Судя по тому, как развиваются события после рабочей поездки Аскара Мамина в Объединенные Арабские Эмираты 9–10 октября 2021 года, первый президент РК и «лидер нации» Нурсултан Назарбаев всерьез занялся возвращением на родину своего состояния.
Напомним, что в рамках визита премьер-министра РК было подписано межправительственное соглашение об установлении долгосрочного стратегического партнерства по развитию проектов в приоритетных отраслях экономики, в рамках которого планируется привлечь в Казахстан 6,1 миллиарда долларов иностранных инвестиций.
Мы прокомментировали эту поездку и подписанное соглашение в материале: «Что стоит за визитом Мамина в ОАЭ» и пришли к следующим выводам (цитируем):
«По нашему мнению, подобную скромность Акорды, Библиотеки и правительства РК можно объяснить только одним: они не хотят привлекать внимания прессы и общественности именно к этим вложениям в национальную экономику. Потому что, скорее всего, это будут отнюдь не иностранные инвестиции, а средства клана первого президента РК и его приближенных, которые были ранее выведены из страны в офшорные структуры и до последнего времени хранились в банках и фондах в ОАЭ».
«Очень похоже, что после 2020 года Нурсултан Назарбаев уже сам не всегда может (по состоянию здоровья и иным причинам) посещать ОАЭ и там, на месте, договариваться с теми, кому он доверил свои денежные накопления, об их использовании (перечислении, инвестировании). Теперь этим чувствительным, но важным для елбасы и его окружения делом занимается премьер-министр РК Аскар Мамин».
«Косвенным подтверждением нашего предположения является тот факт, что ровно год назад премьер-министр РК Аскар Мамин также посещал Объединенные Арабские Эмираты. Мы тогда прокомментировали его поездку в публикации: «По поводу визита Токаева в ОАЭ». Напомним, что тогда также речь шла об инвестициях из ОАЭ в 21 проект в Казахстане в размере 6,1 миллиарда долларов США, и шума по этому поводу в прессе также не было.
С высокой степенью вероятности и год назад, и сейчас речь идет об одних и тех же деньгах, но если тогда была достигнута только первая договоренность о том, как и куда они будут вкладываться, то теперь уже были оформлены конкретные соглашения об инвестировании. Настолько качественные с юридической точки зрения, что если вдруг компетентные органы США и Европейского союза введут персональные санкции против Нурсултана Назарбаева и членов его клана, то никто не сможет к ним подкопаться и арестовать счета, ценные бумаги, инвестиции и проекты».
Чуть позже, в конце октября т.г., в информационном пространстве страны появились два документа, прямо связанные с вышеупомянутой рабочей поездкой премьер-министра РК Аскара Мамина в Объединенные Арабские Эмираты и подписанным там межправительственным соглашением.
Первый документ – постановление правительства Казахстана от 8 октября 2021 года № 719: «О подписании Совместной декларации Правительства Республики Казахстан и Правительства Объединенных Арабских Эмиратов о создании долгосрочного стратегического партнерства для развития проектов в приоритетных отраслях».
Второй – проект постановления «О проекте Закона РК «О ратификации Совместной декларации Правительства Республики Казахстан и Правительства Объединенных Арабских Эмиратов о создании долгосрочного стратегического партнерства для развития проектов в приоритетных отраслях».
Судя по датам (постановление правительства РК, одобряющее проект Совместной декларации и дающее полномочия министру национальной экономики РК Асету Иргалиеву его подписать, датировано 8 октября, а проект постановления правительства РК о проекте Закона о ратификации Совместной декларации ‑13 октября), казахстанские власти очень торопятся.
Подобная торопливость в условиях Казахстана может означать только одно – в ней заинтересован человек, который обладает всей полнотой власти в республике, то есть Нурсултан Назарбаев.
Что же касается текста Совместной декларации правительства Казахстана и правительства ОАЭ, то он четко свидетельствует: Акорда вместе Библиотекой собираются наступить на те же самые грабли, на которые уже наступали четверть века назад. То есть они не просто привлекают в страну иностранных инвесторов (в данном конкретном случае — тех, кто маскируется под иностранных инвесторов), но и предоставляют им аномальные привилегии, преимущества и льготы.
Комментировать текст проекта не видим смысла — cделаем это позднее, когда его примут. Но отметим три принципиальных и имеющих политическое значение обстоятельства:
а) Инвестиции придут главным образом в казахстанскую энергетику, то есть отрасль, которая имеет стратегическое значение для страны и других отраслей национальной экономики, инвестиции в другие отрасли минимальные.
б) При этом новые электрические мощности общим объемом 5 Гвт получат эксклюзивное право продавать вырабатываемую ими электроэнергию по ценам, намного выше существующих.
Ведь им будет обеспечена внутренняя норма «доходности (IRR) c учетом заемных средств в размере, как минимум, 13% в долларах США (далее – согласованный IRR), включая корректировку цены электроэнергии на (1) 100% согласно колебанию казахстанского тенге к доллару США и (2) до 30% согласно индексу цен производителей США (в зависимости от вида производства электроэнергии) и иным соответствующим индикаторам, требуемым для достижения согласованного IRR, для реализации таких стратегических инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики».
в) Соинвестором электроэнергетических проектов, перечисленных в Совместной декларации, станет Фонд национального благосостояния РК.
По оценке KZ.expert, привилегий, преимуществ и льгот, предусмотренных в тексте Совместной декларации, за тридцать лет существования Республики Казахстан не получал ни один инвестор, не важно — иностранный или местный. Фактически речь идет о создании оффшорной зоны, но уже не финансовой, а производственной. Казахстанское государство берет на себя обязательства не просто содействовать так называемым иностранным инвесторам, но и оказывать им прямую поддержку, причем как административную, так и производственно-техническую.
Цитируем текст Соглашения:
(i) назначить государственное учреждение, которое будет координировать деятельность вовлеченных государственных органов и других заинтересованных сторон, вовлеченных в реализацию стратегических инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики;
(ii) в соответствии с законодательством Республики Казахстан покрыть затраты на строительство инфраструктуры, которая должна быть построена для выполнения требований по присоединению объектов, расположенных на проектных участках, включая, но не ограничиваясь строительством электрической сети и системы передачи электроэнергии, телекоммуникационной системы, подъездных дорог к электростанциям от существующих дорог, водопроводных сооружений и иных объектов, которые будут согласованы в договорах купли-продажи электроэнергии;
(iii) предоставить земельные участки в соответствии с применимым национальным законодательством;
(iv) что для целей реализации стратегических инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики Правительством Республики Казахстан, как акционером фонда национального благосостояния Республики Казахстан (далее – Самрук-Казына), разрешается Самрук-Казыне отчуждать до 39% акций АО “Казахстанская компания по управлению электрическими сетями” (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company) “KEGOC” и до 49% акций АО “Самрук-Энерго” и (или) активов группы компаний АО “Самрук-Энерго”;
(v) вносить изменения и дополнения в свои правила и процедуры, которые применяются к отчуждениям, указанным в пункте (iv) выше, и обеспечить осуществление указанных отчуждений;
(vi) что в отношении стратегических инвестиционных проектов в сфере производства электроэнергии договоры купли-продажи электроэнергии могут быть заключены: на срок до 25 лет на основании прямых переговоров с уполномоченным органом Республики Казахстан, в том числе с должным и полным учетом соответствующих положений настоящей Декларации, и, если потребуется для финансирования таких стратегических инвестиционных проектов в сфере производства электроэнергии, создающих новые электрические мощности на основе возобновляемых источников энергии и газа, чтобы обеспечить, что уполномоченная организация, действующая от имени Правительства Республики Казахстан, сможет заключить прямое соглашение с проектной компанией для предоставления кредитной поддержки, достаточной для того, чтобы стратегический инвестиционный проект был финансирован и реализован на основе ограниченного права регресса в соответствии с обычными принципами международного проектного финансирования и условиями, согласованными в соответствующем договоре купли-продажи электроэнергии.
Из вышеизложенного можно сделать только один вывод: первый президент РК и «лидер нации», будучи вынужденным по каким-то серьезным причинам озаботиться сохранением своего состояния, решил вывести деньги из банков и фондов, дислоцирующих в Объединенных Арабских Эмиратов, а также в других офшорных зонах, и вернуть их в Казахстан. Но не на банковские счета, которые могут быть легко арестованы в случае политического решения со стороны руководств США и ЕС, а инвестировать их в экономику.
Правда при этом Нурсултан Назарбаев столкнулся с тем, что в Казахстане сегодня просто нет иных инвестиционно емких проектов, кроме как в энергетике. Рисковать же вкладывать свои миллиарды в перерабатывающие отрасли экономики и сельское хозяйство он и его советники не рискнули, поскольку тогда число проектов резко увеличится и проконтролировать правильность использования средств и доходность бизнеса станет невозможно в принципе.
Если закрыть глаза на то, откуда у «лидера нации» взялись эти миллиарды, то он поступает вполне разумно – прячет их туда, где они наименее доступны для внешних санкций. Другое дело, что, если вдруг в Казахстане случится революция, они будут немедленно и без проблем конфискованы. Впрочем, похоже, именно такого варианта развития событий Назарбаев опасается меньше всего.
Источник: https://kz.expert/