бла­го­тво­ри­тель­ные акции. Одна из них про­хо­ди­ла недав­но. Перед нача­лом учеб­но­го года в Цен­траль­ную мечеть Алма-Аты при­гла­си­ли 60 детей школь­но­го воз­рас­та. Каж­до­му ребен­ку пода­ри­ли подар­ки: рюк­за­ки, школь­ные при­над­леж­но­сти. На зад­нем дво­ре мно­гих мече­тей есть дет­ская пло­щад­ка, а жела­ю­щие могут посе­щать кур­сы, кото­рые откры­ты при мече­ти”, — под­черк­нул Болатбек.

Пре­тен­зии госчиновника

Пре­тен­зии к мече­тям в Казах­стане есть не толь­ко у Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на. Еще в июне,глава госу­дар­ствен­но­го Агент­ства по делам рели­гии Кай­рат Лама Шариф высту­пая перед депу­та­та­ми пар­ла­мен­та, заме­тил, что в послед­ние годы “в стране уве­ли­чи­лось чис­ло граж­дан, про­ти­во­по­став­ля­ю­щих себя сло­жив­шим­ся усто­ям в свет­ском обще­стве. У неко­то­рой части веру­ю­ще­го насе­ле­ния ста­ли про­яв­лять­ся край­ние фор­мы агрес­сии и рели­ги­оз­но­го радикализма”.

В этом выступ­ле­нии Лама Шариф уде­лил осо­бое вни­ма­ние сту­ден­там, кото­рые учат­ся в зару­беж­ных рели­ги­оз­ных вузах по линии Духов­но­го управ­ле­ния мусуль­ман Казах­ста­на. В Егип­те их было более 200. “Все­го же в араб­ских стра­нах нахо­дят­ся 392 граж­да­ни­на Казах­ста­на, кото­рые полу­ча­ют рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние. Сре­ди них 59 — в Сау­дов­ской Ара­вии, свы­ше 60 — в Паки­стане”, — заяви­ли тогда гла­ва гос­а­гент­ства по делам религии.

С огляд­кой на осталь­ной мир

В Казах­стане насчи­ты­ва­ет­ся 3244 куль­то­вых соору­же­ний, 2320 из них — мече­ти. Соглас­но офи­ци­аль­ным дан­ным, более 86 про­цен­тов казах­стан­цев счи­та­ют себя веру­ю­щи­ми, при­чем 70 про­цен­тов веру­ю­щих испо­ве­ду­ют ислам. “С боль­шой долей уве­рен­но­сти мож­но ска­зать, что в наших мече­тях появ­ле­ние ради­каль­ных взгля­дов мало­ве­ро­ят­но”, — счи­та­ет извест­ный в Казах­стане поли­то­лог Бури­хан Нурмухамедов.

Объ­яс­ня­ет он это тем, что создав агент­ство по делам рели­гий и при­няв закон “О рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях”, госу­дар­ству уда­лось выстро­ить поли­ти­ку в этой сфе­ре. Нур­му­ха­ме­дов уве­рен, что пре­тен­зии гла­вы агент­ства свя­за­ны ско­рее с общим отно­ше­ни­ем миро­во­го сооб­ще­ства к исла­му. Это одна из при­чин, по кото­рой высо­ко­по­став­лен­ные чинов­ни­ки Казах­ста­на — в отли­чие, напри­мер, от руко­вод­ства Рос­сии — пред­по­чи­та­ют не появ­лять­ся перед объ­ек­ти­ва­ми фото- и теле­ка­мер во вре­мя посе­ще­ния храмов.


Источ­ник: www.dw.de,
полу­че­но с помо­щью rss-farm.ru

See more here:
От мече­тей в Казах­стане тре­бу­ют перемен

архивные статьи по теме

Быдломанское кино лезет из дыр

«Цифровая» революция в Гонконге. Роль онлайн-инструментов в массовых протестах 2019 г.

Editor

Минск ввел налог на покупку валюты