Пока в Актау не начался судебный процесс о возбуждении социальной вражды над Владимиром Козловым, Сериком Сапарагали, Айжангуль Амировой и другими активистами, поддерживавшими нефтяников во время забастовки словом и делом, я задался банальным вопросом: а кто, если разобраться, сеет эту самую рознь в Казахстане?
Автор: Вадим БОРЕЙКО
Обвиняемым, как известно, инкриминируют ст. 164 УК РК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды». Вот что сказано в первом пункте этой статьи:
1. Умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, религиозной вражды или розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности (выделено мной. — В.Б.), если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, а равно путем распространения литературы и иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, расовую, религиозную вражду или рознь — наказываются штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
На днях сотрудникам Казахстанского Международного бюро по правам человека удалось побеседовать в актауском СИЗО с лидером «Алги» Владимиром Козловым. Вот что он, в частности, сказал:
- Нигде юридически не прописано, что такое вообще социальная рознь и как ее можно разжигать. Также посмотрел комментарии к Уголовному кодексу — в них сказано, что ст. 164 реализует запрет ст. 20 Конституции.
В пункте 3 помянутой статьи Основного Закона читаем:
Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства (выделено мной. — В.Б.), а также культа жестокости и насилия.
Ни в этом, ни в каком другом пункте или статье Конституции о «социальной вражде или розни» речи не идет — только о запрете на пропаганду социального превосходства.
Если допустить, что мы живем по Конституции, а не по понятиям, то эта самая рознь — плод неадекватного воображения екклесиастов-сочинителей Уголовного Кодекса, истолковавших Основной Закон не просто слишком вольно, а как Бог на душу положит. Точнее, не Бог, а Акорда. Однако, будь наша Конституция законом прямого действия, без интерпретаций «не в пользу бедных», демонстрация социального превосходства икнулась бы очень многим.
Приведу только два примера. 4 июня светский обозреватель сайта Газета.ру Божена Рынска опубликовала отчет о благотворительной вечеринке AmFar, прошедшей в рамках Каннского кинофестиваля. Цитирую:
«С точки зрения иностранцев, наши капиталисты вели себя не совсем этично: не купили ни одного лота. Мировая элита воспринимает «Амфар» не как светское общение, а как трату денег на благие цели. Туда идут с определенной задачей — помочь сирым. Но в этот раз наши соотечественники откосили (…).
Один из ведущих вечера выбрал в жертву миллиардера Александра Машкевича: «Мой друг Машкевич должен что-то купить», — но друг-миллиардер решил пропустить этот призыв.
В итоге с приобретением с «Амфара» ушла только одна русскоязычная гостья — Гога Ашкенази, чье имя пресса плотно связывает с зятем Назарбаева. Госпожа Ашкенази пришла на вечер с владельцами бренда Vionnet (красивые дорогие платья). Говорят, что она недавно стала его совладелицей. На «Амфаре» госпожа Ашкенази приобрела литографию Энди Уорхола — изображение Мэрилин Монро — с его автографом. Лот стоил 650 000 евро (выделено мной. — В.Б.). Это удачное приобретение, цена адекватная и даже низкая: госпоже Ашкенази определенно повезло, полагаем, что так считает и проводивший аукцион знаменитый аукционист Симон де Пюри».
Откуда такие карманные деньги у мадам Ашкенази — ни для кого не секрет. «Примером современных трейдеров может служить Гога Ашкенази, которой уже, видимо, не хватает тех денег, которые ей отправляют Диас с Данияром (Д. Сулейменов и Д. Абулгазин, члены команды Тимура Кулибаева. — В.Б.). Мои бывшие коллеги, иностранные нефтяники, рассказывали мне, как она собирала бизнесменов и предлагала им решать любые вопросы, связанные с нефтегазовым бизнесом, включая трейдинг, в Казахстане». Это отрывок из полюбившейся мне статьи Серикжана Мамбеталина «Откровения нефтетрейдера» (см. портал «Республика» от 28.3.2012 г.).
Кстати, 650 тысяч евро, уплаченные Гогой за автограф Энди Уорхола, — это примерно недельная зарплата трех тысяч жанаозенских нефтяников, принимавших участие в семимесячной забастовке.
А вот Александр Антонович выглядит на фоне Гоги патологическим жмотом, которого жаба задушила отстегнуть детишкам на молочишко. Впрочем, себя он не обижает. В конце 2010 года знаменитый «еврозаяц» купил одну из самых дорогих квартир Тель-Авива.
«Машкевич приобрел пентхаус, занимающий весь 21‑й этаж в проекте Sea One, расположенном на тель-авивской набережной. Площадь квартиры — одна тысяча квадратных метров, сумма сделки составила 110 миллионов шекелей (30 миллионов долларов)», — сообщил тогда сайт tengrinews.kz со ссылкой на израильский портал Newsru.com.
А за полгода до сделки Машкевич сбрил брендовую растительность под носом — видимо, чтобы никто не опознал в покупателе фешенебельного пентхауса у(с)сатого шмеля. Но не сложилось: хлюзда на правду таки вышла.
Увы, прищучить этих двоих за демонстрацию социального превосходства вряд ли удастся. Казахстанская юрисдикция на них не распространяется. Машкевич предусмотрительно и заблаговременно принял гражданство Земли обетованной. Какой паспорт у Гоги Ашкенази — мне неизвестно. Возможно, она подданная государства Тимурия, да не просто рядовая гражданка, а монаршая в нем особа.
Но мы-то с вами знаем, что бывший декан факультета Киргизского педагогического института Александр Машкевич и младшая дочь инженера из Тараза Гаухар Беркалиева, ныне Ашкенази, — не Билл Гейтс со Стивом Джобсом, сколотившие состояния своим умом и талантом. Наши герои пошли другим, более надежным путем. Один оказался в нужное время в нужном месте и присосался к казахстанским недрам. Вторая достигла просперити, поймав нашего нефтегазового принца за нефритовый стержень.
…У человеческой психики есть странное свойство: люди часто обвиняют других в своих собственных грехах. В вопросах пропаганды сословного превосходства и разжигании социальной же розни наша власть демонстрирует это качество как нельзя лучше. В годы моей юности на сей счет была грубая, но точная поговорка: «Оглянись вокруг себя: не хо-хо ли кто тебя?»
View post:
Оглянись вокруг себя: не хо-хо ли кто тебя?