Казахстан хочет привлечь инвесторов для освоения сырьевых богатств страны. Этому, указывают эксперты, мешает засекреченность геологической информации. Все подробности — у DW.
После того, как в январе 2013 года по поручению президента Казахстана был снят мораторий на предоставление прав недропользования, министерство индустрии и новых технологий (МИНТ) объявило о намерении провести конкурс на предоставление таких прав на твердые полезные ископаемые. Сотрудники министерства отмечают, что наиболее привлекательными для инвесторов являются добыча золота, редкоземельных и полиметаллов, угля и хромовой руды.
“Я думаю, что это должно стать знаковым событием для всех отечественных и иностранных инвесторов, а также недропользователей. Мы заинтересованы в инвестициях и технологиях”, — заявил министр индустрии и новых технологий Казахстана Асет Исекешев, выступая в апреле на IV форуме “MINEX Центральная Азия 2013”.
Интерес Астаны к привлечению иностранного капитала вполне понятен. Аналитики отмечают, что страна не в состоянии самостоятельно разрабатывать месторождения твердых полезных ископаемых, которых на территории Казахстана более 5 тысяч. Достаточно сказать, что за восемь последних лет на поиск новых месторождений казахстанским геологам выделили лишь 20 миллионов долларов. Учитывая территорию страны, это капля в море, считает бывший лидер экологической партии “Руханият” Серикжан Мамбеталин. “То, что сейчас у нас есть, это все советское наследие”, — отметил он в интервью DW.
Все для недропользователей
Между тем, по словам чиновников МИНТ, схема получения разрешения на разработку месторождений довольно проста. Потенциальным недропользователям надо либо договариваться с какой-нибудь крупной национальной компанией (“Тау-Кен Самрук” или “Казатомпром”) и, став ее субподрядчиком, разрабатывать тот участок, на который она укажет. Либо принять участие в конкурсе МИНТ.
Условия проведения конкурса описаны в новом варианте закона “О недрах и недропользовании”. Как сообщил DW глава департамента недропользования МИНТ Тимур Токтабаев, для облегчения процедуры предоставления права на недропользование по твердым ископаемым министерство подготовило около 130 поправок к закону.
Они касаются не только конкурсных условий и сокращения сроков рассмотрения заявок, но и включают варианты предоставления права на недропользование тем компаниям, которые первыми займут участок месторождения (принцип “первый обратился — первый получил”). Правда, по словам Токтабаева этот принцип будет действовать лишь в отношении мелких месторождений.
МИНТ обещает конкурс уже в этом году
В интервью DW Тимур Токтабаевособо отметил, что в этом году министерство обязуется подготовить перечень участков месторождений твердых полезных ископаемых, выставляемых на открытый конкурс. Потом он будет утвержден постановлением правительства и официально обнародован. После чего, по словам Токтабаева, компании, желающие заняться разработкой или исследованием месторождений, могут принять участие в самом конкурсе.
“В перечне будут указаны конкретные месторождения, но сказать, какие это участки, я пока не могу. Это служебная информация, которая будет открыта лишь в день, когда выйдет постановление правительства”, — пояснил Токтабаев. Чуть более определенно высказался вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, указавший, что речь идет об освоении недр в Северо-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областях.
При этом сами чиновники МИНТ сетуют на то, что их усилия по улучшению инвестиционного климата в сфере недропользования не дают результаты из-за того, что часто геологическая информация просто засекречена. Хотя по законодательству о порядке выдачи геологической информации, субъекты недропользования, казахстанские и иностранные физические и юридические лица, имеют право подать заявку в Комитет геологии Казахстана и получить интересующую его информацию.
Засекреченность тормозит разработку месторождений
Но на практике, признает Тимур Токтабаев, все совсем не так: “Наверное, это пережитки советского периода, когда абсолютно все засекречивалось. Сейчас уже там нет ничего секретного, но по действующим нормам информация о многих участках месторождений является секретной. И таких документов немало”.
Впрочем, представители МИНТ надеются, что с принятием поправок в закон “О недропользовании” ситуация улучшится. А пока депутат нижней палаты парламента Владислав Косарев, к которому DW обратилось за комментарием, подчеркнул, что далеко не вся геологическая информация должны быть доступной. “Конечно, открытость нужна, но некоторые источники благосостояния нашего общества должны быть защищены грифом “совершенно секретно”. Нельзя допустить, чтобы нашими недрами пользовался кто попало и как попало”, — уверен Косарев.
Иной точки зрения придерживается общественный деятель Серикжан Мамбеталин: “Зачем скрывать? Это только способствует коррупции. Все равно наши чиновники продают информацию, которая якобы закрыта. Я считаю, что чем больше прозрачности в недропользовании, тем лучше”.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read this article:
Освоению казахстанских недр мешает засекреченность информации о них