Уже четвертый день жители небольшого казахстанского городка Кентау живут на осадном положении. В квартирах столбик термометра не поднимается выше +5. Между тем за окном лютуют небывалые морозы. На минувшие выходные пришелся их пик. По данным синоптиков, по ночам температура опускалась до –30.
Автор: Гани КАРАКОЗОВ
Именно из-за резких заморозков, по утверждению властей, на ТЭЦ‑5, обеспечивающей теплом большую часть жилого фонда и соцобъектов Кентау, произошла авария. В итоге город оказался на стадии вымерзания.
Почему замерз мазут?
По официальной версии в результате понижения температуры воздуха отключился трансформатор, и прекратилась подача электричества на теплоэлектроцентраль. Котлы остановились, и пока подключали трансформатор, мазут в них замерз. Однако у горожан есть собственная версия. Так, житель Кентау, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что авария произошла оттого, что на ТЭЦ завезли некачественный уголь, который практически не дает тепла.
- Кроме того, они закупили самый дешевый мазут, — рассказал наш собеседник. — И с самого начала отопительного сезона не топили котлы, а лишь подтапливали. Труба котельной коптит, а батареи в квартирах «едва живые».
Возможно, при таком режиме жесткой экономии тепловики и дотянули бы до весны, но внезапные заморозки устроили им проверку, которую они с треском провалили.
- Дело в том, что по технологии в котлы закладывается уголь вперемежку с мазутом, — объяснил народный эксперт. — А потому как их уголь совсем не горит, даже стен котла прогреть не может, то мазут замерз, и вся эта масса в котле схватилась комом.
Насколько эта версия правдива, неизвестно, ведь никто из официальных лиц ее не подтверждает. Между тем аким Кентау Нуржигит Калмурзаев сообщил, что уголь с ТЭЦ направлен на экспертизу. Исходя из этого заявления главы города, можно предположить, что рассказ о некачественном угле и дешевом мазуте — отнюдь не выдумка.
Как бы то ни было, сегодня жители 1266 частных домов и 326 многоэтажек Кентау, а это 35 тысяч человек, оказались заложниками ситуации.
- Наша жизнь превратилась в кошмар, — возмущен Александр Семенов. — В квартирах ходим в шубах, спим в них. Все комнаты закрыли, заперлись в одной. Здесь и спим, и едим, и уроки делаем. Обогреватель электрический не спасает. Ладно, мы взрослые, а как те, у кого малыши да старики?!
От того, что из 80 тысяч жителей Кентау почти половина перешла на обогрев жилья электроприборами, в городе начались перебои с подачей электроэнергии. Вот только власти отказываются это признать.
- Если раньше Кентау потреблял в день около 11 мегаватт электроэнергии, — рассказал градоначальник, — то начиная с субботы объем потребления увеличился до 20 мегаватт в сутки. Энергетикам был дан строгий указ, чтобы никаких перебоев в поставках электричества не было.
Вообще, если слушать победные реляции чиновников, можно подумать, что никаких проблем в городе нет. Так, например, г‑н Калмурзаев на голубом глазу заверяет, что в школах Кентау сейчас тепло и уютно, и все благодаря тому, что они переведены на мини-котельные. По словам городского бастыка, занятия в школах не прекращались ни на день. Между тем горожане свидетельствуют об обратном.
- Знакомая учительница начальных классов призналась по секрету, что температура в классе не поднимается выше +5, — рассказал нам Семенов. — И это при том, что с 6 февраля школа была подключена к резервной мини-котельной! Возможно, что школы и открыты, вот только детей там нет. Кто ж отправит своего ребенка в морозильник?
Покажите, где согреться
О том, что ситуация в городе критическая, свидетельствует и тот факт, что по указанию правительства в Кентау 5 февраля прилетела межведомственная комиссия во главе с министром по ЧС Владимиром Божко. Столичные начальники провели экстренное совещание в акимате, а после устроили небольшой вояж по больницам и школам города. Все они, по утверждению властей Кентау, подключены к резервным мини-котельным. Вот только теплые кофты в несколько слоев на пациентах да электрообогреватели в палатах свидетельствуют о том, что никакие мини-котельные не спасают людей от стужи.
Сейчас над ликвидацией аварии на ТЭЦ трудится 8 аварийно-технических команд. 13 сварщиков и 48 специалистов работают практически круглосуточно. Власти с гордостью рапортуют о том, что авария почти устранена. Вот и аким Южно-Казахстанской области Аскар Мырзахметов во вторник в ходе заседания правительства, которое проходило в режиме видеоконференции, заверил, что проблема практически решена. В унисон ему вторил аким Кентау Калмурзаев.
- В настоящее время работают два котла и уже 6‑й котел тоже подключили, — рапортовал на заседании правительства мэр Кентау. — Также завершены ремонтные работы на 7‑м котле. Уже на выходе 20 градусов и с последующим повышением, где-то уже к обеду температура подачи будет около 35.
Судя по словам бастыков, благодать вернулась в квартиры горожан. Однако этот благостный настрой не разделяют жители города.
- О каких 20 градусах тепла они говорят? — негодовал Александр Семенов. — Как была вечная мерзлота в наших квартирах, так она и осталась! Более того, скажу я вам, моя соседка-бабушка, что живет на втором этаже, пожаловалась, что в ее квартире и в квартире этажом ниже в ночь с понедельника на вторник заморозило канализацию, и теперь, чтобы справить нужду, она бегает к сыну за 400 метров от ее дома.
Вот только местным бастыкам до этого нет никакого дела — они сейчас усиленно строят радужные планы.
- Оборудование на ТЭЦ‑5 устарело, — сетовал аким Кентау. — Есть оборудование даже 35 года прошлого века. Аким области Аскар Мырзахметов сегодня дал задание подготовить соответствующие документы, для того чтобы в ближайшее время провести на ТЭЦ полную модернизацию производства. Все-таки 21 век на дворе.
Деньги в котлах сварились
И вот здесь стоит приостановиться, чтобы понять, что же стоит за этими словами. Итак, глава города слезно свидетельствует о том, что котлы и другая аппаратура на ТЭЦ была выпущена при царе Горохе и срочно нужны миллионы на закупку нового оборудования. Тем временем городские власти совместно с тепловиками ежегодно гордо заявляют, что деньги, выделяемые из бюджета на ремонт и реконструкцию ТЭЦ‑5, успешно осваиваются. Для наглядности пара цифр: в 2007 году только на реконструкцию кентауской ТЭЦ‑5 было выделено 800 миллионов тенге, и еще 600 миллионов — на замену тепловых сетей. Спустя пару лет только на восстановление и прокладку новых теплосетей было выделено 246 миллионов тенге. Как мы видим, каждый год госказна худела, и значительно, для того, чтобы кентауская ТЭЦ‑5 наконец-то заработала нормально. Вот только часть народных денежек, как показало время, регулярно вылетала в трубу. Причем миллионы испарялись не в воздухе, а в карманах вполне реальных людей.
Среди тех, кто в свое время был в центре финансовых скандалов, то и дело возникавших вокруг ТЭЦ‑5, был и вчерашний аким Усть-Каменогорска, а ныне глава комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства Ислам Абишев. Это он в бытность первым заместителем акима Южно-Казахстанской области возглавлял работу по реконструкции кентауской ТЭЦ‑5. Дело в том, что с развалом Союза единственная ТЭЦ‑5, обеспечивающая город шахтеров теплом, пришла в полное запустение. За ее реконструкцию власти взялись только в 2007 году. Рулить процессом было поручено замакима области Абишеву. Надо отдать должное этому человеку, он всегда мыслил масштабно и креативно. Исходя из этих качеств своего беспокойного характера именно Ислам Альмаханович и стал автором, а впоследствии локомотивом идеи о том, чтобы обновленная ТЭЦ не только давала тепло, но и обеспечивала Кентау электроэнергией.
