Чтобы сохранить свою территориальную целостность, Казахстану в отношениях с Россией придется пойти на непопулярные меры, считает казахстанский экономист Магбат Спанов. На какие именно и чего теперь ждать Астане от Москвы, он рассказал в интервью газете “Ассанди-Таймс”…
Будучи давним и верным сторонником экономической интеграции Казахстана с Россией, наш собеседник резко осудил ее действия на Украине. По его мнению, недопустимо вмешиваться в дела суверенного государства, и Казахстану сейчас нужно делать выводы из этой ситуации для себя.
«Это истерия милитаризации»
- Магбат Уарысбекович, казахстанцы жарко обсуждают роль России в урегулировании украинского кризиса. Зато наши депутаты и госорганы долго молчали. Только Гани Касымов высказался и даже раньше МИДа. Почему так?
- Считаю, что выступать с такими заявлениями, которые сделал бравый генерал ‑дипломат, не этично в данной ситуации. Он, видимо, привык устраивать шоу в парламенте. В свое время еще Григорий Марченко говорил, что публично Касымов его критикует, а наедине на шею бросается. С нынешними его заявлениями, скорее всего, такая же ситуация.
Но не надо заигрывать с населением, ему надо объяснять. Для нас, казахстанцев, сейчас разыгрывается представление в Украине. Пусть оно страшное, пусть мы переживаем за простых граждан, но напрямую это нас пока не затрагивает.
Что касается непосредственно России, то там сейчас идет истерия милитаризации. В СССР у русских был популярен клич «Наших бьют», а сейчас он превратился в «Наших обижают». Как можно на территории суверенного государства, которым является Украина, на государственном здании вывешивать флаги другой страны, в данном случае российские?
Это настоящий государственный переворот. Но Россия не придумала ничего нового в данном случае. Она повторяет сценарий 2004 года, когда произошла украинская «оранжевая революция». Тогда десятки автобусов приезжали с людьми из Польши и других восточно-европейских стран, которые выступали на Майдане.
- Я знаю, что Вы ранее уже прогнозировали обострении ситуации в Крыму.
- Шесть лет назад, когда к власти пришли Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Я говорил о том, что проблема Крыма остро встанет, потому что Россия никогда не захочет уйти из него — это означало бы уязвить гордость страны. Я думаю, что формально расчленения Украины не будет, но Крым получит статус автономии, и его руководство самостоятельно будет заключать договора с Россией по военно-морскому сотрудничеству.
- Новая власть в Украине пойдет на это, чтобы предотвратить войну?
- Да. Экономика страны в упадке, воевать означает «убить» ее.
Заявления Жириновского «цветочки»
- Казахстан как может коснуться т. н. «крымская история»?
- Есть во всем этом один важный момент, который касается уже нас. Многие в Казахстане обеспокоены заявлениями Владимира Жириновского и Эдуарда Лимонова по созданию среднеазиатского федерального округа, но не это самое негативное.
Гораздо хуже скоропостижное принятие закона по упрощенному гражданству, по которому любой человек может получить гражданство России. Плюс жители даже небольшого административного округа могут провести местный референдум и войти в состав России. Это даже уже не российский неоимпериализм, а государственный терроризм. И в Казахстане все не настолько все гладко, чтобы мы закрывали на это глаза.
- А что может случиться?
- Национал-патриотические движения, из-за которых, якобы разгорелся крымский конфликт, есть и у нас. С одной стороны, Россия поддерживает единство народов в Казахстане, но с другой — такими своими действиями вносит раскол в наше общество.
Да, нам гарантировано сохранение целостности территории странами-членами ядерного клуба, но сейчас, после событий в Украине и участия в них России, после этого обещания можно поставить знак вопроса.
Поэтому в данном случае наличие интересов иностранных транснациональных компаний в Казахстане несет в себе плюсы и минусы. С одной стороны, хорошо, что никто их этих стран не заинтересован в социальном и вооруженном конфликтах на территории нашей страны, а с другой — мы не получаем тех доходов от своих ресурсов, которые получают иностранцы. Фактически мы платим за свое спокойствие.
- Такая вот форма рабства?
