Подробности читайте на respublika-kaz.info/news/society/15118/
На вчерашней пресс-конференции в Алматы работник ПФ «Озенмунайгаз» Жанарбек Коражанов заявил журналистам, что на акцию протеста вышли 8 тысяч человек. Эту информацию подтвердил и оператор нефтегазодобывающего управления № 3 Естай Карашаев. В то же время, по его словам, на территории управления по освоению скважины № 5 ПФ продолжается голодовка работников «Озенмунайгаза», начатая утром 26 мая. В ней участвуют 17 человек, в том числе две женщины: Роза Тулетаева и Наталья Ажигалиева.
- У нас одного человека позавчера забрали в больницу, ему стало плохо. Остальные пока держатся. Сейчас я разговаривал с ними, давление упало у некоторых. Вокруг голодающих находятся около трех-четырех тысяч человек и работники ГУВД, — рассказал Естай Карашаев.
Мужчина сообщил, что сорок силовиков уже дважды пытались схватить и привести в суд голодающих, но каждый раз им мешали рабочие. По некоторой информации, в отношении голодающих возбуждены административные дела (за проведение несанкционированных собраний и митингов) и вроде бы имеются даже решения суда Жанаозена о наложении крупных штрафов в отношении участников голодовки и даже аресте Розы Тулетаевой и Натальи Ажигалиевой. Поэтому вокруг протестующих ведется «круглосуточное дежурство».
- Когда вчера выступил официальный представитель «РД “КазМунайГаз”» по связям с общественностью, он упомянул фамилии шести человек, которые уже уволены по приказу. Но он сказал, что уволят всех, что они никаких переговоров вести не будут (по сведениям информслужбы Социалистического движения Казахстана, на 31 мая уволены все 17 голодающих — авт.). Директор ПФ «Озенмунайгаз» Кийкбай Ешманов также заявил, что они могут уволить всех участников акции протеста. Но если, например, четыре тысячи человек сами лягут на голодовку, их поддержат семьи, дети, тогда мы найдем, наверное, самого этого Ешманова. Ведь на нефтянке держится весь город, и все, что сейчас делается в городе, это достижения нефтяников. Если на то пойдет, город, скорее всего, поддержит нефтяников, — заявил Естай Карашаев.
Между тем на бастующих оказывается сильное давление:
- Например, тех нефтяников, кто не выходит на работу (я имею в виду операторов по нефтегазодобыче), пугают, звонят по сотовой связи. Это делают инженерно-технические работники. Но их тоже можно понять, потому что они исполнители. А приказ откуда исходит? Приказ исходит, как всегда, сверху. Одного из наших лидеров, Акжаната Аминова, сегодня вызвали на допрос в Актау в ДВД области.
Атмосфера на предприятии и в городе довольно напряженная. Руководство ПФ «Озенмунайгаз» пытается снизить накал, делая подчас любопытные заявления.
- Вчера директор ПФ «Озенмунайгаз» выступил по телевизору. Он заявил, что бюджетники получают 30 тысяч тенге, но ничего, терпят, а вот нефтяники получают 300—400 тысяч, и, мол, все им мало. Это, я считаю, неправильное его высказывание: нельзя нефтяников народу противопоставлять. Или, например, аким Жанаозена Орак Сарбопеев на собрании с бюджетниками открыто сказал: «Рабочих мы будем увольнять, а ваших родственников будем принимать на работу при условии, если вы поставите подписи против голодающих и бастующих». Это провокация чистейшей воды!
Но больше всего местным жителям запомнилось другое скандальное заявление градоначальника, которое он сделал 27 мая в Жанаозене на встрече с нефтяниками. По словам работника «Озенмунайгаза», в ответ на просьбу оказать содействие в освобождении из-под административного ареста юриста независимого профсоюза нефтяников «Каражанбасмунай» Натальи Соколовой г‑н Сарбопеев назвал женщину «кафиром» (неверной). Напомним, что ранее суд приговорил юриста к восьми суткам ареста за организацию несанкционированной забастовки нефтяников Каражанбаса.
В качестве подтверждения сказанному Естай Карашаев предоставил нашей редакции фрагмент видеозаписи той встречи акима с нефтяниками. На ней видно, как аким Жанаозена Орак Сарбопеев выступает в кругу рабочих и в ответ на одну из реплик заявил на казахском, в частности, следующее: «Мен далада биреуди издеп, ия, онын кафирдин тюрмеден шыгармаймын», что в переводе звучит так: «Не буду я никого искать, не буду вызволять из тюрьмы кафира».
Это высказывание г‑на Сарбопеева, утверждает озенмунайгазовец, вызвало бурю негодования у присутствовавших на встрече нефтяников. Естай Карашаев считает, что местный градоначальник занимается как минимум разжиганием межнациональной розни, и на скамье подсудимых в данном случае должен оказаться именно он, а не Соколова.
- Это межнациональная рознь, я считаю. Значит, он идет против политики президента, что ли? Это его грубейшая ошибка, — отметил рабочий и добавил, что эта видеозапись уже гуляет по мобильным телефонам. — Сейчас у всех работников на сотках есть этот ролик.
Этот же чиновник, сообщает в свою очередь информационная служба Соцдвижения Казахстана, «в своих высказываниях 27 мая утверждал, что все действия рабочих незаконны и будут подавлены силой, а юриста профсоюза Наталью Соколову надо посадить надолго и вообще не выпускать».
Напомним, что на акцию протеста работники ПФ «Озенмунайгаз» АО «Разведка Добыча “КазМунайГаз”» вышли с требованием о повышении оплаты труда. Как мы уже писали, нефтяниками было выдвинуто шесть требований, касающихся вопроса изменения системы оплаты труда, главными из которых являются возвращение выплат полного размера премий, иных выплат, а также перехода на старую тарифную ставку заработной платы.
Тем временем в распространенной сегодня Соцдвижением информации говорится: «Сейчас бастующие верят только своим рабочим лидерам, они выписали доверенности Наталье Соколовой и известному профсоюзному деятелю Мухтару Умбетову на ведение переговоров, но власти и работодатель используют сейчас пока только методы устрашения и репрессий. Сейчас вся охрана месторождений вооружена огнестрельным нарезным оружием, а в область прибывают все новые подразделения внутренних войск со всех регионов страны. На данный момент работа АО “Каражанбасмунай”, ПФ “Озенмунайгаз” и ТОО “Ерсай” полностью парализованы забастовкой, в которой уже участвуют 15 тысяч нефтяников.
К акции протеста могут в ближайшее время присоединиться рабочие еще ряда компаний и таким образом забастовка примет региональный характер. Если требования участников стачки не будут удовлетворены и продолжится политика увольнений и репрессий, нефтяники разных коллективов, их дети и жены, а также уже безработные коллеги намерены провести массовую демонстрацию в областном центре Мангистауской области — Актау — уже не только с социальными, но и политическими требованиями».
Видеосюжет смотрите на Youtube
Read more here:
Нефтяники не желают покоряться