6–8 сентября Казахстан с государственным визитом посетит председатель Китая Си Цзиньпин, заступивший на этот пост в марте 2013 года. По итогам 2012 года торговый оборот между Казахстаном и КНР вырос на 12,5%, составив $24 млрд. В преддверии своего центральноазиатского турне, а также участия в саммите G20 в Санкт-Петербурге он дал интервью КазТАГ.
- Как Вы оцениваете уровень казахстанско-китайских отношений, какие у Вас ожидания?
- Китай и Казахстан — добрые соседи и стратегические партнеры. За 21 год со дня установления дипломатических отношений двусторонние связи последовательно развиваются быстрыми темпами. Для нас развитие взаимоотношений друг с другом — внешнеполитический приоритет. Можно сказать, что китайско-казахстанские отношения сегодня находятся на небывало высоком уровне, и в развитии всестороннего стратегического партнерства двух стран открываются беспрецедентные шансы.
- Как будет реализовываться поставленная двумя странами цель увеличить объем взаимной торговли? Каким Вы видите развитие сотрудничества в несырьевых секторах экономики?
- Китай — крупнейший торговый партнер Казахстана, в свою очередь, Казахстан занимает второе место среди торговых партнеров Китая в СНГ. Две страны определили стратегическую цель — увеличить объем взаимной торговли до $40 млрд к 2015 году.
Осуществление этой цели, разумеется, требует совместных усилий. Нам следует продолжить работать на взаимовыгодных началах, сохранить благоприятную динамику сотрудничества в нефтегазовой сфере и на этой основе полностью выявлять потенциал взаимодействия в таких несырьевых секторах, как сельское хозяйство, транспорт, высокие технологии, телекоммуникации и химическая промышленность.
Важно также активизировать гуманитарные и межрегиональные обмены, сформировать такую структуру взаимодействия, в которой параллельно были бы задействованы и продвигались все направления, с четко определенными приоритетами.
Убежден в том, что сотрудничество Китая и Казахстана будет подниматься на все новые и новые высоты, принося народам двух стран ощутимую выгоду.
- В ближайшее время состоится 8‑й саммит лидеров «группы двадцати» в России в Санкт-Петербурге, что ожидает Китай от нынешнего саммита?
- Это будет важная встреча с участием руководителей ведущих экономик мира, особенно на фоне появления все новых глубинных последствий глобального финансового кризиса. Китайская сторона поддерживает то, что петербургский саммит ставит вопрос о стимулировании экономического роста и создании рабочих мест главной темой повестки дня. Необходимо, во-первых, совместно проводить ответственную макроэкономическую политику. Прежде всего, предотвратить возникновение серьезной проблемы в национальной экономике, наращивать при этом экономическую конкурентоспособность путем активного структурного преобразования. Все стороны должны общими усилиями противодействовать серьезным рискам и вызовам в мировой экономике.
Во-вторых, поддерживать и развивать более открытую мировую экономику. Все страны мира должны четко и недвусмысленно выступать против протекционизма во всех его проявлениях, способствовать достижению предварительных результатов Дохинского раунда переговоров, защищать свободную, открытую и недискриминационную многостороннюю торговую систему. Следует укреплять интеграцию экономик, предотвращать сегментацию глобального рынка и раскола торговой системы, стремиться к взаимовыгодному развитию и всеобщему выигрышу.
В‑третьих, усилия «группы двадцати», на наш взгляд, должны сосредоточиваться на повышении представительности и права голоса государств с формирующимся рынком и развивающихся стран. Следует, прежде всего, в ближайшее время завершить реформы квот и управления, в том числе пересмотр формулы распределения квот МВФ и проведение очередного раунда пересмотра квот к январю 2014 года, а в 2015 году — пересмотр валютной корзины специального права заимствования в установленные сроки.
В‑четвертых, быть партнерами по развитию для развивающихся стран.
- Какова, на Ваш взгляд, перспектива развития китайской экономики? Можно ли ожидать, что у Китая будут еще новые стабилизирующие меры для роста экономики?
- Положение дел в китайской экономике в целом благоприятное: рост ВВП за первое полугодие текущего года составил 7,6%. Такой уровень по сравнению с другими странами мира является достаточно высоким. Если бы мы продолжили прежние формы развития, вполне смогли бы выйти на еще более высокий рост. Тем не менее, мы выбрали макроэкономическую политику твердого и неизменного проведения экономической реструктуризации, продвижения трансформации и модернизации формы развития экономики. Мы сознательно пошли на определенное снижение темпов роста, чтобы коренным образом решить вопрос о развитии экономики с точки зрения долгосрочной перспективы. Так что нынешние темпы роста являются результатом полезной корректировки.
Говоря конкретно, из 7,6% роста на внутренний спрос приходится 7,5%, положительное сальдо по текущим счетам сохраняется в общепризнанном рациональном диапазоне. Вместе с тем внимание уделяется у нас вопросам политики соцобеспечения, трудоустройства, в результате чего за первое полугодие было создано 7 млн 250 тыс. рабочих мест. Правда, в этом мы стакиваемся с некоторыми трудностями, такими, как задолженности местных властей, избыточная производительность в отдельных отраслях и т. д. Но все эти проблемы находятся в контролируемых пределах, и мы сумеем с ними справиться.
Китай — вторая по объему экономика мира. Мы обладаем необходимыми условиями для того, чтобы обеспечивать устойчивое и здоровое развитие экономики, формировать обширный рынок и пространство развития для стран мира, и вносить больший вклад в развитие мировой экономики.
- Скоро состоится 13‑е заседание СГГ ШОС в Бишкеке. Какие у Вас ожидания от предстоящего саммита? С какими инициативами Вы выступите?
- Бишкекский саммит ШОС проводится в то время, когда в международной и региональной ситуации произошли новые перемены. Первое — это глубокое регулирование мировой экономики, непрекращающиеся потрясения в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, новая сложная ситуация вокруг афганской проблематики, что является новыми вызовами для региональной безопасности и стабильности, а также сотрудничества и развития ШОС.
С другой стороны, экономики с формирующимся рынком демонстрируют более глубокий потенциал развития и более широкие перспективы сотрудничества, что предоставляет ШОС новые возможности.
Второе — саммит проводится, когда официально вступил в силу договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, что придает новый стимул для повышения уровня сотрудничества, наращивания способностей на противодействие всяким угрозам и вызовам, а также для ускорения превращения региона в регион долгосрочного мира и совместного процветания. На саммите предстоит с учетом всех изменений в ситуации наметить план Организации на предстоящий период.
Я считаю, что для дальнейшего развития ШОС нам крайне важно продолжать руководствоваться Шанхайским духом взаимодоверия, взаимовыгоды, равенства, консультаций, уважения к многообразию цивилизаций и стремления к совместному развитию.
На предстоящем саммите по этим и другим вопросам я выскажу мнения и соображения китайской стороны, готов выслушать ценные мнения других коллег. Уверен, что при общих усилиях всех государств-членов саммит добьется ожидаемых результатов, открыв совершенно новую страницу развития Организации.
- Спасибо за интервью.
Источник: КазТАГ
Читать оригинал статьи —