Казахстан активно поддерживает интеграционные процессы. Но ряд общественных деятелей выступает против создания Евразийского экономического союза. Каковы причины этого, выясняла DW.
Казахстан по-прежнему активно участвует в процессах евразийской интеграции. Выступая 2 сентября на совместном заседании обеих палат парламента, президент страны Нурсултан Назарбаев уже в который раз подчеркнул, что в ближайшее время депутатам предстоит серьезная работа по развитию Единого экономического пространства (ЕЭП).
В частности, речь идет о последнем этапе процесса евразийской интеграции ‑создании Евразийского экономического союза, который должен прийти на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) и начать свою работу с 1 января 2015 года. По словам казахстанского президента, речь идет о сугубо экономической интеграции, которая будет осуществляться поэтапно.
Этапы евразийской интеграции
Первым шагом на пути евразийской интеграции стало создание в 1995 году ЕврАзЭС с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в него государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. В мае 2000 года президент России Владимир Путин выступил с инициативой преобразования данного сообщества. Год спустя в новый состав ЕврАзЭС вошли РФ, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Вторым этапом стало образование Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана — в пределах которого действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 6 октября 2007 года был подписан договор о создании Таможенного союза. Но формально ТС начал свою работу 1 января 2010 года.
Третьим этапом интеграции является создание Единого экономического пространства (ЕЭП). Решение об этом было принято 27 ноября 2009 года в Москве главами России, Беларуси, Казахстана. Целью ЕЭП является устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласованную валютную политику.
Не против интеграции, если будут учтены интересы
В Казахстане по-разному оценивают проходящие интеграционные процессы. “Полагаю, что официальный курс на евразийский союз останется неизменным. Не стоит забывать, что начало этому положило выступление президента Назарбаева еще в начале 90‑х в МГУ”, — напомнил в комментарии DW казахстанский аналитик Казбек Бейсебаев.
Между тем ряд общественных деятелей выступает против вступления Казахстана в Евразийский экономический союз, считая интеграционные процессы главной угрозой для государственного суверенитета. В комментариях DW руководитель молодежного движения “Рух пен тил” (“Дух и язык”) Жанболат Мамай заявил о том, что “если Казахстан будет идти на поводу Москвы, то однозначно превратится в сателлит России и будет изолирован от всего мира”.
По его мнению, “Россия давно придерживается позиции “кто не с нами, тот нам враг” — примером тому служат “конфетно-молочные войны” с Украиной, ситуация вокруг “Уралкалия”. Как считает Жанболат Мамай, Кремль пытался использовать и Казахстан, “чтобы надавить на Украину для того, чтобы она вступила в ТС и Евразийский союз”.
Плюсы и минусы интеграционных союзов
Многие казахстанские эксперты полагают, что новый Евразийский экономический союз повторит не очень позитивный опыт предыдущих интеграционных объединений — ЕврАзЭС и ТС, где Казахстан, по их мнению, оказался не в самом выгодном положении.
Так, в комментариях DW директор Группы оценки рисков, политолог Досым Сатпаев отметил, что плюсами интеграционных процессов является попытка создания единого рынка труда, открытие новых экономических рынков для реализации своей продукции, попытка привлечения новых технологий, и то, что участие в интеграционных проектах позволяет действовать сообща в условиях глобальной конкуренции.
Но, как подчеркивает Сатпаев, “реалии таковы, что все эти плюсы в итоге превращаются в минусы”. Надежды и прогнозы казахстанских властей о том, что, к примеру, ТС откроет для казахстанских предпринимателей 153-миллионный рынок сбыта, пока не оправдались. “Доля Казахстана в ТС в 2012 году составила чуть меньше 17 процентов, тогда как в 2011 году — этот показатель составлял 20 процентов. “Казахстан по-прежнему активно продает России и Беларуси сырье, а взамен получает готовую продукцию, которую в том числе из нашего сырья и делают”, — говорит Досым Сатпаев.
Как отмечает политолог, точно также проигрывает Казахстан и в том, что касается единого рынка труда. “Казахстан — это не Таджикистан и не Узбекистан. У нас нет такого потока гастарбайтеров, которые едут на заработки в Россию. Конечно, есть люди, которые работают в РФ, но по сравнению с таджиками и узбеками, их единицы”, — говорит политолог.
В свою очередь вице-министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимур Жаксылыков также отметил, что ожидания Казахстана не оправдались. “Мы ожидали, что непосредственно сразу получим положительный эффект в виде увеличения сбыта наших товаров, “бешенного” роста занятости и загрузки промышленных мощностей. Но этот процесс является достаточно длительным”, — признался Тимур Жаксылыков.
Для Казахстана важно полноправное партнерство
По мнению лидера казахстанских социал-демократов Жармахана Туякбая, для Казахстана очень важен вопрос экономической независимости. “Нам нужен Евразийский экономический союз. Но, к сожалению, с момента обретения независимости Казахстан все еще остается сырьевым придатком, и это создает весьма серьезные проблемы для развития казахстанского бизнеса”, — отметил политик в комментариях DW.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
View the original here:
Новый взгляд на евразийскую интеграцию в Казахстане