Нельзя терять квалификацию! Какие красивые и умные статьи писал Мурат Телибеков! Мне они очень нравились. Смелостью. Откровенностью. Тонким юмором. Ироническим стилем. Поэтому когда мне передали его открытое письмо президенту, то я вначале не поверил, что это его рук и ума дело. Искал в тексте скрытую авторскую насмешку — фирменный знак его манеры письма. Не нашел.
Содержание и стиль этой писанины, названной открытым письмом, никак не соответствовали тому образу автора, который у меня сложился из чтения его предыдущих статей. После недавних мастерски написанных Муратом комментариев к посланию президента читать это письмо психологически было непросто.
Телибеков начинает свое письмо так: «Уважаемый Нурсултан Абишевич! Обращаюсь к вам как к гаранту Конституции Республики Казахстан с просьбой пресечь жестокие репрессии, развернувшиеся против меня».
Напомним автору письма, что конституций у нас за двадцать лет было несколько, и каждый раз они переписывались в угоду президенту. Никогда нормы Основного закона не использовались на благо простого народа, а только в интересах правящего клана. Такого президента называть гарантом Конституции смешно. Он должен быть гарантом — согласен с этим. Но никогда им не являлся.
Теперь о репрессиях в отношении Телибекова. При всем моем сочувствии к нему, и даже не пытаясь подвергнуть сомнению то давление, которое на него оказывается, я все-таки не считаю эти меры «жестокими». Слежка, судебные тяжбы, сфабрикованные спецслужбами, готовящиеся провокации, аресты — это плохо, это беззаконие и преступление, показатель того, что тот, кто должен быть гарантом Конституции, фактически является только гарантом своей несменяемой власти. Со всем этим безобразием нельзя мириться, с ними, безусловно, надо бороться. Но не письмами-мольбами, а как-то иначе.
Например, теми же статьями, которые у Телибекова так хорошо получаются. Можно и открытыми письмами бороться, но письма должны быть другими, нежели то, которое написал он. И по возможности следует использовать адекватную для освещаемой проблемы лексику. Не называть холмы горами, например. Булавочный укол не величать зияющей раной в груди. И, конечно, как сказал бы поэт, не превращать «мелколесье в пропахший кровью бурелом».
Если мы будем называть «жестокими репрессиями» то, что творит власть по отношению к нам, то какие слова мы должны будем использовать в случаях с убийством Алтынбека Сарсенбаева и Заманбека Нуркадилова или говоря о судьбе Владимира Козлова? Или Мухтара Джакишева, отца пятерых детей, посаженного на четырнадцать лет! А какой эпитет нам выбирать для характеристики преследования властью Мухтара Аблязова, если мы ушибы и ссадины пытаемся выдать за фронтовые раны? Кажется, наших жен и детей еще никто не воровал и не держал в заложниках, а нам самим не угрожает опасность испытать прелести тюремной системы уже третьей после Казахстана и Франции страны.
Задав адресату открытого письма вопрос: «Возможно, такие люди, как я, не нужны больше обществу?» — Телибеков далее восклицает: « Скажите мне об этом откровенно, господин президент, и тогда, клянусь Аллахом, я добровольно покину эту страну, чтобы не раздражать своим поведением различного рода чиновников».
Президент, конечно, на этот вопрос не ответит. А вообще, уверен, он убежден в бесполезности таких людей и не возражал бы против того, чтобы Телибеков и другие, ему подобные, добровольно уехали из страны. Власть прекрасно понимает, что физическая разлука с родиной не изменит убеждений выдавленных из страны ее граждан. «Тявкающая оппозиция останется тявкающей и там», — наверное, говорят чиновники в кабинетах.Но ей, власти, чуть лучше и комфортнее, когда оппозиция «тявкает» издалека. Поэтому отъезд из страны, я в этом не сомневаюсь, — это поступок, за исключением отдельных случаев, в угоду власти.
Каждый из нас давно стоит на распутье. Родина в лице власти относится к нам как мачеха, постоянно грозит репрессиями, тюрьмой и страданиями близких. Надо ли в такой ситуации выбирать чужбину? Или надо остаться, чтобы продолжать «раздражать своим поведением чиновников»? Ответить на этот вопрос должен сам Мурат, а не спрашивать разрешения у кого-то. Тем более — у главного архитектора всего того, против чего сам он борется уже много лет.
Не все безупречно у Телибекова и там, где он пытается интерпретировать действия сотрудников «правоприменяющих служб» (такой термин использует Тулеген Жукеев), их откровенные и грубые действия. Рассказанная Телибековым в газете Assandi-Times (№11) история готовящегося штурма его квартиры работниками полиции и прокуратуры, о засаде, организованной возле дома, после которой ему, чтобы избежать «жестких репрессий» и «фабрикации обвинения», пришлось покинуть город, — это гремучая смесь реальных фактов и вызванных ими продуктов человеческой фантазии.
Неужели не понятно, что если полиция получит приказ, то она найдет нас везде — и в столицах, и за ее пределами. И в любую квартиру войдут ее сотрудники. Не будем же мы занимать круговую оборону, если у них есть санкция прокуратуры, или бегать от них по стране с накладными бородами, в париках, с фальшивыми паспортами. Демонстративная слежка — эта одна из форм устрашения, воздействия на психику, выведения человека и его близких из равновесия, способ напоминания объекту слежки о том, что он постоянно находится под контролем. В случае с Телибековым, судя по всему, эти методы воздействия дали желаемый для спецслужб результат.
Вообще, надо ко многому привыкнуть. На войне привыкают к свисту пуль и взрывам снарядов. Почему не привыкнуть к тому, что является частью нашей деятельности: слежке, провокациям, арестам, обыскам? Выбор здесь простой. Если всего этого не хочешь, уходи из оппозиционной работы, вступай в «Нур Отан». Если хочешь остаться в оппозиции, то принимай все обязательные сопутствующие этому выбору неприятные вещи. Это неразрывно связанные явления. Как женитьба обязательно предполагает появление в жизни тещи, так и вступление в оппозиционную деятельность обрекает человека на повышенное внимание спецслужб.
Приведу свежие примеры из своей жизни. Накануне 8 Марта я выехал из Алматы на родину. До вокзала нас сопровождали две машины — «шкода» и «тойота». Мой друг и водитель, возивший до меня Кожахметова и Козлова, сразу это заметил. Я — очкарик и рассеянный с улицы Бассейной — тоже.
В Астане меня встретили люди в гражданской одежде. Мы сидели с другом в привокзальном кафе, они зашли и сели за соседний столик. Прошло полдня, я уже находился на левом берегу Ишима, зашел в столовую попить чайку — эти же люди заявились через десять минут. Причем один был одет демонстративно в красную куртку, т.е. был озабочен не тем, чтобы быть незаметным, а, наоборот, хотел, чтобы его запомнили.
Слежка и наблюдение продолжались и в Кокшетау. Способы все те же. Машины, топтуны, работа с соседями… Особенно это было заметно в первые дни по приезде. Потом, кажется, отстали.
Вернулся в Алматы и вновь попал под опеку, как называли их в советское время, бойцов невидимого фронта. Машины ездят следом, филеры сторожат подъезды квартиры и офиса. В один из дней после обеда меня забрали из квартиры два сотрудника финпола: старший лейтенант Б. Шеримов и стажер, русский парень. Фамилию его забыл. На завтра получил новую повестку. Полковник М. Байбусынов, начальник отдела по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом городского финпола, сказал, что сегодня был опрос, а завтра готовься к допросу.
Все, естественно, делается для того, чтобы обезопасить узурпированную власть одного человека, по представлениям цивилизованного мира, гаранта Конституции РК, в которой, кстати, четко написано, что слежка в нашей стране запрещена. Противоправные действия по отношению к нам совершаются работниками правоприменяющих органов из таких высоких соображений.
Что можно еще сказать обо всем этом, подводя итоги? Вспоминается случай из истории литературы. Затравленный тоталитарной идеологической машиной в конце 40‑х «проклятого столетия» писатель-сатирик Михаил Зощенко писал о себе и о своих ощущениях так: «Писатель с перепуганной душой — это потеря квалификации». Его творческая биография — подтверждение этого тезиса. Все, что Зощенко написал после этой травли, гораздо хуже его произведений двадцатых-тридцатых годов.
В современном Казахстане то же самое можно сказать об оппозиционерах. Оппозиционер с перепуганной душой — это потеря квалификации, которая дает о себе знать в разной форме. От бегства в кусты под красивым предлогом до покаянных писем с признанием своих заблуждений. Я не советую Мурату Телибекову терять квалификацию. На мой взгляд, достаточно высокую.