Кабмин из кожи вон лезет, чтобы не сорвать ни единого инвестиционного проекта, которые велел реализовать елбасы в своем послании народу. Премьер-министр Карим Масимов теперь требует ежедневных отчетов о том, как продвигается строительство.
Автор: Александр УСТИНОВ
Очередное совещание кабинета министров и акимов в формате селекторной связи вновь посвятили не обсуждению социальных программ, вопросам повышения пенсий и пособий или снижению пенсионного возраста казахстанцев, а инвестиционным проектам. Не тем, что с переменным успехом пытаются запустить в рамках программы ПФИИР, а тех, реализации которых требовал меньше месяца назад президент Назарбаев. При этом премьер-министр явно боится провала и, говоря об инвестпроектах, заметно нервничал.
Оно и понятно, ведь к сотням уже имеющихся, полностью не доведенных до ума и вообще неизвестно как запущенных в эксплуатацию инвестиционных проектов программы форсированного индустриально-инновационного развития с легкой руки лидера нации добавилось еще 11. Причем все — не просто из разряда макаронно-прачечного или теплично-садоводческого характера, которые вполне себе могут существовать лишь на бумаге, а очень даже крупные и серьезные предприятия, отсутствие которых не заметить будет просто невозможно.
СПА и лыжи — наш конек!
О том, что, где и когда будет построено в рамках исполнения поручений из послания, коллегам объяснял министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев. Начал господин Исекешев почему-то с туризма, который планируется развивать не где-нибудь в экологически чистой глубинке, где народу нечем зарабатывать себе на жизнь, а близ мест массового скопления высокопоставленных чиновников — в курортной зоне Бурабай и в алматинских горах. Рассказывая об этих двух проектах, министр индустрии зачем-то сравнил туризм с сельским хозяйством.
- Туризм — как агропромышленный комплекс, — заявил Асет Исекешев, — это отрасль, которая дает большой импульс для развития регионов, создание продуктивной занятости и создание большого количества малого и среднего бизнеса.
Итак, на Бурабае, в этом крохотном, хрупком природно-климатическом оазисе, построят огромный туристический центр, возводить который планируют в 7 этапов на протяжении 12 лет. Только в его эксплуатации, по словам министра индустрии, будет задействовано порядка 10 тысяч человек. При этом господин Исекешев обещал в первую очередь уделять внимание сохранению экологического баланса Бурабая. Интересно, о какой экологии можно говорить, если на протяжении 12 лет в этом уникальном уголке, который, по сути, пешком за день обойти можно, будут строить, копать, сливать нечистоты и топтать строительными сапогами почву тысячи строителей, которым плевать на экологию? От известного на весь мир Борового просто-напросто ничего не останется, кроме современного СПА-центра, который вполне можно построить и где-нибудь в другом месте. Но деньги на возведение элитного дома отдыха уже выделены, строительство, по словам министра индустрии, началось.
Еще один туристический центр обещают построить в горах Заилийского Алатау — современная горнолыжная база с отелями, домами отдыха и развлекательными центрами расположится в 40 минутах езды от Алматы и в идеале должна быть не хуже ведущих европейских горных курортов.
На оба эти проекта уйдет порядка двух десятков миллиардов тенге, и, по словам министра индустрии, благодаря им появятся десятки тысяч рабочих мест. К примеру, только на горнолыжном курорте в Алматинской области появится порядка 100 тысяч вакансий в сфере обслуживания туристов.
Впрочем, Алматы и Бурабаем, где с рабочими местами у людей особых проблем нет, глобальные туристические проекты ограничиваются. Этому искренне удивился аким Восточного Казахстана Бердибек Сапарбаев, которому тоже есть где строить горнолыжные базы, отели и СПА-центры и есть для кого создавать рабочие места.
- Ничего не сказали в отношении туризма в ВКО, — пожаловался аким ВКО по селекторной связи. — На последнем совещании, Карим Кажимканович, я просил из республиканского бюджета выделить 238 млн тенге на разработку мастер-плана. Софинансирование с нашей стороны обеспечим.
Однако акиму ВКО все быстро объяснили и попросили не торопить события:
- По развитию туризма будет специальное заседание правительства, — ответил Асет Исекешев, — Карим Кажимканович поручил, мы сейчас готовим. Там будут освещаться все проекты. Сегодня освещается только 11 проектов, которые указал глава государства в послании. Поэтому я не сказал об этом. Но по ВКО все необходимые материалы мы подали.
