Не такой яркой, не такой фееричной, но такой же радостной, как у Болата Атабаева и Ермека Турсунова, была пресс-конференция освободившегося Жанболата Мамая и его «освободителя» Толегена Жукеева. Молодой политик, обвинявшийся в тяжких преступлениях – разжигании соцрозни и призывах к свержению конституционного строя, был переведен в свидетели по 65 статье УК РК (в связи деятельным раскаяние).
Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА, КазТАГ
Вчера поздно вечером Жанболата Мамая выпустили из СИЗО Актау. Сегодня в Алматы в Национальном пресс-клубе он уже давал пресс-конференцию.
Жанболат Мамай никого не «слил»
Руководитель молодежного клуба «Рух пен тiл» Жанболат Мамай утверждает, что не давал показаний против других обвиняемых.
- На основании ходатайства КНБ решением суда вчера я был освобожден из СИЗО Актау. Меня освободили по 65‑й статье, части 2, по той же статье, по которой был освобожден Болат Атабаев (режиссер, активист «Халык Майданы» — авт.). Главной нашей позицией подписания 65‑й статьи было — мы ни за что никого не оговорили бы. Мы не давали показаний против кого-либо. Я признал в части того, что я ездил в Жанаозен и выступал перед нефтяниками, и я раскаиваюсь, что были человеческие жертвы, — сказал Мамай.
При этом он отметил, что, выступая перед нефтяниками, ни он, ни Болат Атабаев не призывали к свержению действующей власти.
- Мы выступали не для того, чтобы свергнуть действующую власть и разжигать социальную рознь, а чтобы актуализировать эту тему, узнать, какие проблемы были у нефтяников, — пояснил он.
По словам Мамая, никаких пыток и оскорблений со стороны сотрудников СИЗО по отношению к нему не было.
В свою очередь общественный деятель Толеген Жукеев сообщил, что ходатайствовал об освобождении Жанболата Мамая.
- Я выехал в Астану, встречался с довольно влиятельными людьми и старался их убедить, что серьезных оснований, чтобы держать в застенках и судить Болата Атабаева, Жанболата Мамая, нет. Ни общество, ни государство не выиграет от того, что талантливые люди будут там сидеть. Я уверен, что это был мой человеческий долг, сделать все, чтобы Жанболат и Болат Атабаев были освобождены, — пояснил он.
«Козлов не говорил, что надо свергать конституционный строй»
По предположению Жанболата Мамая, судебный процесс в отношении других обвиняемых может начаться в августе.
- В конце июля, наверное, не успеют (начать судебный процесс — авт.). Я думаю, он начнется в начале августа, — сказал он.
Уже после пресс-конференции мы спросили у Жанболата, готов ли он вслед за Болатом Атабаевым ехать на процесс по так называемому делу о социальной розни.
- Сейчас я точно не знаю, поеду, не поеду, — признался молодой политик. — Они (судебные органы) могут вызвать, попросить, чтобы я выступил в суде. По доброй воле я готов поехать, готов сказать то же самое, что я написал (на следствии): я никаких показаний против кого-либо не давал. Я готов сказать, что никакой организованной преступной группировки не было, никаких экстремистских целей, экстремистский взглядов ни у Козлова, ни у Сапаргали, ни у кого-то еще не было, что никогда Козлов не говорил, что надо вооружаться, захватывать (власть), свергать конституционный строй. Более того, я сам был очевидцем: когда такие разговоры начинались, он сам прерывал нефтяников, говорил, что нельзя таким путем идти, нельзя бороться противозаконными методами.
Жанболат также сказал, что у следствия к нему не было вопросов о том, кто финансировал его поездки в Жанаозен.
Но почему Жанболата Мамая все-таки отпустили, каковы истинные причины освобождения? Сам Жанболат считает, что главную роль сыграли гражданское общество и международные организации, вставшие на его защиту и защиту Атабаева.
- Кроме того, оценили мою роль в забастовке: я не принимал в ней такого участия, как другие бастующие, — предположил Мамай. — Я разговаривал с руководством следственной группы, они сами говорил, что против меня и Атабаева очень мало доказательств, что они хотят сохранить лицо — неудобно сажать режиссера и молодого человека.
Ко всему прочему, на суде было бы очень трудно доказать, что лишь одна фраза Жанболата «Нужен ли нам такой президент?», сказанная им в августе прошлого года, могла привести к массовым беспорядкам и жертвам в Жанаозене в декабре.
- Видимо, поэтому решили наше дело не доводить до суда, — объяснил причины своего освобождения экс-арестант.
Жанболат ничего не знает о том, почему его не выпустили из СИЗО неделю назад, вместе с Болатом Атабаевым. «Этот вопрос нужно задать следствию. Я не знаю, почему меня не выпустили тогда. Никакие следственные мероприятия за последнюю неделю со мной не проводили», — сказал Жанболат.
Original post:
«Нужен ли нам такой президент?»