- Неприкрытый колониализм. Меня многие могут обвинить в отсутствии патриотизма, но я считаю, что для сохранения территориальной целостности нам необходимо разместить у себя банк ядерного топлива. Как бы парадоксально это ни звучало и как бы я ни любил свою страну, но нам просто необходимо это сделать. Тогда ни одно стороннее государство не сможет решать нашу судьбу. Наличие атомной электростанции, ядерного топлива становится тем сдерживающим фактором, который помогает сохранить государственность.
Когда я говорил, что в 2020 году будет решаться вопрос по Крыму и причем вооруженным путем, то уже тогда переживал о Казахстане. Не хотелось бы забегать вперед, но вопрос о суверенности нашей страны после 2020 года, теперь становится животрепещущим.
- Почему Вы называется именно эту дату?
- Сейчас стабильность у нас ассоциируется с действующим президентом. Понятно, что после 2020 года в стране будет новый руководитель. Даже если рассуждать с точки зрения физиологии. Крымские события налагают на него еще больше ответственности в этом вопросе.
- Мы сейчас говорим о том, что ему нужно правильно выбрать преемника?
- Преемничество я не приемлю ни в каком виде. Есть Конституция, выборный процесс и кандидат на должность президента, который сам является гарантом выполнения законов страны и должен свято чтить и соблюдать их.
Вспомните, прежде чем благословить Путина на президентство, Ельцин проверял нескольких премьер-министров: Сергея Степашина, Сергея Кириенко, Евгения Примакова. Правда, ни на ком из них он не остановился, и получили то, что получили.
- Значит, спасибо за это «счастье» Борису Николаевичу…
- Россия на тот момент была унижена, и Путин сильно поднял самооценку народа. Чтобы бы там ни говорили, а с ним вынуждены считаться многие в мире. И хорошо, что Путин прислушивается к главе нашего государства на данный момент.
В вопросе передачи власти в Казахстане население беспокоит не столько то, кого назначат, а как этот процесс будет происходить. Мы такого не проходили, потому что уже 25 лет страной управляет один президент. Претендентов на президентское кресло сейчас проверяют на разных позициях.
- И кого сейчас тестируют, как в свое время Степашина и Кириенко?
- По моему мнению, уже в прошлом году определились с человеком, который может возглавить нашу страну. Я не буду озвучивать и конкретизировать своих предположений о том, кто это, потому что все таки могу ошибаться.
С одной стороны, хорошо, что наш президент находится у власти — это стабильность. Но это усиливает риски в дальнейшем. Будет ли новый президент пользоваться таким же авторитетом у Кремля? Понятно, что Путин будет баллотироваться и после 2018 года на очередной срок. Так вот, сможет ли наш новый президент отстаивать интересы нации в отношениях с Россией?
На космических планах крест
- Есть для Казахстана экономические риски в связи с российско-украинским конфликтом?
- Безусловно, есть. У Казахстана существуют глубокие кооперационные связи с Украиной. Это касается обороноспособности страны, потому что мы заключили много двусторонних договоров по обслуживанию военной техники, по созданию некоторых видов вооружения. И на многих космических планах Казахстана можно теперь поставить крест.
- Но наш главный партнер в этой отрасли Россия?
- Там на самом деле создан треугольник. Отдельные элементы промышленного оборудования для космической промышленности России поставляла Украина еще с советских времен. Создание ракеты «Зенит» мы без поддержки Украины не потянем. Да и с геополитической точки зрения не хотелось бы, чтобы Казахстан принимал участие в крымском конфликте ни в качестве сторонника, ни в качестве посредника.
- Думаете, поэтому так долго не было официальных заявлений от нас по вводу военной техники в Крым?
- Ну, войска Россия туда не вводила. Есть военные базы на Украине и, по статистике, сейчас на Черноморском флоте размещено 16 тысяч российских военнослужащих. В целом квота составляет 25 тысяч, то есть там могут оказаться еще 9 тысяч россиян.
Понятно, что украинская армия не сможет противостоять им. Она, по-моему, еще хуже, чем казахстанская. Зато может развернуться партизанская война. И в ней не бывает победителей, мы ведь видели, к чему она привела в Сирии.
Кстати, вопрос с военными базами в Казахстане сейчас приобретает иной окрас. Нужны ли они нам, если люди на них выходят за рамки своих полномочий?
