Казахстан не выполняет свои обязательства перед международным сообществом. С таким заявлением обратились к Верховному комиссару ООН по правам человека госпоже Нави Пиллэй представители гражданского общества.
Обращение подписали президент общественного фонда «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова, президент алматинского общественного фонда «Общественная позиция» Асия Калиева, президент общественного фонда «Равные права и равные возможности» Маргарита Ускембаева, президент общественного фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина и другие руководители НПО и правозащитники.
Пакты и факты
Речь идет в первую очередь о выполнении нашей страной Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Правозащитники отмечают «значительное количество принудительных выселений и разрушений домов без судебных решений или заблаговременных уведомлений, а также без выплаты адекватной компенсации или предоставления альтернативного жилья».
Обеспокоены они также «сообщениями о длительных сроках ожидания, отсутствии транспарентности и коррупции в связи с оказанием помощи в получении жилья и запретительно высоких процентах, под которые финансовые учреждения выдают ипотечные кредиты», и тем, «что лица и группы, находящиеся в неблагоприятном и маргинализированном положении, не получают приоритетного доступа к государственной программе жилищного строительства…».
Пока, судя по недавно прогремевшему скандалу с «Жилстройсбербанком», доступ к льготному жилью у нас имеют в основном руководители этих самых финансовых учреждений и члены их семей.
Про распределение жилья по госпрограмме вообще вспоминать грустно. Хотя согласно обязательствам приоритетное внимание здесь должно уделяться социально уязвимым семьям. Причем следить за оказанием помощи в предоставлении жилья и принимать меры по регулированию ипотечных процентных ставок должно именно государство, раз уж оно подписалось на это.
Своими глазами
Жилищные проблемы казахстанцев воочию видела специальный докладчик ООН по вопросу о достаточности жилища госпожа Ракель Рольник, три года назад побывавшая в нашей стране. Она встречалась с жертвами сноса и несостоявшимися жителями столичных мансард, обманутыми дольщиками и пострадавшими от кризиса ипотечниками. Последним в обращении уделено вообще достаточно много внимания.
«Финансовый кризис показал, — уточняется в письме, — что создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и поддержки финансовой деятельности само по себе не способно обеспечить наличие для всех адекватного и доступного жилья. И что государству необходимо наладить эффективное регулирование деятельности частного сектора, в том числе финансовых и строительных компаний, и тщательно ее контролировать».
Государство же у нас в этом случае почему-то предпочитает ссылать на рыночные отношения и чаще всего гордо самоустраняется. Хотя согласно взятым на себя обязательствам должно защищать права населения. В частности, пересмотреть свое законодательство и политику в отношении доступа к ипотечному кредитованию для малообеспеченных семей. Добиваться того, чтобы коммерческие банки и финансовые учреждения принимали во внимание ограниченную платежеспособность таких семей. Финансовые услуги для малообеспеченных категорий населения должны быть разработаны в консультации с их представителями, так как они в наибольшей степени способны оценить их платежеспособность и обеспечить создание систем, которые отвечают их требованиям.
«Специальный докладчик призывает государство‑участника продолжать свои усилия, направленные на смягчение последствий перехода заложенной недвижимости в собственность залогодержателя и на содействие завершению жилых объектов, строительству которых помешал данный кризис, — уточняется в обращении. — Специальный докладчик настоятельно призывает государство внести изменения в законодательство, с тем чтобы признать незаконной внесудебную продажу единственного дома должника».
Кто заинтересован в ипотеке?
Согласно международным стандартам, право на жилище неотчуждаемо и принадлежит человеку от рождения. Также здесь предусмотрены определенные гарантии от незаконного или произвольного лишения жилища. Однако этим нормам не соответствует даже казахстанская Конституция.
У нас преобладает мнение, что жилье, земля и иное имущество это исключительно рыночные товары, а не права человека, требующие особой защиты. И в результате общественное законодательство, по сути, не может ничего противопоставить против принудительных выселений и как-то защитить выселяемых.
Такие понятия, как «принудительное выселение», «право не подвергаться принудительному выселению», «право на защиту от принудительного выселения», «запрещение принудительных выселений» и пр., у нас просто отсутствуют. А на нет у нас порой и суда нет. Выселяют просто так, не имея на руках решения. В противоречие принятому нами международному пакту — без предоставления альтернативного жилья.
И тенденция роста нарушений жилищных прав граждан в стране продолжает расти. Если говорить конкретно об ипотечном кредитовании — граждане лишаются единственного жилища в связи с отсутствием возможности погашать банковские займы.
«Ипотечное кредитование в Казахстане не стало средством повышения благосостояния граждан страны, — подытоживает письмо. — Оно превратилось в узаконенный инструмент получения банками прибыли в ущерб материальному положению и финансовому благополучию простых граждан в результате порочной политики ипотечного кредитования под высокие (в том числе и скрытые) проценты, которые в итоге становятся невыполнимыми для заемщиков…»
Если к этому добавить тот факт, что выселяют должников чаще всего банально на улицу, порой не щадя ни хозяев, ни имущество… При таком раскладе потеря квартиры превращается в реальную трагедию.
«На протяжении длительного периода времени банки второго уровня при активном содействии судебных и государственных органов лишают граждан единственного жилья, что ведет к ухудшению здоровья и угрозе жизни всех членов семьи (в том числе детей, пожилых, тяжелобольных, инвалидов), к росту бездомности и социальной исключенности», — отмечается в обращении.
Резюме письма неутешительно — Казахстан как государство — участник ООН игнорирует добровольно взятые на себя международные обязательства в соответствии с ратифицированными международными документами и не предпринимает превентивных мер по защите прав одной стороны (граждан) от посягательства другой стороны (банков). Более того, гражданам не обеспечены возможности на реализацию такого конституционного права, как эффективная судебная защита, не соблюдаются принципы верховенства права и закона.
Все это приводит к тому, что в масштабах страны большинство населения теряет веру в торжество закона, справедливости и правопорядка. Сотни тысяч казахстанцев лишаются не только крыши над головой, но и доверия к власти и веры в будущее.
Источник: