12 C
Астана
19 апреля, 2024
Image default

Осенние заморозки «арабской весны»

В Егип­те, где «араб­ская вес­на» побе­ди­ла сра­зу вслед за Туни­сом, настро­е­ние жите­лей теперь, все­го лишь через несколь­ко меся­цев после побе­ды, дале­ко не радост­ное. Власть твер­дой рукой удер­жи­ва­ют воен­ные, и не похо­же, что­бы они соби­ра­лись в ско­ром вре­ме­ни от нее отказаться.

Автор: Валь­де­мар КРАУС

Тра­ди­ци­он­ный для мусуль­ман празд­ник жерт­во­при­но­ше­ния Кур­бан-бай­рам егип­тяне в этом году празд­ну­ют, с одной сто­ро­ны, вполне тра­ди­ци­он­но: на ули­цах, как сот­ни лет под­ряд, режут бара­нов, коз, коров — кто чем богат и кто чем может поз­во­лить себе поде­лить­ся с Алла­хом и бед­ня­ка­ми. С дру­гой — с про­шло­го празд­ни­ка что-то неуло­ви­мо изме­ни­лось. Не так весе­лы лица. Во вся­ком слу­чае, дале­ко не так, как это было, когда тыся­чи демон­стран­тов, пре­иму­ще­ствен­но моло­дых людей, запол­ня­ли ули­цы и пло­ща­ди еги­пет­ских горо­дов, отча­ян­но про­те­стуя про­тив пра­ви­тель­ства Хос­ни Муба­ра­ка. Мно­гие гово­рят сего­дня о том, что стра­на погру­зи­лась в «постре­во­лю­ци­он­ную депрессию».

За Муба­ра­ка боль­ше не молятся

День аль-Адха про­шел в Каи­ре вро­де бы как все­гда. Жерт­во­при­но­ше­ния домаш­них живот­ных, молит­вы, празд­нич­ное уго­ще­ние… На пло­ща­дях перед боль­ши­ми мече­тя­ми има­мы про­по­ве­до­ва­ли веру­ю­щим и при­зы­ва­ли на них милость Алла­ха. Впро­чем, на этот раз бла­го­сло­ве­ния ока­за­лись несколь­ко видо­из­ме­нен­ны­ми. Има­мы госу­дар­ствен­ных мече­тей вдруг все как один исклю­чи­ли из сво­их молитв пре­зи­ден­та — тра­ди­ци­он­но­го бла­го­сло­ве­ния Алла­ха на голо­ву Хос­ни Муба­ра­ка сего­дня никто из них не при­зы­ва­ет. Вме­сто это­го има­мы про­сят Все­выш­не­го защи­тить «наших борю­щих­ся бра­тьев в Сирии, наших борю­щих­ся бра­тьев в Йемене, всех мусуль­ман, вынуж­ден­ных бороть­ся за свою сво­бо­ду и за справедливость».

Тут есть и еще одна осо­бен­ность, неза­мет­ная для боль­шин­ства непо­свя­щен­ных: кро­ме Хос­ни Муба­ра­ка боль­шин­ство еги­пет­ских има­мов (за исклю­че­ни­ем тех, кото­рые при­над­ле­жат к «Бра­тьям-мусуль­ма­нам») вычерк­ну­ли из сво­их молитв на Кур­бан-бай­рам пря­мое упо­ми­на­ние о пале­стин­цах. Вме­сто это­го они более или менее при­дер­жи­ва­ют­ся рас­плыв­ча­той фор­му­ли­ров­ки «всех мусуль­ман, вынуж­ден­ных бороть­ся за свою сво­бо­ду и спра­вед­ли­вость», а кое-кто так и вовсе скром­но опу­стил эту часть проповеди.

Ско­рее все­го, это объ­яс­ня­ет­ся тем, что «уме­рен­ные» еги­пет­ские мусуль­мане в дан­ный момент весь­ма недо­воль­ны пове­де­ни­ем сво­их еди­но­вер­цев из сек­то­ра Газа — они все­рьез опа­са­ют­ся, что сво­и­ми бес­ко­неч­ны­ми про­во­ка­ци­я­ми «Бри­га­ды муче­ни­ков аль-Аксы» и ХАМАС при под­держ­ке «Бра­тьев-мусуль­ман» ухит­рят­ся поссо­рить егип­тян как с Изра­и­лем, так и с запад­ны­ми стра­на­ми, а тогда стране ста­нет еще хуже, чем сейчас.

А то, что стране пло­хо, в этом почти никто не сомне­ва­ет­ся. Власть при­над­ле­жит Выс­ше­му воен­но­му сове­ту, кото­рый девять меся­цев назад взял на себя бре­мя прав­ле­ния, пообе­щав через восемь меся­цев устро­ить сво­бод­ные выбо­ры ново­го пар­ла­мен­та, под­го­то­вить новую, демо­кра­ти­че­скую Кон­сти­ту­цию и создать пред­по­сыл­ки для сво­бод­но­го, граж­дан­ско­го правления.