А то, что украинские военные, находящиеся в Крыму, сейчас приносят присягу тамошнему новому руководству, нонсенс. Я сам служил, мой тесть был кадровым военным, так вот, присягу солдат приносит один раз в своей жизни. Если он делает это второй раз, значит он предатель. Ведь почему многие государства сохранились, да потому что люди умирали за присягу. Аморально при этом, что во время военных действий быстро возникает некая прослойка населения, которая жиреет с военных заказов.
- То есть это уже не просто война государств, а бизнес внутри самой страны?
- Да, и появляются новые нувориши, которые заинтересованы в разжигании конфликта. Первые состояния делаются именно в результате кризисов. Любых. Заработать первый миллион в стабильных системах нелегко, а в ломающихся можно за месяцы.
- Есть опасения, что после Украины придет очередь Казахстана?
- Хотелось бы их развеять, но действия России не дают этого сделать. Даже я, будучи сторонником Таможенного союза с экономической точки зрения, в нынешних условиях не могу не опасаться за независимость родной страны.
История лидеров не учит
- Возвращаясь к реакции партнеров России. Александр Лукашенко четко обозначил, что он против разделения Украины. Почему Назарбаев не озвучил свою позицию?
- Лукашенко вынужден говорить, потому что они соседи. А Казахстана может в данной ситуации цинично наблюдать со стороны, но делать при этом свои выводы. Когда в Кыргызстане разгорелся конфликт, мы не только высказывались, но и участвовали в его урегулировании. Помогли вывезти Курманбека Бакиева из Бишкека.
Понятно, что Россия заинтересована в нашей поддержке, но сдержанность в этой ситуации — верная позиция. Мне жалко украинский народ, но он сам выбрал Януковича руководить страной. Хотя нужно было понимать, что человек с уголовным прошлым, дважды судимый, не будет хорошим президентом.
Но беда лидеров многих стран в том, что история их ничему не учит. Виктор Янукович не ждал очередного Майдана и грустного исхода для себя. А ведь государственные перевороты случались и будут случаться. Как девальвация, которая приходит одна за другой, только промежутки между ними становятся все короче. У нас перерыв между первыми двумя был 10 лет, потом спустя 4 года. Следующая, я думаю, будет еще раньше, учитывая состояния экономик стран СНГ.
- Задеваете за больное. Давайте поподробнее.
- У нас отняли часть наших денег, а что еще тут скажешь? Страна не имеет четкой экономической программы развития. У нас в стране нынешнего премьер-министра как такового не видно. Хотя с ним связывались большие надежды и представляли его как профессионала и самое главное — равноудаленного от финансово-промышленных групп и не замешанного в коррупционных скандалах. Но премьер все-таки должен быть личностью и уметь выполнять обещания и брать на себя персональную ответственность. А получилось, что вместо него экономические пробелы закрывает президент.
Однако глава страны не может каждый раз устраивать разносы и принимать ответственность на себя вместо премьер-министра. Завтра может случиться ситуация, как в Украине, и тогда нужно будет его авторитетное мнение и слово. А если президент будет выступать по мелким хозяйственным вопросам, то уже не сможет выглядеть серьезно в важных вопросах.
- Хотите сказать, что президента должно быть мало?
- Да. Если он был вынужден за последние две недели дважды прикрывать премьера, то зачем нужен такой премьер? У нас есть неплохие министры, есть акимы, которые достойны быть премьерами.
- Возвращаясь к девальвации, какой у Вас прогноз по тенге?
- Даже если отталкиваться от уровня инфляции в 6—8%, то тенге будет девальвироваться дальше. Во втором квартале поднимется стоимость горюче-смазочных материалов, а они являются системообразующим фактором для повышения цен. Пока цены сдерживают административно, но если раньше правительство определяло цену ГСМ ежеквартально, то теперь оно будет делать это ежемесячно. Это для того, чтобы незаметно повышать цену на них. Думаю, что тенге будет стоить больше 200 за доллар, но это уже после 2016 года.
Все материалы этого номера “Ассанди-Таймс” можно прочитать в сборнике “Лучшее за неделю”.
Чтобы читать все материалы без купюр, оформите подписку на сборник “Лучшее за неделю” сразу на полгода или год.