Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
Большую часть собравшихся сегодня неподалеку от здания городской прокуратуры представляли женщины в возрасте до 50 лет. Тем удивительней, что на «разговор» к ним вышло с полтора десятка бравых сотрудников прокуратуры и полиции. Неопознанные люди в гражданском пытались затеряться в общей массе, записывая имена наиболее активных членов собрания. Неподалеку стоял автобус с синими номерами, вероятно, предназначенный для задержаний на случай, если собравшиеся вдруг решатся на митинг.
Однако активисты ОНЖ, по их словам, вовсе не планировали штурмовать прокуратуру или нарушать общественный порядок. Те, кто заложил свое жилье под различные кредиты, пришли, чтобы отправить заявления на имя генерального прокурора с просьбой пересмотра их договоров с банками.
- Дело в том, что нам предлагает только один способ погашения — аннуитетный. Это когда 8 лет ты погашаешь только банковские проценты, а уже потом основной долг. Существует еще два метода погашения: дифференцированный и по соглашению. Эти два метода банками и судами отметаются, — объяснила суть активистка Лариса Бойер. — Мы хотим, чтобы нам пересмотрели договоры по методу соглашения. Также мы требуем, чтобы все кредиты выдавались только в тенге.
Также, по словам собравшихся, после дефолта тенге в 2009 году банки подняли суммы ежемесячных погашений в среднем на 200 долларов в тенговом эквиваленте. Второй целью обращения в Генеральную прокуратуру, как пояснила Бойер, стал пересмотр судебных решений по банковским займам.
- Идут массовые выселения. Накануне мы встречались с председателем «БТА Ипотеки» г‑ном Кусаиновым, который заявил, что выселения будут продолжаться. Нас обвиняют в том, что мы не идем на конструктивный диалог, но ведь на самом деле все наши переговоры ничем не заканчиваются. Если г‑н Кусаинов считает, что его действия и выброс семей просто пачками на улицы (норма — авт.), то пусть будет на его совести гибель человека в Павлодаре, — возмутилась Бойер.
В доказательство того, что ОНЖшники — не обманщики, свою историю рассказала одна из участниц собрания. Галина Алексеева рассказала, что они с мужем в 2005 году брали кредит в «Каспийском банке», погашали его без просрочек. Но в 2009 году муж был вынужден лечь на серьезную операцию, связанную с онкологическим заболеванием, а бизнес семьи был уничтожен. Тогда-то и начались проблемы:
- В январе нам сожгли бизнес, благодаря которому мы платили кредит банку. В марте я написала заявление с просьбой об отсрочке. Они, нарушая закон, отдают нас на второй месяц в проблемный отдел, проигнорировав заявление об отсрочке. Эти два месяца в итоге переросли в 678 тысяч тенге. При этом мы продолжали исправно платить кредит, не признавая законным этот долг, и в прошлом году мы все выплатили. Но до сих пор не можем получить документы на квартиру и воюем с банком.
Через некоторое время к участникам собрания вышел прокурор Бостандыкского района Гани Сейсенбиев. Он обещал, что прокуратура примет заявления, которые люди, кстати, подписывали тут же.
При этом г‑н Сейсенбиев пояснил, что всех активистов в здание не пустят — необходимо делегировать несколько человек.
- Каждое заявление будет принято, просто у нас сейчас идет совещание, но эти заявления мы обязаны рассмотреть. Пусть от вас двое-трое пройдут в прокуратуру. Мы их будет рассматривать месяц, может, и раньше, может, и позже дадим ответы, — заявил Сейсенбиев.
Лидер активистов Лариса Бойер приняла предложение прокурора, но перед тем, как проследовать в здание прокуратуры под чутким присмотром людей в форме, зачитала обращение к СМИ и к генеральному прокурору:
- Мы ставим под сомнение решения всех судебных инстанций по данным категориям дел. Необходимо провести общественные слушания с привлечением первых руководителей Администрации президента, Конституционного Совета, Верховного суда, Национального банка, Министерства труда и социальной защиты населения РК, депутатов Мажилиса и Сената, независимых экспертов в области финансов и НПО, общественных объединений. Инициатором слушаний должна быть Генеральная прокуратура. По их результатам должны быть приняты рекомендации.
Когда собравшиеся растянули свой плакат, полицейские в оцеплении заметно занервничали, но все обошлось без задержаний и разгона. Позже Бойер в сопровождении еще двух женщин и журналистов направилась с заявлениями в сторону здания прокуратуры.
По непонятным причинам сотрудники полиции и прокуратуры сначала отказались подпускать прессу к зданию ближе чем на 10 метров, чем вызвали немалое возмущение у журналистов. Одного фотографа даже попытались скрутить и отвести в сторону.
После этой короткой стычки представителей СМИ все же впустили во двор прокуратуры, где дежурили несколько сотрудников СОБР, а вход в здание был оцеплен полицией.
View the original here:
ОНЖ – прокурорам: «Пора действовать!»