В итоге было принято решение закупить для ТЭЦ‑5 новое оборудование, причем не где-нибудь, а в Поднебесной. Ислам Альмаханович отправился вместе с единомышленниками в Китай, где был подписан договор с китайской акционерно-инвестиционной корпорацией «Пу Эн» о поставках в Шымкент суперсовременного оборудования для ТЭЦ‑5. Общая сумма договора составляла без малого полтора миллиарда тенге. Согласно предварительным договоренностям, полный расчет с китайцами был предусмотрен после того, как иностранцы выполнят все пункты договора, а это доставка, монтаж турбины и другого оборудования для ТЭЦ. Однако в этом документе была любопытная оговорка, согласно которой казахстанская сторона для начала в качестве аккредитива должна была выставить в банке 400 миллионов.
Заметим, что этот договор изначально был нелегитимным, так как китайская компания «Пу Эн» не прошла процедуру легализации в Казахстане. Однако это нисколько не охладило пыл чиновников. Более того, тогдашний генеральный директор ТОО «Кентауэнерго» Калдырбек Жалимбетов, в чьем ведении была ТЭЦ‑5, подписал еще один договор с китайцами. Согласно ему, прежде чем стороны приступят к реализации договоренностей, казахстанская сторона не просто должна выставить аккредитив, а уже внести китайской фирме многомиллионную предоплату. Итогом хитросплетений стало то, что под этот шумок сотни миллионов государственных денег уплыли в неизвестном направлении, а обещанного китайского оборудования как не было, так и нет.
Однако власти, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре, исправно докладывали наверх о полной готовности ТЭЦ‑5 к запуску. Когда же настали холода и среди кентаусцев стал назревать снежный бунт, в дело вмешалась прокуратура. Это она выявила вопиющие нарушения и факты казнокрадства. Так, в ходе проверки всплыло, что 300 миллионов тенге, выделенных из бюджета на восстановление ТЭЦ, ушли на оплату услуг охранного агентства, услуг связи и даже спонсорскую помощь. Еще 400 миллионов тенге трансферта, выделенного на те же цели, были положены на депозит в БТА. К началу прокурорской проверки там накапало только с процентных ставок 4 миллиона тенге! Прокуроры пришли к выводу, что в ходе реконструкции ТЭЦ воровство носило тотальный характер. Так, восемь электродвигателей, установленных в одном из цехов, которые, если судить по документам, были еще в масле, по факту оказались изрядно изношенными. Прибыль дельцов с этой аферы составила 2,5 миллиона тенге.
…Примеров «рачительного» расходования государственных миллиардов в ходе восстановительных работ на кентауской ТЭЦ можно привести еще много. Примечательно, что никто из наиболее отличившихся героев «стройки века» серьезной ответственности за подвиги свои не понес. Что же касается г‑на Абишева, так он вскоре после кентауской истории перебрался из Шымкента в Усть-Каменогорск и пару лет славно потрудился там в качестве градоначальника. Затем заслуги деятельного чиновника не остались незамеченными. На днях глава Минсельхоза Асылжан Мамытбеков призвал Ислама Абишева к себе на службу. Еще бы, ведь они долгое время были в одной упряжке — к примеру, когда «вытягивали» Южно-Казахстанскую область из очередного кризиса (Умирзак Шукеев в роли акима области, Абишев и Мамытбеков у него замами).
И если у этих столичных чиновников впереди лишь светлые времена и большие начинания, впрочем, как и у их последователей, нынешнего акима области Аскара Мырзахметова и Кентау Нуржигита Калмурзаева, то жители небольшого шахтерского городка особых надежд на будущее не питают. Отчетливо понимая, что лучшие времена наступают обычно для лучших людей нашей страны, бедолаги из Кентау вытаскивают из своих сараев и чуланов буржуйки да электрообогреватели и копят деньги, чтобы на будущую зиму запастись углем. Надежды на то, что очередные государственные миллиарды под предлогом очередного ремонта теплоцентрали не будут разворованы, у людей нет.
View original post here:
Одни зарабатывают, а другие вымерзают