Кыргызстан погрузился в политический кризис после парламентских выборов в октябре 2020 года: демонстрации против итогов голосования обернулись отставкой правительства и уходом Сооронбая Жээнбекова. В третий раз за последние полтора десятилетия власть в стране была свергнута в результате протестов.
В интервью Азаттыку 15 марта Садыр Жапаров заявил, что Кыргызстан, который в течение 10 лет жил в условиях парламентской системы, а до этого — при смешанной парламентско-президентской форме правления, сейчас подошел к этапу, когда государство нуждается в одной сильной ветви власти.
«Я думаю, что эта Конституция будет Конституцией, которая продвинет страну вперед. Я верю, что эта Конституция установит порядок в стране», — сказал Жапаров о проекте, который вынесен на референдум 11 апреля.
Жапаров — один из нескольких политиков, освобожденных из тюрьмы протестующими во время беспорядков, вспыхнувших после парламентских выборов (их итоги были аннулированы, президент и правительство ушли в отставку, в стране работает парламент прежнего созыва). Жапаров отбывал 10-летний тюремный срок по обвинению в захвате заложников во время протестов против добычи полезных ископаемых на северо-востоке Кыргызстана в октябре 2013 года. Он отвергал обвинения.
Разработать новую Конституцию Жапаров предложил в ноябре 2020 года, когда он, пришедший к власти на фоне беспорядков, был исполняющим обязанности президента.
В январе Жапаров одержал победу на выборах, которые прошли вместе с референдумом по определению формы правления. Большинство избирателей высказались за президентскую систему, переход к которой значится центральным элементом предложенного изменения Конституции.
В соответствии с инициированными нововведениями, президентские полномочия будут усилены, отменена норма, запрещающая президенту баллотироваться на второй срок.
В проекте предусмотрено создание так называемого Народного курултая, который описывается как «консультативный и координирующий орган», подконтрольный президенту.
Кроме того, предполагается формирование Конституционного совещания; число депутатов парламента сокращается с 120 до 90.
На прошлой неделе парламент страны проголосовал за назначение референдума по изменению Конституции на 11 апреля.
Многие в центральноазиатском государстве критикуют Жапарова, утверждая, что он стремится через изменение Конституции установить авторитарную модель правления и сосредоточить власть в своих руках. Критики называют разработанный по его инициативе проект «Ханституцией».
КРИТИКА ИЗ-ЗА РУБЕЖА
Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) призвала Бишкек отозвать проект Конституции, представленный парламентариям в феврале. Организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке заявила, что проект «подрывает нормы о правах человека» и «ослабляет баланс сдержек и противовесов, необходимых для предотвращения злоупотреблений властью».
«Нынешний проект Конституции не отражает высокой планки стандартов прав человека, о стремлении к которой заявляют власти Кыргызстана», — отметила Сыйнат Султаналиева, исследователь Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии.
Международная организация Freedom House в недавнем отчете о состоянии свобод в мире сообщила, что Кыргызстан опустился на 11 пунктов и находится в категории «несвободных» стран вместе с другими государствами Центральной Азии.
Предлагаемое изменение Конституции, по мнению Freedom House, приведет к суперпрезидентской системе, сокращению роли парламента. Кроме того, изменение позволит правительству подвергать цензуре материалы, которые нарушают «общепризнанные моральные ценности», при том что определения этих ценностей нет, как нет и прописанных возможностей оспорить решения о цензуре.
Статус Кыргызстана снизился с «частично свободного» государства до «несвободного», поскольку «последствия глубоко несовершенных парламентских выборов характеризовались серьезным политическим насилием и запугиванием, кульминацией которых стал захват власти националистическим лидером с судимостью, которого освободили из тюрьмы его сторонники», говорится в отчете Freedom Хаус.
Но в интервью Кыргызской редакции Азаттыка Жапаров отверг эти опасения, заявив, что Кыргызстан «останется демократической страной», и добавил, что преследований политиков и журналистов, «как это было раньше», не будет.
«Мы никого не преследуем. На журналистов мы не устраиваем гонения. В свое время напали на [журналиста] Сыргака Абдылдаева, некоторых выбрасывали связанными из окон многоэтажек, кого-то посадили. Сейчас ничего такого нет», — сказал Жапаров.
Однако политик Жениш Молдокматов с таким утверждением не согласен.
15 марта он сообщил, что в Бишкеке задержали одного из организаторов митинга против изменения Конституции Тилекмата Куренова. Сообщение о задержании официально не подтверждено.
Вопросы вокруг Кыргызстана вызывает и недавнее освобождение из-под стражи криминального авторитета Камчы Кольбаева, за которого Вашингтон предложил вознаграждение в миллион долларов. США заявили, что Кольбаев является «главой транснациональной организованной преступной группы» и обвиняется в убийстве, а его «преступная сеть имеет отношение к незаконному обороту наркотиков, торговле людьми, торговле оружием и другой опасной преступной деятельности».
Жапаров сказал Азаттыку, что Кольбаев не замешан в убийствах, и подчеркнул, что Кыргызстан не выдает своих граждан зарубежным странам.
«Черед МИД я попросил посольство США в Кыргызской Республике предоставить нам уголовное дело на Камчы Кольбаева, факты и доказательства против него, а мы в свою очередь провели бы открытый судебный процесс, и пусть представители посольства присутствуют на нем. Ладно, если бы мы не занимались этим, можно было бы что-то заявлять. Он вначале был заключен под стражу по статье “Незаконное обогащение”, после чего возместил государству некую сумму. Остальное перечислил после выхода на свободу. Он не убивал кого-то», — сказал Жапаров.
Жапаров также заявил, что Кыргызстан справляется с обслуживанием внешнего долга. Он отверг информацию о том, что власти страны согласились передать некоторые спорные территории соседнему Узбекистану.
Международные наблюдатели заявили, что президентские выборы в январе, победителем которых стал 52-летний Жапаров, были проведены в условиях уважения основных свобод, но не могут быть признаны «полностью справедливыми».
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»