Сей­час под­хо­дит к кон­цу ноябрь, девя­тый месяц с момен­та побе­ды «фини­ко­вой рево­лю­ции». Сво­бод­ные выбо­ры несколь­ко запоз­да­ли, но все же Кур­бан-бай­рам сов­пал с нача­лом офи­ци­аль­ной пред­вы­бор­ной кам­па­нии. Еги­пет­ские рево­лю­ци­о­не­ры, одна­ко, испы­ты­ва­ют серьез­ные сомне­ния в том, насколь­ко эти выбо­ры будут сво­бод­ны­ми и какие резуль­та­ты они в кон­це кон­цов при­не­сут. Ведь теперь Выс­ший воен­ный совет гово­рит уже о том, что «на пер­вое вре­мя» после выбо­ров он наме­рен оста­вить бре­мя прав­ле­ния стра­ной у себя. То есть новое, демо­кра­ти­че­ски избран­ное пра­ви­тель­ство Егип­та, по сути, может остать­ся на пти­чьих пра­вах — так же, как и дей­ству­ю­щее в дан­ный момент «пере­ход­ное».

Демо­кра­тия как милостыня

Непо­да­ле­ку от каир­ской мече­ти Муста­фа Махмуд «Бра­тья-мусуль­мане» при­нес­ли в День аль-Адха в жерт­ву коро­ву и трех овец. По тро­туа­ру сте­ка­ет в обе сто­ро­ны от обо­чин кровь, загу­сте­ва­ет на солн­це. В это вре­мя мясо режут боль­ши­ми кус­ка­ми, варят, после чего боро­да­тые «бра­тья» раз­да­ют его беднякам.

«Мы даем еду тем, кому в эти празд­нич­ные дни нече­го есть, — ска­зал имам этой мече­ти, извест­ной как один из цен­тров “Бра­тьев-мусуль­ман”. — Так пове­лел Аллах, так пред­пи­сы­ва­ет тра­ди­ция исла­ма. Но мы не про­сим мило­сты­ни из рук власть иму­щих. Мы не для того про­ли­ва­ли свою кровь за свер­же­ние Муба­ра­ка, что­бы теперь уни­жен­но умо­лять его после­до­ва­те­лей допу­стить нас в правительство».

Боро­да­тый имам несколь­ко иска­зил дей­стви­тель­ность: всем извест­но, что «Бра­тья-мусуль­мане» не так что­бы очень уж про­ли­ва­ли свою кровь на бар­ри­ка­дах «фини­ко­вой рево­лю­ции». Они при­со­еди­ни­лись к так назы­ва­е­мо­му Наци­о­наль­но­му сове­ту, когда ста­ло окон­ча­тель­но ясно, что Муба­ра­ку не удержаться.

По сути, их мож­но отне­сти к чис­лу тех, кто от этой рево­лю­ции выиг­рал: впер­вые за десят­ки лет «Бра­тья-мусуль­мане» могут откры­то дей­ство­вать в Егип­те и про­по­ве­до­вать свои взгля­ды, каки­ми бы они ни были, не опа­са­ясь быть аре­сто­ван­ны­ми — ведь при Муба­ра­ке их орга­ни­за­ция была запре­ще­на. Тем не менее они по-преж­не­му недо­воль­ны, и это недо­воль­ство отчет­ли­во слы­шит­ся в их пред­вы­бор­ной агитации.

«Я отдам свой голос за “Бра­тьев-мусуль­ман”, — ска­зал еще один боро­дач с кот­лом, пол­ным исто­ча­ю­щей пар варе­ной бара­ни­ны. — Эта пар­тия поза­бо­тит­ся о том, что­бы в Еги­пет вер­ну­лась спра­вед­ли­вость. После рево­лю­ции она что-то под­за­дер­жа­лась на пути к нам. Эта пар­тия — чиста, не кор­рум­пи­ро­ва­на, не свя­за­на с преж­ней дик­та­ту­рой. С нею у Егип­та появит­ся демо­кра­ти­че­ское, ислам­ское будущее».

Эту точ­ку зре­ния на сего­дняш­ний день раз­де­ля­ют в Егип­те очень и очень мно­гие — преж­де все­го, те, кому «Бра­тья-мусуль­мане» щед­рой рукой раз­да­ют мясо в день Кур­бан-бай­ра­ма, — еги­пет­ская бед­но­та. В стране, где льви­ную долю дохо­дов деся­ти­ле­ти­я­ми заби­ра­ли себе пра­вя­щие кру­ги, таких насчи­ты­ва­ет­ся десят­ки мил­ли­о­нов. Соглас­но про­гно­зам, «Бра­тья-мусуль­мане» могут рас­счи­ты­вать набрать на выбо­рах от 30 до 40% голо­сов. Это, прав­да, не дает им сто­про­цент­но­го шан­са стать пра­вя­щей пар­ти­ей, но дела­ет их, в любом слу­чае, весь­ма вли­я­тель­ной поли­ти­че­ской силой, если, конеч­но, сто­я­щие у вла­сти воен­ные отда­дут власть пред­ста­ви­те­лям граж­дан­ских поли­ти­че­ских структур.