Больше местечковых вопросов никто из региональных акимов не задавал. Да и вообще голоса региональные руководители уже не подавали.
На проекты нужны еще и деньги
Исекешев тем временем продолжал рассказывать про проекты, которых ждет лидер нации. Вот, к примеру, в Жамбылской области построят завод минеральных удобрений: уже и документы все готовы, и инвестор российский нашелся, и место вроде как подыскали — предприятие разместят на территории заброшенного 15 лет назад фосфорного завода.
- Завод будет перепрофилирован по производству минеральных удобрений, — сообщил министр индустрии Исекешев. — Будет построено производство обогащения фосфоритов месторождения Каратауского бассейна и налажен выпуск фосфорных сложных азотных минеральных удобрений общей мощностью более 1,4 млн тонн в год для обеспечения наших сельхозтоваропроизводителей, а также поставок на экспорт. Предварительная стоимость инвестпроекта составляет порядка 2 млрд долларов за счет собственных средств инвесторов.
Наконец-то начнут возведение Балхашской ТЭЦ, которую нашим специалистам помогут строить два крупных южнокорейских концерна. В идеале этот проект должен дать стране порядка 9 млрд кВт/часов электроэнергии и практически полностью решить проблему катастрофического энергодефицита южных областей страны. Но и на это нужны большие деньги и серьезные согласования.
- По данному проекту, — продолжил Исекешев, — из бюджета выделено 17,8 млрд тенге, в том числе 16 млрд из республиканского бюджета, 1,7 млрд из «Самрук-Казыны». Сейчас по линии партнерства подготовлены, согласованы проектно-рамочные соглашения акционеров.
А вот что касается газохимического комплекса в Атырау, то здесь явные проблемы: на его строительство уже не хватает денег.
- Карим Кажимканович, — продолжал министр индустрии, — как мы докладывали, требуются специальные меры господдержки. Мы планируем вынести этот вопрос на совет по экономической политике, поскольку такой проект, свыше 6 млрд долларов, требует капитальных изменений, может, даже в законодательстве.
А еще после президентского послания необходимо начать строить две железные дороги: Аркалык — Шубаркуль и Жезказган — Бейнеу, протяженностью по нескольку сотен километров каждая. И если верить главе «Казахстан темiр Жолы» Аскару Мамину, особых проблем с этим нет. Впрочем, обычно именно такие изначально беспроблемные проекты обычно и оказываются проваленными. А если эти железнодорожные линии не будут построены, будет очень обидно, так как для значительной части казахстанцев это поистине проект века, ведь долгожданные железнодорожные ветки значительно облегчат передвижение по стране не только грузов, но пассажиров.
Вместе с железными дорогами продолжается строительство автокоридора Западная Европа — Западный Китай.
- Согласно плану мероприятий, который согласован и буквально сегодня внесен в правительство, — заявил уже министр транспорта Аскар Жумагалиев, — мы соответствующие средства для этого проекта изыщем, и реализация этого проекта предполагается к завершению в 14 и 15 годах.
…После того как выступили все ответственные за реализацию инвестпроектов министры или их заместители, слово взял Карим Масимов. Впрочем, ничего внятного выдавить из себя премьер так и не смог, ограничившись лишь поручениями держать все связанное с посланием и проектами, о которых в нем говорилось, на особом — ежедневном — контроле.
- Серик Нигметович, вам, — обратился Масимов к своему заму Серику Ахметову. — Как поручено президентом, вы курируете все эти проекты, поэтому, пожалуйста, ежедневно, еженедельно следите. Если где будут возникать какие вопросы, их надо сразу решать, и если какие-то вы не можете, их надо на более широком, то выносите на меня — но они все должны быть решены. Я причин для того, чтобы были задержки, что-то не вижу, они все должны быть решены. Нужно по каждому проекту. Еженедельно, наверное, вы заслушивайте в каком-то рабочем порядке, потому что технические моменты все всегда возникают.
Впрочем, говоря об этом, премьер пребывал в явно подавленном настроении. С чем это связано, так и осталось загадкой, но не исключено, что глава кабмина после докладов о том, чего еще нет, но непременно должно появиться, просто впал в депрессию.
Read this article:
Одиннадцать проблем правительства