Считалось, что обширной собственностью Булат Утемуратов только управляет по доверенности своего босса.
О важнейших политических событиях в Казахстане мы, как правило, узнаем из зарубежной прессы. На этот раз сенсационную новость сообщило американское деловое издание The Wall Street Journal: Британский суд заморозил активы миллиардера Булата Утемуратова на сумму около 5 миллиардов долларов.
По данным WSJ, решение было вынесено по запросу БТА Банка, адвокаты которого сообщили, что Булат Утемуратов «сотрудничал с 11 другими физическими лицами и компаниями, помогая скрыть деньги, украденные из банка».
Все последние годы деятельность БТА сводится к преследованию в иностранных юрисдикциях своего бывшего руководства во главе с Мухтаром Аблязовым. Формулировка предъявленного Утемуратову обвинения подразумевает, что он, как минимум, содействовал компаниям Аблязова сокрыть краденное. В глазах действующей власти это самое страшное преступление, не имеющее срока давности.
В недавней публикации Радио Азаттык
рассматривается версия внутриэлитного конфликта и обращается внимание на то, что «после ухода в отставку Назарбаева … Утемуратов не раз появлялся вместе со ставленником бывшего шефа, вторым президентом Касым-Жомартом Токаевым».
Ресурс для профессионалов Exclusive.kz высказывает предположение, http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/122153/
что дело Утемуратова имеет отношение к предстоящим выборам в Мажилис: «многие связывают Утемуратова с ПП«Ауыл», и кто-то мог посчитать его за конкурента».
Любой из перечисленных «смертных грехов», действительно, может вызвать неудовольствие Библиотеки. Возможно даже ярость. Но обращение в английский экономический суд с требованием арестовать имущество на пять миллиардов представляется мерой неадекватной, избыточной и рискованной для столь рутинной процедуры как опускание олигарха на грешную землю. Если ставилась задача дистанцироваться от нежелательных лиц и организаций, или даже, принудить «поделиться» плодами праведных и неправедных трудов, то достаточно было послать соответствующий сигнал. Но судя по попавшему в социальные сети обращению Утемуратова к своим сотрудникам, происходящее стало для него полной неожиданностью.
Тут важно обратить внимание вот на какое обстоятельство. Нас не должно вводить в заблуждение, что собственность Утемуратова заморожена по требованию юридического лица, и на этом основании считать судебный процесс обычной коммерческой тяжбой. Это не так. Судебное преследование в Британии осуществляется в интересах Республики Казахстан, которая и есть главный пострадавший в этом деле. Неслучайно в статье The Wall Street Journal истец упоминается как государственный (state-owned BTA bank). Далее. Обеспечение защиты интересов государства в иностранных судебных органах, согласно законодательству, входит в компетенцию министерства юстиции. Все поручения адвокатам истца идут за подписью министра. Полагаю, что в столь щепетильном деле Марат Бекетаев согласовал свои шаги в высшей инстанции.
Другой интересный вопрос. Какую именно инстанцию, Акорду или Библиотеку Бекетаев считает для себя высшей? Иными словами, кто из наших дуумвиров принимал решение «взыскать» с Утемуратова пять миллиардов? Биография Бекетаева и его публичные высказывания последнего времени не оставляют сомнений в его почтительном отношении именно к Назарбаеву. Было бы странно, если бы санкции в отношении столь близкого к елбасы человека принимались бы без его ведома.
Стоит заметить, что «точечную зачистку» разбогатевшего, а потому и опасного для него окружения, Назарбаев начал проводить еще до трансферта власти. Четыре года назад Имангали Тасмагамбетов, занимавший должность заместителя премьер-министра, был отослан с посольством в Москву, что для человека его ранга иначе, чем почетной ссылкой не назовешь. В отсутствие покровителя, в июне того же года, началась филигранная операция по «обезжириванию» зятя Имангали – миллиардера из списка Forbs Кенеса Ракишева. Владелец двух топовых финансовых институтов продал акции банка Qazkom за 1 тенге, а затем «добровольно» отказался от банковской лицензии БТА.
