В Актобе может стать на трех молодых террористов больше, причем один из них – несовершеннолетний. Это произойдет, если Специализированный межрайонный суд по уголовным делам признает виновными в пропаганде терроризма Саламата Ахетова, Аслана Жакаева и Нурсултана Тенизбаева.
Автор: Бахыт ИЛЬЯСОВА
По версии следователей, троица объявила джихад водочному заводу, который в прошлом году выпустили водку с именем Аллаха на крышке. Родственники и адвокаты подсудимых считают, что ребят подставили ради показателей.
Напомним, религиозный скандал разразился в Казахстане весной прошлого года, когда актюбинский водочный завод ТОО “Геом” выпустил водку, на крышке которой оказалась фраза из Корана. На горлышке со спиртным арабской вязью было написано “Силы Аллаха хватит на всех”. Тогда несколько десятков верующих вышли на митинг с требованием немедленно закрыть ТОО “Геом”, которое оскорбило их религию.
Производитель оскандалившуюся продукцию изъял из продажи и объяснил: конфуз случился из-за ошибок дизайнеров, которые спутали фразу из священной книги с казахским орнаментом. В ТОО “Геом” принесли извинения верховному муфтию Казахстана.
Казалось, инцидент был исчерпан, но теперь пресса узнала о продолжении скандала. На скамье подсудимых оказались трое молодых людей, которые, по версии следствия, планировали взорвать завод в отместку за выпуск алкоголя с именем Аллаха. Процесс начался на прошлой неделе. Дело рассматривается за закрытыми дверями. На процессы пускают только родных подсудимых. Журналистов обещали пригласить лишь на оглашение приговора, в деле якобы содержатся секретные материалы.
Саламата Ахетова, Аслана Жакаева и Нурсултана Тенизбаева судят по статье “Пропаганда терроризма”, им грозит до пятнадцати лет лишения свободы. Все ребята — верующие, они читали намаз и ходили в мечеть. Следствие считает, что они решили объявить заводу джихад и взорвать его.
Родственники уверены, что 17-летний Саламат Ахметов и 18-летние Нурсултан Тенизбаев и Аслан Жакаев стали жертвой подстрекателя — некоего Асхата Сакенова. Сакенов, по их мнению, провоцировал молодых людей на разговоры о джихаде, при этом снимая все на скрытую камеру. С ним ребята познакомились в мечети, и именно Сакенову принадлежала идея взорвать ликероводочный завод. Родные подсудимых говорят, что Асхат Сакенов был основным свидетелем в других делах по терроризму, то есть работал агентом и выступал в роли “дежурного провокатора”.
- Мой братишка сказал, что ему этот джихад не нужен. Они все от этого отказались, даже сменили номера телефонов и избегали этого Асхата. Их все равно задержали через полтора месяца. За что? — вопрошает сестра подозреваемого Нурсултана Тенизбаева Батима.
Во время следствия подозреваемые писали жалобы в Генеральную прокуратуру, президенту, но все их перепроверял следователь, на действия которого жаловались. Почему так происходило, объясняют адвокаты.
- Силовикам нужны были показатели, чтобы показать, что они ведут борьбу с терроризмом. Оперативно-разыскные мероприятия в отношении моего несовершеннолетнего подзащитного проводились незаконно, были провокации, его использовали, — считает защитник одного из подсудимых Толеген Болек.
Защита надеется на справедливое решение Фемиды. Кстати, скандальный завод не так давно приостановил свою работу. Правда, в ТОО “Геом” опровергают связь происходящего с религиозным скандалом.
К слову, это уже второй случай, когда в Актобе перед судом предстают “террористы”, которые едва достигли совершеннолетия. В октябре 2012 года к двенадцати годам лишения свободы суд приговорил восемнадцатилетнего Габита Курманкула, которого признали виновным по семи статьям Уголовного кодекса, среди которых участие в деятельности террористической группы, пропаганда терроризма, хищение оружия в группе лиц, незаконное хранение оружия, терроризм, разбой и убийство.