Ночь зачистки‑2
В Семее на пятнадцать суток осужден гражданский активист Фарит Ишмухаметов. Формально административный арест — за публикации в “Фейсбуке”, на самом же деле Фарит был среди тех, кто подавал заявку в акимат на проведение митинга 21 мая.
«Держится молодцом. Меня не пустили на процесс. У Фарида была высокая температура, он заболел. Я попросил разрешения передать лекарства, не разрешили. Сегодня старушка мать не дождется возвращения сына домой. Я позвонил ей, подавив в себе плач, она сказала лишь одно: «Пусть мой сын не останется один, он же не для себя одного старался», — рассказал активист Марлан Есильбаев.
Утром стало известно, что глубокой ночью 15 суток административного ареста получил еще один житель Семея — Кенжебек Султанбеков. На митинге 21 мая он должен был отвечать за общественную безопаность, но акимат отказал в конституционном праве гражданам.
Активиста Аслана Курманбаева задержали на посту в городе Щучинске, когда он ехал в Кокшетау к семье. Повезли обратно в Астану, в Есильское РОВД. После отправили под конвоем в административный суд. Аслан Курманбаев и Курмангазы Рахметов лишены свободы по статье 488, части 3. «Современное НКВД, под ночным покровом, втайне от глаз общественности, вынесло приговор — каждому по 15 суток», — написали их соратники в “Фейсбуке”.
В Шымкенте за перепост о митинге 15 суток получили активисты Жадыра Дюйсенбекова и Ибрахим Альсерке. Суд был как по шаблону поздней ночью.
В Атырау в спецприемник поместили одного из участников апрельского митинга. Касыму Кожантаеву дали трое суток по делу о непогашенном кредите, несмотря на расписку о погашении долга. Кажантаев произнес у памятника знаменитую фразу «Жер — анамыз, анамызды сатпаймыз» («Земля — наша мать, мать не продаем»).
В административном приемнике больше суток изолированы Макс Бокаев и Талгат Аян. «Стоим возле спецприемника, хотели встретиться и отдать передачу, но никого не пускают, руководства нет, у них якобы карантин с утра», — сообщила Асель Нургазиева.
В Уральске в городском специализированном суде рассмотрели дело Бауржана Алипкалиева, которому предъявили нарушение законодательства о мирных собраниях. 3 мая Алипкалиев выходил на одиночный пикет, тогда он был оштрафован на 42 000 тенге. Вина, по мнению обвинения, заключалась в репосте записи, призывающей 21 мая выйти на митинг. На процессе стало понятно, что мониторинг социальных сетей производят специальные службы при департаментах внутренних дел, они передают материалы сотрудникам полиции, которые готовят материалы в суд.
Активиста представляла адвокат из Алматы Жанара Балгабаева. Полицейский признался ей, что даже не знает значения слова «репост». Однако судья Канат Махметов признал Бауржана Алипкалиева виновным и назначил наказание в виде ареста на пятнадцать суток.
Этот же судья арестовал на пятнадцать суток сотрудника областного краеведческого Айбулата Бекенова. Причина неизменна: публикация в “Фесбуке” информации о митинге.
На допросе в областном департаменте внутренних дел ЗКО четыре часа находился Исатай Утепов. Ему вменяют «покушение на организацию массовых беспорядков». После активиста повезли в административный суд и вынесли постановление об аресте на 15 суток по статье административного кодекса «Нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций». Речь идет о будущем митинге протеста 21 мая.
Барду Жанату Есентаеву продлили арест на два месяца. На процессе присутствовали только адвокат Лариса Симоненко и сестра Айжан.
После полуночи на странице Лукпана Ахмедьярова появилась тревожная информация о задержании. Закончилось изъятием автомобиля на штрафную стоянку. «Я весь день возил Исатая Утепова и его адвоката, так как Исатай сейчас без машины. И вот вечером возле здания административного суда, когда мы ждали решения по Исатаю, около моей машины припарковалась патрульная машина. Они дождались, пока я сяду за руль. Автомобиль на штрафной стоянке», — рассказал Лукпан «Республике».
До общенационального митинга против продажи и аренды казахстанской земли осталось два дня. Вполне возможно, что аресты активистов продолжатся.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА