Германия засомневалась в целесообразности проведения встречи по ситуации в Украине в «нормандском формате» в Астане, планируемой 15 января. Как заявил представитель канцлера ФРН Штефен Зайберт, встреча имеет смысл только при условии достижения прогресса, а его пока не видно.
Прогрессом, по мнению Зайберта, будет, прежде всего, полная реализация минских договоренностей, длительное прекращение огня, соглашение о демаркационной линии и вывод тяжелых вооружений из зоны конфликта.
Напомним, что в конце прошлого года президент Украины Петр Порошенко заявил о возможности проведения 15 января этого года в Астане встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентами Франции Франсуа Олландом и России Владимиром Путиным.
Более того, Петр Порошенко тогда отмечал, что рассматривается возможность встречи в «женевском формате», то есть с участием президентов США, Франции, канцлера Германии, президента России и руководства Европейского Союза.
Однако сегодня, судя по сообщениям СМИ, идет подготовка к встрече на высшем уровне в «нормандском формате», и то не так гладко, как хотелось бы. Например, РИА Новости Украина сообщает о том, что «абсолютной уверенности в том, что он (саммит в Астане — ред.) пройдет, пока нет, но наблюдатели отмечают, что в отличие от минских встреч подготовка идет весьма серьезная».
Так, 5 января в Берлине в закрытом режиме начались консультации в «нормандском формате» представителей МИД Украины, Германии, Франции и России. Они готовят встречу глав внешнеполитических ведомств этих стран, которая может состояться уже в ближайшие дни — по некоторым данным, 8—9 января. Кроме того, в повестке дня значится подготовка и намеченного в Астане на 15 января саммита «нормандской четверки» на высшем уровне.
Президент Украины Петр Порошенко уже заявил, что рассчитывает на усилия дипломатов для достижения мира на востоке Украины. По его словам, именно этому посвящены берлинские переговоры подготовительной группы. Президент отметил, что если удастся выйти на проект согласованного документа, то этой же проблеме будет посвящен саммит лидеров стран в «нормандском формате».
В мятежных республиках Донбасса надеются, что на переговорах в Берлине будут сделаны наработки по выполнению Минского меморандума. Об этом сказал один из лидеров «ДНР» Денис Пушилин, чьи слова приводят СМИ со ссылкой на Донецкое агентство новостей.
Возникли и другие проблемы. Спикер парламента «ДНР» Андрей Пургин заявил, что болезненным вопросом является отвод тяжелой техники ВСУ от Донецка. Кроме того, по его словам, украинские военные оставили после себя минные поля, и «ДНР» до сих пор не может получить карту, на которой они отмечены.
Ранее в Минске при посредничестве России и ОБСЕ прошли переговоры между представителями Украины и самопровозглашенных республик Донбасса. Стороны обсуждали, в частности, вопросы прекращения огня, отвода тяжелой техники и обмена пленными. По итогам встреч был подписан меморандум и объявлено перемирие, в регулярных нарушениях которого Киев и ополченцы обвиняют друг друга.
Но при этом все стороны конфликта неизменно подчеркивают важность продолжения переговорного процесса. Но удастся ли сторонам найти и реализовать компромиссные решения, которые можно будет представить для обсуждения и принятия на встрече в Астане? Ведь именно от этого будет зависеть не только соблюдение минских договоренностей, но и перспектива самой встречи на высшем уровне.
Пока перспективы неясны. Германия 5 января высказала сомнения в том, что удастся достичь прогресса. О его необходимости заявил недавно и президент Франции Франсуа Олланд, только настрой у него более оптимистичный. Выступая в прямом эфире радиостанции France Inter, он сказал, что поедет на саммит в Астану при условии, что там удастся достигнуть нового прогресса: «И я думаю, что он будет».
Вообще это интервью Олланда вышло весьма любопытным. Он жестко высказался против санкций в отношении России. Как сообщают французские СМИ, Олланд выразил уверенность в том, что Кремль не заинтересован в аннексии Восточной Украины.
«Господин Путин не собирается аннексировать Восточную Украину. Я уверен. Он так мне сказал. Но он хочет остаться влиятельным. Его не устраивают перспективы членства Украины в НАТО. И Путин не хочет видеть подразделения НАТО у самых своих границ», — заявил президент Франции.
Он также напомнил, что военный конфликт на Донбассе развивается в «двух или трех часах езды от Парижа» и Европа не может остаться равнодушной в этой ситуации.
«Мы должны говорить с Путиным, я уверен. Мы должны четко говорить, чего мы хотим, а чего нет», — подчеркнул он, напомнив, что Россия испытывает экономическое санкционное давление плюс снижение мировых цен на нефть. «Этот кризис — это не очень хорошо для Европы», — отметил он.
Таким образом, в «нормандской четверке», похоже, произошло перераспределение сил, или хотя бы слабый намек на изменение симпатий на переговорной площадке. Впрочем, подозревать Францию в симпатиях к российской позиции в украинском конфликте было бы ошибкой. Однако то, что Франсуа Олланд пытается нынче открыто донести до европейского сообщества позицию России — факт.
Есть и еще одно слабое звено в переговорах в Астане — это, собственно, сама официальная Астана. Политологи и эксперты неоднократно подчеркивали, что, несмотря на все попытки президента Казахстана Нурсултана Назарбаева выступить в качестве миротворца в этом конфликте, — потенциал у него в этом смысле весьма ограничен.
Например, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана российского Института стран СНГ Андрей Грозин призывал в интервью нашему изданию по итогам визита в Казахстан Франсуа Олланда «на вещи трезво смотреть».
«Казахстан, на мой взгляд, это государство, которое может осуществлять какие-то миротворческие миссии пока только на уровне риторики. Объективных факторов, которые могли бы дать Казахстану почетную роль миротворца, не так уж и много, мягко говоря. Не говоря уже о весьма противоречивом опыте миротворчества Казахстана в рамках председательствования в ОБСЕ или о противоречивых попытках Нурсултана Абишевича выступить миротворцем в Нагорном Карабахе.
Я считаю, что реальный экономический и политический вес пока не позволяет Казахстану стать настоящим посредником в кризисе отношений между Москвой и Брюсселем, и тем более между Москвой и Вашингтоном».
Однако встреча на высшем уровне в «нормандском формате» запланирована именно в Астане. Почему? Неужели в Европе не понимают слабый потенциал этой переговорной площадки? Наблюдатели полагают, что в ЕС все прекрасно понимают, но играют в поддавки, причем не с Нурсултаном Назарбаевым, а с его коллегой по ЕАЭС Владимиром Путиным.