При этом Выс­ший воен­ный совет решил так­же поучаст­во­вать в пред­вы­бор­ной кам­па­нии и послал на ули­цы еги­пет­ских горо­дов сво­их аги­та­то­ров. Они не обе­ща­ют граж­да­нам «ислам­скую демо­кра­тию», а сосре­до­то­че­ны на вполне кон­крет­ных вопросах.

«Ско­ро здесь будут про­ло­же­ны новые доро­ги, про­ве­де­на совре­мен­ная систе­ма кана­ли­за­ции, мы наме­ре­ны поза­бо­тить­ся о сто­про­цент­ном обес­пе­че­нии насе­ле­ния питье­вой водой» — обе­ща­ет, к при­ме­ру, док­тор Али Абдер­рах­ман, губер­на­тор про­вин­ции Гизе. В наро­де его счи­та­ют даль­но­вид­ным, высо­ко­об­ра­зо­ван­ным поли­ти­ком, так что неуди­ви­тель­но, что имен­но на него дела­ют став­ку нынеш­ние пра­вя­щие круги.

Про­бле­ма заклю­ча­ет­ся, одна­ко, в том, что док­тор Абдер­рах­ман как был губер­на­то­ром Гизе год назад, при пре­зи­ден­те Муба­ра­ке, так и остал­ся им теперь, при Выс­шем воен­ном сове­те. И обе­ща­ния его уди­ви­тель­но похо­жи на те, кото­рые он давал в минув­шие годы — вплоть до про­шло­год­них. «В буду­щем году, — уве­ря­ет губер­на­тор, — егип­тя­нам будет жить еще луч­ше, чем в этом».

Имен­но подоб­ны­ми обе­ща­ни­я­ми егип­тяне, кото­рым живет­ся не так уж хоро­шо, что­бы пове­рить в жизнь «еще луч­ше», сыты по гор­ло. Имен­но поэто­му у них созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что нынеш­ние вла­сти точ­но так же, как и те, про­тив кото­рых они боро­лись, попро­сту закры­ва­ют гла­за на поли­ти­че­скую реаль­ность. Еги­пет­ские гене­ра­лы, с одной сто­ро­ны, при­внес­ли в жизнь стра­ны мно­гие немыс­ли­мые до сих пор поли­ти­че­ские сво­бо­ды, с дру­гой — не демон­стри­ру­ют готов­ность уйти из вла­сти, пере­дав пра­ва ново­му, избран­но­му по резуль­та­там выбо­ров правительству.

И это созна­ют не толь­ко «Бра­тья-мусуль­мане», но и те, кто в самом деле сто­ял на бар­ри­ка­дах и про­ли­вал свою кровь — еги­пет­ская моло­дежь, люди, полу­чив­шие обра­зо­ва­ние, но не полу­чив­шие ни малей­шей пер­спек­ти­вы в жиз­ни — ни рань­ше, из рук Муба­ра­ка, ни теперь, от Воен­но­го совета.

«Мы побе­ди­ли — и немед­лен­но про­иг­ра­ли, — напи­сал в сво­ем интер­нет-бло­ге один из участ­ни­ков собы­тий на каир­ской пло­ща­ди Тахрир. — Теперь у нас есть аль­тер­на­ти­ва: либо оста­вать­ся под вла­стью хун­ты, кото­рая ста­нет со сво­е­го пле­ча жало­вать нам демо­кра­тию в тех рам­ках, в кото­рых она захо­чет это сде­лать, либо начи­нать новую, гораз­до более страш­ную борь­бу про­тив исла­ми­стов, кото­рые, при­дя к вла­сти, оде­нут всех в паран­джи и заста­вят жить по зако­нам Сред­не­ве­ко­вья. Хорош выбор, ниче­го не скажешь!»

Кур­бан-бай­рам уже поза­ди. И те, кто девять меся­цев назад митин­го­вал на пло­ща­ди Тахрир и отча­ян­но драл­ся с поли­ци­ей, не чув­ству­ют празд­нич­но­го настро­е­ния: «Мы подо­шли к про­па­сти, — напи­сал далее еги­пет­ский бло­гер. — За девять меся­цев ниче­го не изме­ни­лось. Я не знаю, куда напра­вит­ся стра­на после выбо­ров, но ощу­ще­ние у меня — хуже не придумаешь…»

See the article here:
Осен­ние замо­роз­ки «араб­ской весны»

архивные статьи по теме

Второе послание президента

Editor

Деньги осваивать – это тоже большой труд

А потом возьмутся за атеистов?