В сентябре 2018 года наступил черед Адильбека Джаксыбекова. Он неожиданно был отправлен на пенсию с должности главы администрации президента, а четыре месяца спустя лишился контроля над Цесна-банком и значительной части других имевшихся у него активов. Обе эти акции прошли без каких-либо эксцессов. Выхолощенные олигархи не подавали никаких признаков недовольства.
Происходящие на властном Олимпе движение напомнили многим, что примерно четыре года назад ныне покойный внук Нурсултана Назарбаева Айсултан опубликовал в Facebook дерзкий пост с резкой критикой весьма влиятельных в казахстанской политике персон. https://regnum.ru/news/2227712.html
Состоял он из этих трех фамилий: Джаксыбеков, Тасмагамбетов, Утемуратов. Они были названы врагами народа и это не моя метафора, а прямая цитата из текста.
Сложно сказать, что подвигло внука елбасы на такой поступок. Быть может, у него были личные претензии к каждому из них. Возможно, он просто озвучил то, что доверительно обсуждалось в семейном кругу. Так или иначе, очередь дошла и до третьей персоны в айсултановых проскрипциях.
Надо сказать, Утемуратов имеет несколько существенных отличий от других людей из окружения Назарбаева. Он не просто олигарх, а олигарх с преференциями. Считалось, что и обширной собственностью он только управляет по доверенности своего босса. В середине нулевых годов, в эпоху политической турбулентности, именно ему было поручено вести диалог с оппозицией. В ноябре 2004 года, занимая должность секретаря Совета Безопасности, Утемуратов возглавил и организовал Национальную комиссию по вопросам демократизации и развития гражданского общества при президенте РК, (НКВД). Только ему не возбранялись личные контакты с отдельными представителями внесистемной оппозиции. Только ему, несмотря на то, что он не является близким родственником елбасы, было разрешено иметь обширную медиаимперию, включающую в себя телеканалы, радиостанции, информационные агентства, газеты и журналы. Одним словом, это человек очень близкий, пользовавшийся в течение долгих лет абсолютным доверием, а вследствие того и конфликт с ним несет большие, и не только экономические, риски.
Но интуиция елбасы не подвела и в этот раз. Развязка наступила относительно быстро. Имущество олигарха было арестовано 13 ноября, статья в WSJ появилась 1 декабря, а 9 декабря головной офис компаний Утемуратова группа «Верный капитал» сообщил о снятии ограничений с имущества в обмен на некое «конфиденциальное соглашение». Что примечательно, в этом пресс-релизе уже не утверждается, что БТА использовал подложные документы, это было бы уголовно наказуемым деянием перед английской Фемидой. Теперь нам предложена иная версия, якобы «основанием для урегулирования иска БТА Банка против Булата Утемуратова и связанных с ним лиц и компаний стала договоренность о предоставлении документов, подтверждающих непричастность Булата Утемуратова и связанных с ним лиц и компаний к делу об отмывании денежных средств, выведенных Мухтаром Аблязовым, его соучастниками и связанными с ними лицами и компаниями из БТА Банка».
В связи с этим уместно задаться вопросом: если действительно, как утверждает Утемуратов, он к делу не причастен, то зачем нужно заключать тайную сделку? Почему, истец, как утверждают в «Верном капитале» обязался снять ограничения, поверив ответчику на слово? Ответа на эти вопросы от лиц, напрямую имеющих отношение к скандалу, мы вряд ли дождемся. Но если «конфиденциальное соглашение» предусматривает отказ от какой-то части собственности, то вскоре в ряде компаний Утемуратова начнется смена собственников, а сам он потеряет лидирующие позиции в списке Forbs. Индикатором подоплеки сделки может стать и информационная политика в средствах массовой информации, контролируемых Утемуратовым.
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан