Решение Астаны о переходе к свободному обменному курсу тенге привело к его падению 20 августа сразу на четверть. Репортаж DW о том, как казахстанцы реагируют на происходящее.
Отмена валютного коридора и переход к свободному обменному курсу тенге, о котором власти Казахстана объявили в четверг, 20 августа, привели к падению национальной валюты страны более чем на 25 процентов. Как на происходящее отреагировали казахстанцы — в репортаже корреспондента DW из Алма-Аты.
Ожидание обвала
После резкого падения курса российского рубля в конце 2014 года девальвацию тенге в Казахстане не просто ждали. Бизнесмены, например, ее буквально требовали. Встречаясь с правительственными чиновниками, они не переставали указывать, что в условиях единого рынка ЕАЭС казахстанская продукция не в состоянии даже на своей территории конкурировать с резко подешевевшими товарами из России. Когда же правительство Казахстана объявило о решении отправить национальную валюту в свободное плавание, прекратив поддерживать курс тенге, шок испытала практически вся страна.
“Резкой девальвации тенге не будет! “- уверял население Казахстана в апреле сразу же после своего очередного переизбрания президент Нурсултан Назарбаев. — Как работали, так и будем работать. Никаких предпосылок нет, я уже предупреждал”. Словам бессменного президента в Казахстане принято верить, а потому какой-либо паники после случившегося падения курса национальной валюты на 5 процентов 19 августа в стране наблюдалось.
В Алма-Ате в магазинах лихо переписали ценники, накинув на всякий случай 10 процентов, и все продолжили заниматься привычными делами. “Неприятно, что приходится это делать накануне 1 сентября, но и нам выживать как-то надо”, — посетовала в беседе с корреспондентом DW Марина, продающая школьную форму хозяйка бутика на центральном рынке Алма-Аты “Зеленый базар”.
Опустевший базар
Но уже 20 августа на “Зеленом базаре” было далеко не многолюдно. Как только утром стали поступать первые сообщения — одновременно с заседания правительства в Астане и с торгов на казахстанской валютной бирже, — многочисленные бутики стали закрываться один за другим. Схожая картина наблюдалась по всему городу.
Причина очевидна: как только премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил о переходе к новой экономической политике и плавающему курсу тенге, национальная валюта начала покорять одну вершину за другой. Вначале 200 тенге за доллар, затем 230, а к завершению биржевых торгов и вовсе 252. В целом курс тенге снизился более чем на 25 процентов.
“Утром творилось что-то невероятное! У меня никогда еще такой торговли не было. Мы закрываться не стали и цены не изменили. Так девочки прибежали и расхватали все итальянские и турецкие трусики. Совсем мало осталось”, — поделилась с DW своими наблюдениями продавщица небольшого магазинчика женского белья в центре Алма-Аты.
“Сейчас все понятно стало. Обменники открылись, курс у них — дух захватывает. Пока мы не внакладе, но если доллар дороже станет, то придется цены поднимать”, — подчеркнула она.
Уже завтра курс может измениться
Между тем у открывшихся сразу после обеда обменных пунктов выстроились очереди. Люди, невзирая на поступающие от официальных властей заявления о возможности индексации зарплат, начали активно избавляться от своих лишних тенге.
“Я уже никому не верю, поэтому решила еще долларов купить. Сейчас я по 253 с половиной купила, а завтра они могут еще дороже стоить. Если вернут прежнюю разницу с рублем пять к одному, то это уже 330 тенге за доллар будет!”, — заметила в разговоре с корреспондентом DW женщина средних лет.
Ее опасения вполне обоснованны. Уже под вечер 20 августа казахстанские СМИ распространили высказывание внештатного советника председателя правления Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Дениса Кривошеева. По его мнению, Нацбанк Казахстана уже в ближайшее время может допустить курс на уровне 320–340 тенге за доллар. “Этот курс будет отражать общую политику компенсации инфляционных издержек, которые были все это время в экономике”, — заметил Кривошеев.