Мы, старики, поневоле с течением времени становимся почти что врачами – знатоками всяких разных болячек и хворей. В первую голову, конечно, своих собственных, но и с чужими разобраться не хуже иного доктора можем. И вот вам мой диагноз: у президента нашего не иначе холецистит разыгрался. Потому как болезнь эта характеризуется приступами лихорадочной активности… увы, обычно бессмысленной.
Автор: Хаим ГРЕЦЬ
Почему я так решил? Ну, о бесполезных и порой попросту странных перестановках и перетасовках в нашем родном казахстанском руководстве не мне вам говорить — который месяц страну лихорадит. Одного сняли, другого поставили, потом глядишь — и того сняли, а поставили даже не третьего, а вообще шестого по жизни…
Это все еще не симптомы холецистита, это все другая болезнь — “государственное бессилие” называется. Потому что по большому счету от перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется, И что нам до того, что вместо одного дурака и вора на тепленькое местечко посадили другого — вора и дурака? Разве что хуже, потому как новый вор — он еще голодный…
А вот во внешнеполитической деятельности вдруг проявилась некая и в самом деле резкая концентрация активности. Для начала, как сообщили из далекого Мюнхена, “к нам приедет наш любимый” очередной обоз с дипломатами из разных стран — все они решили вдруг собраться в Алматы, чтобы опять, уже в который раз, поговорить с иранцами за жизнь, за нефть и за атомные бомбы. Почему ради такого разговора надо переться аж в Алматы? На этот вопрос без полкило казы не ответишь: ну, разве что предположить, что у иранцев, замученных санкциями, не хватает денег на билеты — осталось только чтоб до Казахстана добраться.
Впрочем, у наших доморощенных официальных источников объяснение уже имеется. Наш елбасы, если кто запамятовал, великий государственный деятель, лидер мирового броуновского движения и вообще — к нему вся международная политика уже сто лет как в очередь записалась. Просто вот именно сейчас, в нынешнем феврале, выпали номерки делегациям “Шестерки” и Ирана — причаститься назарбаевской мудрости, впечатлиться силой мысли отца казахстанской демократии. Он их примет, пловом накормит, тумары на шеи понавешает — и они сразу все успокоятся, помирятся и договорятся.
Правда, это ежели они его в Казахстане застанут. Потому как у нашего лидера, как я уже сказал, очевидный приступ холецистита, от которого он по всему миру скачет. Если повезет иранцам — получат они тумар на шею, а покуда, слышно, повезло испанскому королю Хуану Карлосу. Тумар не тумар, а орден казахстанский наш президент на него прицепил — “Алтын Кыран”.
Нет, ну а чего? Ихний король привык с диктаторами уживаться, его самого диктатор Франко королем провозгласил, так что он и от Назарбаева орден примет, корона с него не свалится. И не надо мне говорить: мол, старый Хаим не патриот. Это тот не патриот, который орденами, как побрякушками, налево и направо разбрасывается. Ничего не имею против Хуана Карлоса, но скажите мне, пожалуйста, что он такого для Казахстана сделал, чтоб алтын на него вешать?
Вот написал это — и вдруг меня осенило. Неправильно я вопрос поставил. Не “что сделал?” надо спрашивать, а “что сделает?” И вообще, вся эта с понтом внешнеполитическая возня — она не просто так, а с прицелом на будущее. Точнее, на конец этого года, когда придет время очередные Нобелевские премии раздавать.
Понимаете, а? Сядут академики из комитета ихнего разбираться — кто Нобелевки достоин, а к ним тут придут и скажут: что это вы, мол, головы ломаете? Вот он, президент всеказахстанский — чем вам плох опять? И Иран урезонить помог (даже если переговоры в Алматы провалятся — у нас ведь все равно напишут, что помог), и в мире его знают — вон, и Тони Блэр за него мазу держит, и Квасьневский, а теперь еще вот и Хуан Карлос испанский подключится, алтыном нашим пожалованный…
И вы знаете… я думаю, это хорошо. Почему? Да все просто. До сих пор вся эта операция по получению НАНом Нобелевки обходилась стране уж в такую копеечку — на нее, я себе так думаю, еще одну такую же страну, как наша, построить можно было бы. На одного Блэра миллионы уходят, а ведь и Квасьневскому дай, и на рекламу елбасы в Европе дай, на всех этих с понтом бельгийских поэтов и шведских велосипедистов… А тут — дешево и сердито: прилетел в Мадрид, королю орденок сунул — и все, и он уже вся твоя. Придет время — и в Нобелевском комитете нужным людям словечко замолвит.
Нурсултан Абишевич, свет вы наш в окошке, казы на столе и деньги на сберкнижке — большое вам человеческое спасибо за такую экономию народных средств. Наконец-то вы за ум взялись, пусть и не с той стороны, да хоть уж как-нибудь…